Индикаторы риска в системе контроля таможенной стоимости товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

В работе были решены следующие основные задачи:
1. Изучена система управления рисками в Федеральной таможенной службе РФ;
2. Рассмотрены основные понятия СУР;
3. Изучены способы регулирования СУР законами Таможенного союза и Российской Федерации;
4. Рассмотрена методика контроля таможенной стоимости с использованием профилей риска.
5. .Рассмотрены перспективы применения индикаторов риска в системе контроля таможенной стоимости на примере Краснодарской таможни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ СУР НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА…………………………….. . 6
1.1. Основные понятия СУР, цели применения СУР…………………………6
1.2. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации…………………………………………………………10
1.3. СУР в Таможенном Союзе……………………………………………….20
ГЛАВА 2. ИНДИКАТОРЫ РИСКА ПРИ КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ…………………………………………………………………..24
2.1 Методика контроля таможенной стоимости с использованием профилей риска …………………………………………………………………………….24
2.2. Перспективы применения индикаторов риска в системе контроля таможенной стоимости на примере Краснодарской таможни………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.32 Кб (Скачать файл)

Информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством /1/.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение в пределах  компетенции таможенных органов  мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья  человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания  на областях повышенного риска  и обеспечение более эффективного  использования имеющихся в распоряжении  ресурсов;

3) выявление, прогнозирование  и предотвращение нарушений таможенного  законодательства таможенного союза  и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;

затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения  таможенных операций при перемещении  товаров через таможенную границу.

Таким образом, под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг.

В таможенной сфере рисковых ситуаций избежать невозможно, поэтому определение рисков и управление ими являются обязательной и важной частью работы сотрудников таможенных органов, обеспечивающих успешное функционирование таможенной системы в целом. С точки зрения правоохранительных органов таможни, наиболее очевидными проявлениями рисков являются: контрабанда наркотиков; перевозка контрабандных грузов; риск того, что программа работы оперативного подразделения выполняется не в полной мере другие. С экономической точки зрения имеются значительные риски в валютном регулировании, недобору таможенных платежей и сборов и т.д.

 

1.2. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации

          Российская таможенная служба  играет ключевую роль в регулировании  внешней торговли страны. Постоянно  растущие объемы внешней торговли  в мире диктуют таможенной  службе России задачу максимально  возможного пополнения казны  Федерального бюджета путем проведения  политики эффективного таможенного  регулирования.

             Таможенное регулирование осуществляется  в условиях ограниченности ресурсов  у таможенных органов с одной  стороны и ростом потоков товаров  и транспортных средств с другой. При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства России. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). Под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного  оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.       Развитие системы управления рисками на этом фоне выглядит как неизбежный процесс, призванный  оптимально распределить ресурсы таможенных органов и осуществлять таможенный контроль на основе принципа выборочности.

             В Российской Федерации система  управления рисками строилась  в соответствии с международными  стандартами Всемирной торговой  организации, но с учетом особе  остей и условий национальной  экономической и политической  обстановки. В таможенной службе  Российской Федерации основные  понятия и принципы функционирования  СУР стали нормативно закреплены  лишь с введением в действие  нового таможенного законодательства  в 2003 году. На сегодняшний день проделана огромная работа по совершенствованию законодательной базы в области СУР, итогом которой стало издание Приказа Федеральной таможенной службы (ФТС) России №11 от 11.01.2008 г. «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене». Данный Приказ регламентирует работу в области СУР, раскрывает основания и порядок применения механизмов минимизации рисков, возникающих при таможенном оформлении. Основным инструментом механизма минимизации рисков при осуществлении должностными лицами таможенных органов таможенного оформления и таможенного контроля является профиль риска.           Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска.

           Этап, связанный с внедрением  элементов СУР в таможенное  оформление и таможенный контроль, формированием Концепции СУР  завершен. Завершена реализация  методологических и информационно-технических  мероприятий. Система управления  рисками выходит на логически  завершающий этап совершенствования  своего механизма.

           Основная задача, стоящая перед СУР сегодня - штатное использование информационных и методологических решений в практике деятельности таможенных органов Российской Федерации и минимизация рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном контроле.           Развитие СУР предполагает поиск направлений совершенствования уже сформировавшейся системы. А для этого необходимо охарактеризовать имеющиеся результаты функционирования системы и наметить пути дальнейшей работы в этой области.

              С момента внедрения автоматизированных  программных продуктов в области  выявления рисков многое совершенствовалось, и в итоге на сегодняшний  день таможенные органы имеют  последнюю версию программного  средства по выявлению рисков  при таможенном оформлении. Данная  версия реализовала в себе  те замечания и предложения, которые  возникали при работе с предыдущими  версиями программных средств  по выявлению рисков. Как положительную  тенденцию в системе управления  рисками следует отметить введение  профилей рисков в отношении  соблюдения права на интеллектуальную  собственность. Данные профили рисков выявляются в случае отсутствия информации о товарном знаке. Это существенный шаг по борьбе с контрафактными товарами.

             Согласно Приказа ФТС России  №11 от 11.01.2008 г., риски подразделяются  на автоматические, автоматизированные и неформализованные. Риски, содержащиеся в автоматических профилях рисков, выявляются в таможенных органах с применением специальных программных средств. Риски, содержащиеся в автоматизированных профилях рисков, выявляются в таможенных органах с применением специальных программных средств с учетом результатов самостоятельной проверки уполномоченным должностным лицом таможенного поста неформализованных индикаторов риска.

