Индикаторы риска в системе контроля таможенной стоимости товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

В работе были решены следующие основные задачи:
1. Изучена система управления рисками в Федеральной таможенной службе РФ;
2. Рассмотрены основные понятия СУР;
3. Изучены способы регулирования СУР законами Таможенного союза и Российской Федерации;
4. Рассмотрена методика контроля таможенной стоимости с использованием профилей риска.
5. .Рассмотрены перспективы применения индикаторов риска в системе контроля таможенной стоимости на примере Краснодарской таможни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ СУР НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА…………………………….. . 6
1.1. Основные понятия СУР, цели применения СУР…………………………6
1.2. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации…………………………………………………………10
1.3. СУР в Таможенном Союзе……………………………………………….20
ГЛАВА 2. ИНДИКАТОРЫ РИСКА ПРИ КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ…………………………………………………………………..24
2.1 Методика контроля таможенной стоимости с использованием профилей риска …………………………………………………………………………….24
2.2. Перспективы применения индикаторов риска в системе контроля таможенной стоимости на примере Краснодарской таможни………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.32 Кб (Скачать файл)

              Система разделения участников  ВЭД на секторы имеет недостатки. Это длительное время, которое  уходит на рассмотрение и проверку  и формации об организации, претендующей  на включение в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении  которых таможенный контроль  при таможенном оформлении проводится  не в полном объеме. Сложность  процедур проверки и формации, применение экспертных методов  при оценке информации делают  этот процесс непрозрачным.

             В качестве направления развития  СУР, следует отметить создание  системы балльной оценки субъекта  ВЭД для его последующего отнесения  к тому или иному сектору  риска. ФТС уже проводится работа по созданию пакеты, содержащей критерии для оценки участника ВЭД. Каждому критерию присваивается балл, определенная сумма баллов предусматривает отнесение конкретного лица к зоне низкого либо высокого риска. Такой подход позволит отойти от использования экспертного метода, в определенной степени и формализовать процесс и провести анализ исключительно на основе объективных данных с формированием в итоге взвешенного заключения.

          Необходимо создание единой базы  участников ВЭД и их последующая  градация. В случае функционирования  такой единой и формационной  базы между государственными органами эффективность мероприятий, проводимых таможенными органами совместно с другими министерствами и ведомствами в отношении «проблемных» организаций и «фирм-однодневок» несомненно бы возросла. Во многих таможенных службах Запада существует единая и формационная база правонарушителей. И если организация, скажем, имеет проблемы с соблюдением налогового законодательства, и привлекла внимание налоговых органов, то таможенные органы своевременно обладают этой информацией, и при обращении данной организации к таможне уже знают о ней. Естественно, реализация подобного механизма анализа организаций со стороны государственных органов потребует выделения немалых финансовых ресурсов. Однако в данном случае, цель выявления и своевременного  пресечения возможных правонарушений, в частности, в области таможенного законодательства, позволит избавиться от излишнего бюрократического механизма проведения совместных проверок, которые существуют сегодня.

               Еще одно очень важное направление  развития СУР - посттаможенный аудит, сводится, по сути, к контролю товаров после выпуска. На данный момент такая форма таможенного контроля закреплена в статьях 366, 376 Таможенного кодекса РФ. Это -таможенная ревизия. Процедуры, связанные с аудитом, проводимым после таможенного оформления, являются эффективным средством для осуществления таможенного конроля, так как дают более ясную и всеобъемлющую картину сделок, поскольку отражены в бухгалтерских книгах и учетных записях участников ВЭД. Одновременно они позволяют таможенным органам оказывать добросовестным участникам ВЭД содействие в форме упрощенного порядка таможенного оформления.

          Существующая система посттаможенного аудита не достаточно полно выполняет свои функции и задачи. Это выражается в основном проведением отдельных проверочных мероприятий по направлению деятельности отдела таможенной инспекции таможни; таких как проверка постановки товаров на баланс организации; проверка бухгалтерских документов и сведений (приход товара, выдача товара а производство и т.д.). Эти мероприятия носят единичный характер и не отражают глобальность проблем, которые существуют в настоящее время при таможенном контроле товаров после их выпуска. Аудит таможенных брокеров, мониторинг декларантов, новых участников ВЭД фактически являются формальностью. Единый и целенаправленный подход к анализу процессов таможенного оформления в рамках посттаможенного контроля отсутствует.

           Поэтому для исправления сложившейся  ситуации необходимо на регулярной  основе осуществлять мониторинг  таможенного оформления товаров  как постоянными участниками  ВЭД, так и новыми участниками  ВЭД. При этом тщательному анализу  должны подвергаться не только  такие основные критерии как: стоимость, происхождение, тарифная  классификация товаров, но и мотивы  побудившие, например, участника ВЭД, оформлявшегося в одной таможне  осуществлять таможенное оформление  в иной таможне.

           Информация, полученная в ходе анализа участников ВЭД: их контрактов, условий сделки, сведений о фактическом место нахождении организаций, обстоятельствах таможенного оформления должна своевременно направляться в налоговую службу, органы внутренних дел для проверки организаций  на предмет «фирм-однодневок», которые своей целью ставят получение прибыли в кратковременной перспективе и в ходе своей деятельности, как правило, нарушают законодательство.

