История таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:07, реферат

Краткое описание

Точкой отсчета зарождения таможенного дела на Руси принято считать договоры с Византией, заключенные князем Олегом в 907, 911 годах, в которых закреплены такие элементы таможенного дела, как взимание пошлин и порядок таможенного обложения. До заключения договоров таможенная политика Русского государства носила случайный, эпизодический характер, сводилась к вывозу дани, находилась в ведении князя и приближенных к немногочисленной группе состоятельных граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

История таможки.docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

История таможки. VIII – XI века

 

Точкой отсчета зарождения таможенного дела на Руси принято считать договоры с Византией, заключенные князем Олегом в 907, 911 годах, в которых закреплены такие элементы таможенного дела, как взимание пошлин и порядок таможенного обложения. До заключения договоров таможенная политика Русского государства носила случайный, эпизодический характер, сводилась к вывозу дани, находилась в ведении князя и приближенных к немногочисленной группе состоятельных граждан. Собственно последние и принимали непосредственное участие при заключении международных договоров. Также существовало два торговых пути: первый, наиболее значимый для «руссов», - от Ильмень-озера по Днепру к Черному морю и затем в Византию – «путь из варяг в греки»; второй – по Волге к Каспийскому морю и затем в Багдад. Торговля осуществлялась с болгарами, хазарами, а также с византийцами, но преобладал военный, захватнический характер обмена.

Таким образом, договорами 907, 911, 941, 945, 971 греки стремились обезопасить себя от нападений Руси, заменив насилие мирным обменом.

По договору 911 купцы в Царьграде находились на содержании византийского императора, а торговые отношения осуществлялись по формуле: «и да творять куплю, яко же им надобе, не платяче мыта ни в чем же». Мыт – это торговый сбор, взимаемый за провоз товара через заставы, пользование местом для торга, аренда торговых площадей, покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям. Для взимания сбора организуются специальные места: «погосты» и «станы». В договоре 945 русские в Царьграде должны были проходить регистрацию, проживали (не более 6 месяцев) на подворье монастыря в предместье Константинополя. В город русских купцов пускали группами не более 50 человек, без оружия, в сопровождении чиновников, которые несли ответственность за их жизнь. Получали «месячину» - хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты, а также бесплатно пользовались банями и имели право требовать на обратную дорогу якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.

 

Но были и свои ограничения, например, на приобретение парчовых тканей, производимых в императорских мастерских, - на каждого человека товара на сумму не более 50 золотых; русским запрещалось зимовать в Царьграде и в устье Днепра. Статья 5 Договора 945 г. гласила, что «ежели русин украдет что-нибудь у грека или грек у русина, да будет строго наказан по закону русскому и греческому; да возвратит украденную вещь и заплатит цену ее вдвое»[1] то есть можно смело говорить о том, что до принятия Христианства на Руси решение всех международных вопросов происходило совместно как со стороны нарушившего договор, так и со стороны обвинителя.Таким образом, период конца VIII – XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих правовых и организационных основ административно – правового режима обеспечения таможенного дела. В IX веке возникают новые торговые пути: по Дону, по Волге, и новые города: Ладога, Новгород, Смоленск, Чернигов, Любеч, Волоколамск и другие, но все же главную роль в тот период играли Киев и Новгород.

Основными статьями экспорта в то время были хлеб, медь, воск, рабы. Импортировали в основном предметы роскоши и оружие.