             Неформализованные индикаторы риска  подлежат проверке. В случае положительного  результата должностное лицо  таможенного поста выявляет риск, содержащийся в профиле риска, и применяет меры по минимизации  в соответствии с профилем  риска. Риски, содержащиеся в неформализованных  профилях рисков, выявляют уполномоченные  должностные лица таможенного  поста самостоятельно, исходя из  области риска.

            Формализация означает возможность  написания для профиля риска  формулы, основанной на данных  ГТД. Очевидно, что формализованные  профили рисков имеют преимущества: позволяют оперативно обрабатывать  данные и получать уже готовый  результат, а также практически  исключают субъективный человеческий  фактор в процессе таможенного  оформления и таможенного контроля. Суть проблемы состоит в том, что далеко не все профили  рисков подлежат формализации. В  качестве примера можно привести  индикаторы риска, которые основаны  на относительных показателях, т.е. когда нет ссылки на определенную  графу грузовой таможенной декларации (ГТД) или другие точные данные. В этой связи основное направление  развития системы управления  рисками представляет собой совершенствование базы данных профилей рисков. Наличие условно формализованной базы позволит в  автоматизированном режиме обрабатывать данные, лишь частично соответствующие ( например, а 50 - 90 %%) данным определенного профиля риска, схожесть с которым определило программное средство.

           Введение в действие условно  формализованной базы данных  предусматривает автоматизированную  работу с частично формализованными  профилями рисков, что в свою  очередь позволит сократить время  таможенного оформления и оптимизировать  таможенный контроль. Количество  неформализованных профилей рисков  должно быть минимально возможным, чтобы практически исключить  субъективный человеческий фактор  в процессе таможенного оформления  и таможенного контроля. Большинство  профилей рисков должны быть  автоматическими (обязательными к  применению), т.е. выявляться сервисом  выявления рисков по конкретным  направлениям таможенного контроля (тарифное и нетарифное регулирование, таможенная стоимость, страна происхождения, запреты и ограничения и т.д.).

              Однако, очевидна и еще одна  проблема функционирования механизма  профилей рисков - это согласование  проектов профилей рисков таможней  с ФТС. Этот процесс достаточно  долгосрочный, т.к. необходимо затратить  много времени на подготовку  необходимой информации для формирования  проекта профиля риска, а потом  уже пройти все стадии согласования  в Региональном таможенном управлении (РТУ) и ФТС, где, как правило, возникают  трудности. Часто нужно своевременно  принять решение об отнесении  товаров к группе риска и  сформировать проект профиля  риска в отношении этих товаров. ФТС России издает правой акт, которым утверждается профиль  риска, являющийся основанием для  применения определенных форм  таможенного контроля в отношении  тех или иных товаров или  лиц. Существующая на сегодняшний  день монополия ФТС России на утверждение проектов профилей рисков не позволяет быстро принимать решения в отношении тех или иных оформляемых товаров или лиц в соответствующем регионе нашей страны.

               Таким образом, несложно выявить одно из направлений совершенствования СУР в ближайшее время. На наш взгляд , целесообразно было бы ввести систему градации профилей рисков с тем, чтобы часть из их, при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками таможен и начальниками РТУ. Предложенный подход позволит значительно сократить временной отрезок между выявлением риска и усилением таможенного контроля отдельных товаров или лиц, в отношении которых выявлен риск до нескольких часов.

               Хотя таможенное законодательство  предусматривает право таможни  на возможность проведения тотального  таможенного контроля на основании  срочного профиля риска. Однако  срочный профиль риска также  требует согласования с вышестоящим  таможенным органом. Иногда возникают  ситуации, когда утвержденный срочный  профиль поступает от вышестоящего  таможенного органа через несколько  дней. Для совершенствования процесса  утверждения срочных профилей  рисков и проектов профилей  рисков следует рассмотреть возможность  утверждения данных правовых  документов начальниками таможен  на местах.

              Существующая система управления  рисками основывается на информации, которая в большей степени  собирается и обрабатывается  на местах. После соответствующей  обработки и анализа процесса  таможенного оформления конкретных  товаров и участников внешнеэкономической  деятельности (ВЭД), информация обобщается  и направляется в виде проектов  профилей рисков в отношении  конкретных товаров и организаций  в ФТС. ФТС в своем рассмотрении  проектов профилей рисков либо  отклоняет их, либо указывает  на недостатки, и случае, если  требуется доработка, направляет на доработку. Таким образом, отсутствует маневренность в принятии  решения, так необходимая в случае оформления товаров и участников ВЭД, относящихся к группам риска.

             В настоящее время ФТС в  целях применения выборочного  контроля ведется активная работа  по формированию зеленого, желтого  и красного секторов субъектов  внешнеэкономической деятельности. В отношении субъектов ВЭД, перемещающих  товары и включенных в зеленый  сектор, возможно проведение таможенного  контроля при таможенном оформлении  не в полном объеме. В зеленый  сектор предполагается отнесение  субъектов ВЭД, добросовестно заявляющих  сведения о перемещаемых товарах  и уплачивающих таможенные платежи  в соответствии с таможенным  законодательством. Практика показала, что к этой категории, как правило, относятся крупные субъекты внешнеэкономической  деятельности. Отнесение участников  ВЭД к красному сектору предполагает  наличие рисков, которые могут  возникнуть при таможенном оформлении  перемещаемых ими товаров и  транспортных средств.

Информация о работе Индикаторы риска в системе контроля таможенной стоимости товара