        Другое  приоритетное направление - развитие  системы электронного декларирования  товаров и расширение сферы  применения данного вида декларирования. При электронном декларировании  грузов максимальное количество  процедур можно проводить удаленно, обмениваясь с таможней электронными  документами. В этом случае таможенные  процедуры становятся более прозрачными  и комфортными для участников  внешнеэкономической деятельности. Также нуждается в развитии  система предварительного и формирования, которая функционирует посредством  интегрирования информационных  систем таможенных служб. Широкое  распространение системы предварительного  и формирования позволит расширить  возможности организаций для  предварительного декларирования.

            Следует отметить, что реализация  вышеперечисленных направлений  развития СУР должна осуществляется  на всех уровнях таможенной  системы и оказывать существенное  положительное влияние на выполнение  важнейших задач таможенных органов - обеспечение достоверного декларирования  товаров и транспортных средств  и пополнение государственной  казны. В этой связи повышение  эффективности на аналитической составляющей в работе центров анализа и управления рисками в РТУ и ФТС России должно стать решающим фактором, определяющим будущее СУР в таможенных органах РФ.

           Несомненно, что некоторые из  вышеперечисленных направлений  совершенствования СУР в той  или иной мере уже нашли  отражение в стратегии развития  СУР в таможенной службе России.

 

 

1.3. СУР в Таможенном Союзе

 

Вступление в силу ТК ТС и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», создание таможенного союза, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной СУР.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности:

на пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

на эффективность таможенного контроля;

на полноту взысканных таможенных платежей;

на ускорение товарооборота;

на расходы таможенных органов и лиц, перемещающих товары, связанные с проведением таможенного контроля;

на изменение времени таможенного оформления.

СУР невозможна без отлаженной системы обратной связи. Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам проводить их корректировку.

СУР является одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Таможенном союзе в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации (ВТО):

сокращение времени таможенного оформления;

прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая политика РФ направлена на интеграцию с мировой экономикой и активное включение в международную торговлю, которая предписывает соблюдение РФ основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал направлена на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, что ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу не декларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства. Тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и ограниченные возможности таможенной службы РФ требуют постоянного ее совершенствования и поиска оптимальных форм и механизмов осуществления своих функций.

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля выступает распространенная практически во всем мире СУР. Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств - членов ТС. Такие области рисков определяются Комиссией Таможенного союза:

1) товары, находящиеся под  таможенным контролем либо помещенные  под таможенную процедуру выпуска  для внутреннего потребления;

2) транспортные средства  международной перевозки;

3) сведения, содержащиеся  во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо  обмена, соглашениях либо иных  документах на право владения, пользования и (или) распоряжения  товарами;

4) сведения, содержащиеся  в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

5) деятельность декларантов  и иных лиц, обладающих полномочиями  в отношении товаров, находящихся  под таможенным контролем;

6) результаты применения  форм таможенного контроля.

Для этого таможенные органы должны проводить аналитическую работу и выявлять определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т.п.

В настоящее время на практике таможенные органы в РФ зачастую используют слишком упрощенные индикаторы риска. Это приводит к тому, что снижается экономическая эффективность от использования системы управления рисками. В результате применения СУР таможенными органами Российской Федерации в 2012 году были дополнительно перечислены в федеральный бюджет таможенные платежи в сумме 16,4 млрд. рублей, в 2010 году эта цифра была несколько больше – 18,8 млрд. рублей. В этой связи неоспоримой оказывается необходимость борьбы таможенных органов с фальсификациями цен сделок, в том числе путем использования системы управления рисками. Однако вместо проведения детального анализа и расследования для выявления фальсификаций сведений о цене сделки таможенные органы на практике активно используют только один-единственный показатель - цену единицы товара. При этом во многих случаях делают они это крайне прямолинейно, устанавливая среднюю цену товара по коду ТН ВЭД и в дальнейшем используя подход, в рамках которого если таможенная стоимость декларируется импортером ниже такого уровня, то это автоматически признается случаем фальсификации.

В результате использования таких "грубых" и упрощенных показателей товары, поставляемые добросовестными импортерами, часто автоматически оказываются в "группе риска", в результате чего подвергаются более детальной проверке правильности определения таможенной стоимости. Более того, в отдельных случаях таможенные органы принимают решения о невозможности принятия заявленной таможенной стоимости, несмотря на то что все документы, запрошенные в рамках проверки, представлены импортером и отсутствуют правовые основания для непризнания заявленной таможенной стоимости.

Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что управление рисками - это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений.

Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени, одним из направлений которого является внедрение и повсеместное распространение электронного декларирования товаров.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИНДИКАТОРЫ РИСКА ПРИ КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

 

2.1. Методика контроля таможенной стоимости с использованием профилей риска

 

В рамках действующей технологии управления рисками таможенная служба разработала профили рисков по КТС, которые направлены в таможенные органы в качестве инструмента оперативной оценки риска и оснований для проведении дополнительных проверочных мероприятий. В качестве основного индикатора риска заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости в настоящее время таможенными органами используется величина стоимости единицы товара, так называемый контрольный уровень рассчитывается экспортным способом на основе использования информации, содержащейся в нескольких источниках данных. Преимущественно это среднестатистические информационные сведения из базы данных ГТД, зеркальной статистики, интернет сайтов. Таможенными органами ведется работа, связанная с предотвращением недостоверного декларирования товаров, в том числе недостоверного заявления таможенной стоимости, с применением системы управления рисками (СУР). За девять месяцев 2010 года в результате применения дополнительных мер таможенного контроля в рамках СУР в бюджет дополнительно взыскано 12 миллиардов рублей (за аналогичный период 2009 года - более 6 миллиардов рублей).

Информация о работе Индикаторы риска в системе контроля таможенной стоимости товара