XII – XIII века

В период раздробленности Киевской Руси содержание таможенного дела стало в большей степени, чем прежде, определяться внутренними экономическими интересами. В «удельное время», несмотря на разобщенность между удельными княжествами, развернулась бурная торговля княжеств между собой. На границах княжеств стали возникать таможенные заставы, поэтому можно считать, что это была такая же внешняя торговля, как и обмен с греками. Появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация: существовали «мыт», «перевоз», «гостиное», «амбарное», «вес», «мера» и др. Контроль над «весами» и «мерами» осуществляло духовенство. При этом пошлиной оплачивались не только сами торговые сделки, но и различные действия, связанные с хранением, перемещением товаров, определением их количества и качества. Возникают сборы за провоз товаров, использование амбаров, взвешивание, измерение, наклеивания ярлыков, клеймение, прикладывание печатей т. п. Максимальной дробности эти сборы достигают в XV-XVI веков, многие из них появились еще во времена Киевской Руси .Связано их появление с тем, что князья, завоевавшие какие-либо города или земли, стали взимать в свою пользу поборы со всех, кто продавал здесь товары или просто был проездом в этих местах. Со временем князья, олицетворяющие собой власть, обосновывали необходимость данных сборов заботой о безопасности самих же купцов (например, ведением борьбы с разбойниками, нападавшими на торговые караваны) или организацией строительства и ремонта дорог, мостов, переправ. Пошлины, взимавшиеся в удельное время, условно можно разделить на четыре группы: торговые, проезжие, за обслуживание и штрафные. Всего же взималось до сорока различного рода и наименования пошлин. К штрафным пошлинам в то время относились «промыт» и «замыт». Попытка уклониться от уплаты мыта, например путем объезда застав, каралась штрафом, именуемым «промыт». Он был довольно высок, в середине XV века промыт составлял 6 алтын с воза. Промыта - уклонение от уплаты мыта - наказывалась штрафом, а лицо, совершившее это деяние, наказывалось кнутом. Промыт - наказание за неуплату мыта - составлял сумму в размере двух пошлин. С привоза товара взимался «замыт», его нередко брали вместо мыта, отсюда и его название. Заповедью назывались пеня за неуплату пошлины при продаже или покупке лошади и штраф, взимаемый с купцов за складирование товара в домах частных лиц, помимо гостиного двора. Величина заповеди составляла 2 рубля (рубль шел государству, второй - таможенникам). Протаможы - штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможню. Протамга - пеня за неявку товара в таможню. Эти и другие виды пошлин подробнее рассмотрены в Таблице

Основные сборы, взимаемые на территории Российского государства до XVIII века

 

Характер сбора

Название пошлины

Объяснение

Размер

Сборы проезжие, взимавшиеся за пользование искусственными и водными путями сообщения.

Мыт

основная пошлина за провоз товаров

от 0,5 до 1,5

копейки с воза

Мыто сухое

Пошлина с товаров, провозимых по суше

Не было фиксированного размера

Мыто водяное

Пошлина, взимаемая с количества судов

Не фиксированного размера

Промыт

Штраф за попытку уклонится от уплаты пошлины

двойной мытв середине XV века промыт составлял 6 алтын с воза.

Заповед

Штраф с купца как личности за попытку уклонится от уплатыпошлины;

 

Посаженное

Разновидность мыта, взимавшегося в зависимости отвеличины воза в саженях

Чем больше воз, тем больше был размер посаженного

Головщина

Сбор с находящегося в возу человека (пассажира)

Размер в разной местности существенно различался и доходил до трех копеек счеловека

Задние калачи

Сборы, взимавшиеся с купца и сопровождающих его лиц при возвращении после распродажи товаров

0,3 копейки с человека

Костки

Иногда собиравшийся сбор с сопровождавших товар людей

0,5 копеек с души

Мостовщина

За проезд по мосту

До 1 рубля за человека с лошадью

Перевоз

За перевоз товара через реки

До 1 рубля за человека с лошадью

Носовое

Сбор с судов в зависимости от их количества

Одна – две деньги

Шестовое или береговое

Сбор с судов по причаливанию к берегу

Одна – две деньги

Торговые сборы

Явка

Сбор с торговца за предъявление товара на заставе

0,5 -1,5 копейки

Замыт

Сбор за право торговать определенным товаром

0,5 копейки с каждого  рубля стоимости товара

Пошлины за наем помещения под торговлю или за складку

Гостиное

Сбор за право иметь склады

 

Амбарное

Сбор за наем амбара под товар на гостином дворе

0,5-2 копейки за  неделю хранения

Полавочное

   

Поворотное или подворное

За проезд через ворота гостиного двора

 

Позем

   

Свальное

За разгрузку товара

 
       

 

 

 

