Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

 

Таможенный тариф - систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары и иные предметы при перемещении через таможенную границу государства, издавшего Т.т. Чаще всего Т.т. содержит: детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

 

Региональное таможенное управление РФ - таможенный орган РФ, являющийся правоохранительным органом, непосредственно осуществляющим таможенное дело на территории региона страны. Региональное таможенное управление действует на основании положений, утверждаемых ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений осуществляется ФТС России.

 

Таможенные формальности - предусмотренные законами и актами соответствующих исполнительно-распорядительных органов страны обязательные требования, без выполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут быть пропущены через таможенную границу. Т.ф. включают такие действия как досмотр товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов.

 

Таможня - государственное учреждение (государственный орган, государственная служба, таможенный орган), обеспечивающее порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов, взимание таможенных платежей, производящее таможенный контроль и таможенное оформление, сбор и обработку сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах, возбуждающее уголовные деда по фактам совершения таможенных преступлений, производящее дознание и осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, использующее метод контролируемой поставки, контролирующее выполнение санитарных и карантинных правил и т.п.; обычно располагается в морских портах, аэропортах и на сухопутной границе в местах пересечения ее водными, железнодорожными и автомобильными путями. В Российской Федерации Т. является правоохранительным органом, входит в единую систему таможенных органов РФ и, действуя на основании положений, утверждаемых Федеральной таможенной службой РФ (ФТС России), непосредственно осуществляет таможенное дело. Создание, реорганизация и ликвидация Т. РФ производится ГГКРФ.

 

Таможня места назначения - любая таможня государства назначения, где для всего груза или части его заканчивается перевозка по процедуре таможенного транзита.

 

Тарифные преференции - льготы по ставкам таможенного тарифа, установление которых допускается в виде освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставок пошлин или установления квот на льготный ввоз в отношении товаров, перечень которых предусмотрен законодательством страны.

 

Технические средства контроля - применяемые должностными лицами таможни при производстве контроля стационарные установки, приборы, теле-кино-фото-радиотехника, специальные инструменты и простейшие приспособления (рентгеноаппараты, металлодетекторы, газоанализаторы, радиопередатчики, эндоскопы, щупы, зеркала, шилья и т.д. и т.п.), безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений.

 

Товар - перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации имущество участников внешнеэкономической деятельности, являющееся предметом договоров купли-продажи.

 

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - систематизированный перечень товаров, объединенных в разделы и группы по признаку происхождения (промышленные, растительные, минеральные и т.д.) и по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). ТН ВЭД разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕЭС, является основой системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Система цифрового кодирования в ТН ВЭД позволяет готовить необходимую информацию в удобной форме для оперирования ею при сборе, передаче и автоматизированной обработке данных по внешней торговле и проведении экономико-статистического анализа. Второе издание ТН ВЭД (исправленное и дополненное) по состоянию на 1 января 1992 г. является официальным документом Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

 

Товарный знак - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного производителя от однородных товаров или услуг другого производителя, помещаемое на товарах, упаковке, фирменных бланках, документации, вывеске, рекламе. Т.з. может быть рисованным, графическим, объемным, комбинированным и т.д. Регистрация Т.з. дает его собственнику исключительное право пользования им.

 

Упаковочный лист - перечень (с указанием количества) предметов, находящихся в конкретном грузовом месте (ящике, кипе, коробке и т.п.). У.л. необходим, когда в партии товара в однородной таре содержатся разные по ассортименту предметы. Помещается так, чтобы таможенники, транспортники и получатели груза могли его легко обнаружить: нередко кладется в специально приспособленный карман с внешней стороны упаковки.

 

Уничтожение товара - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

 

Экспорт (от лат. exporto - выношу, вывожу) - вывоз товаров и услуг за границу для реализации их на внешнем рынке; противоположен ввозу товаров и услуг - импорту. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основным источником средств для оплаты импорта. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру.

 

Экю - условная европейская валютная единица, рассчитанная на базе "корзины" из национальных валют стран-членов ЕС. Действует с 1979 года и служит общей мерой стоимости в механизме обменных курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Единая система  таможенных органов.

 

1. Понятие таможенных  органов РФ, их правовой статус  и компетенция

1.1  ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ  ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ  ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ, СТРУКТУРА, ПРАВОВОЙ СТАТУС.

2.1 Правовое положение и компетенция  Федеральной Таможенной Службы

2.2 РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ.

 

3. Основы правового  статуса государственных служащих  таможенных органов РФ

4. Служба в таможенных  органах – особый вид государственной  службы.

 

Введение

 

Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая  система в области внешнеэкономической  деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

Таможенный Кодекс РФ регулируют компетенцию  таможенных органов, а также средства ее реализации: порядок и условия  перемещения через таможенную границу  РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и др.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового  обмена (объема, структуры и условий  экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Совокупность институтов, участвующих  в формировании и осуществлении  таможенной политики, а также набор  форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

 

1. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция

 

Таможенные органы России -- это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

 

Эмблема таможенных органов представляет собой факел и кадуцей золотистого  цвета, расположенные накрест в  поле ярко-зеленого геральдического  щита. Щит изображается на фоне золотистого цвета, орла, Государственного герба Российской Федерации.

 

Флаг таможенных органов символизирует  государственную принадлежность морских  и речных судов, плавающих под  ним. На судне, находящемся в кампании (плавании), поднимается вымпел, который носится постоянно, в течение всей кампании, в любую погоду, на ходу и на якоре.

 

Эмблема таможенных органов может  размещаться на зданиях и сооружениях  таможенных органов, на автотранспортных средствах, морских, речных и воздушных  судах таможенных органов, в залах заседания коллегий (советов) таможенных органов, в рабочих кабинетах руководителей таможенных органов.

 

Правовой статус таможенных органов  определяется их местом и ролью в  общей системе органов государственной  власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

 

Исходя из понимания федеральной  исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции  РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что  таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

 

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Однако, это отдельная тема курса и она будет рассмотрена нами позднее.

 

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

 

Компетенция таможенных органов -- это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

 

Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах -- путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.

 

Таможенные органы во исполнение возложенных  на них функций и решения, поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права (государственными и муниципальными органами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами -- как российскими, так и иностранными).

 

Правоприменение в деятельности таможенных органов -- это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающих процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной).

 

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.

Информация о работе Зарождение таможенных отношений