 Также существовали фискальные пошлины, такие как порядное, восмичее, искунное; сборы с наложения таможенных знаков: узловое(за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки, и др), поузольщина; специальные сборы с продажи лошадей: пятно, писчее, поводное; сборы с продажи скота: роговое, привязное (за привязывание скота на торгу); сборы за определение количества товара: висчее или пудовое (за взвешивание товара), контарное, подъемное, рукознобное, померное (за измерение товара).Товар осматривался прямо у стен городов, так как таможенная служба еще не была по настоящему налажена, в некоторых княжествах – воинами-охранниками. Зачастую пошлиной служили те же продукты, которые привозились на продажу (пара яиц из корзины, часть молока из кувшина). У торговцев побогаче проезжая пошлина бралась солью, мехами, а также серебром в пользу княжеской казны или монастырей, церквей, приходов. Основными нормативными актами, регулирующими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В 1124 году выходит свод законов «Русская Правда», в состав которого входит Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха. В нем впервые объяснены обязанности мытника, функции и степень юридической значимости во внутренних делах государства. В главе «О татбе» говорится, что в случае покупки краденного на торгу следует привлечь свидетелями двух свободных людей или мытника, таким образом, можно говорить о том, что мытник – юридически значимое, государственное лицо. В разделе «О своде же» говорится о присутствии мытника при разбирательстве дела о воровстве. В разделе «О Мостницех» говорится о взимании мыта при проезде через мосты, а также об обязанностях мытника по содержанию мостовых переправ.

XIII – XV века

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово «тамга», означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. В это же время вводится и таможенная откупная система, просуществовавшая с небольшим перерывом до 1762 г. Суть данной системы состояла в том, что порядок установления таможенных правил и порядок взимания таможенных платежей отдавался на откуп тем лицам, которые могли купить это право у монголо-татарских ханов. Как правило, это были хивинские и хорезмские купцы.Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества. Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег (т. е. 0,5 - 1,5 копейки) с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина (от двух до четырех денег с телеги с лошадью) и др. Особым вариантом проезжих пошлин была плата за проезд по мосту («мостовщина») или переправы через реки («перевоз»).

 

 

 Ей подлежали также только торговые люди, двигавшиеся с товарами. Этот сбор поступал в казну великого князя или вотчинника, во владениях которого находились мост или переправа. Фиксированной ставки не было, скорее всего это зависело от владельца данного моста или переправы. Если проезжавшие были не в состоянии заплатить данные пошлины, товар подлежал конфискации. В конце XV в. в фискальных целях предпринимались неоднократные попытки упорядочить таможенные сборы и пошлины с иностранцев. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить многочисленные таможенные правила, существовавшие в сфере внешней торговли, что в итоге привело к разработке единой торговой и таможенной политики на всей территории Московского государства. Таможенная служба в России в конце XVI в. - начале XVII в. была «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. По откупной системе таможенная служба формировалась следующим образом. В одних случаях вопрос о передаче какой-либо таможни на откуп решался московским приказом, в других - областным воеводой. Откупщику выдавалась откупная грамота, в которой точно и подробно определялись все откупные условия (виды и размеры платежей, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок и способы их взимания, место и сроки уплаты).Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству определенной суммы в установленные сроки, что подтверждалось его поручителями, которые в случае неуплаты откупщиком указанной суммы обязаны были погасить его задолженность. Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года.

 

Вопросы таможенного обложения в этот период регулировались в основном двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. «Стараясь о том, чтобы никто не избегал уплаты таможенных сборов, проезжая мимо городов, где устроены таможни московское правительство иногда заводило переписку об этом с соседними владельцами.» Известен случай, «когда Муромские наместники при Иоанне III поймали казанского татарина, который ехал с товарами через Мордву и Новгород Нижний и Муром объехал, избывая пошлин, Великий князь написал Мегмет Амину, казанскому царю, чтобы тот запретил своим татарам ездить на Русь иначе, как через Нижний»

XVI – XVII

Таможенная служба в России в конце XVI в. - начале XVII в. была «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность.

В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты были переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мыт, а вторую половину передавать в казну. В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России.

Информация о работе История таможни