Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

 

     Таможенный устав  1892 года упорядочил таможенную  охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в три морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах.[2, С.47]

 

     В начале XX века в  системе российских государственных  доходов таможенные сборы играли  крупную роль, занимая второе  место после доходов от торговли  крепкими спиртными напитками. Таможенные доходы составляли 14,5% активов царского бюджета, а в абсолютных цифрах — более 200 млн руб. в год. [5 С.122]

    

     Таможенный устав  1904 года установил новую структуру  таможенных органов. Теперь таможенная  система России состояла из департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находилась под гласным надзором управляющего и состояла из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел “О привозе товаров по железным дорогам”, отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта. На содержание таможенного ведомства в 1909— 1913 гг. расходовалось ежегодно в среднем 11,5 млн руб., на пограничную стражу—14,8 млн руб. Общий расход на охрану границ специальным аппаратом в размере 26,3 млн руб. составлял всего 8% от доходов. [11, С.73].

 

     В этот период статус  таможенной службы, ее функции,  полномочия, организационная структура  не оставались неизменными, они  приспосабливались, видоизменялись  в соответствии с внутренними  и внешними экономическими интересами  и потребностями государства. В развитии таможенной системы в этот период можно выделить несколько этапов.

 

     Ко времени Октябрьской  революции таможенное дело в  России регулировалось Уставом  1910 года. Таможенным делом руководил  образованный в 1864 году в составе  Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы. Таможенная система в России практически была разрушена. В сентябре 1917 года на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке наркома финансов В. Р. Менжинского. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Таможенные учреждения признавались органами центральной Советской власти, никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен (ст. 4. 5). В целом этот декрет был крупным актом о создании советских таможенных учреждений.[11, С.76]

    

     Декретом СНК от 29 июня 1918 года департамент таможенных  сборов был переименован в  Главное управление таможенного  контроля, которое переходило в  подчинение Наркомата торговли  и промышленности (НКТиП); последний  в 1920 году был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ), к которому перешли все функции в области управления таможенным делом. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности. В соответствии с этим постановлением Главное таможенное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможенные округа стали органами НКВТ на территории СССР.[3, C.108]

 

     Новая государственная  власть, пришедшая к управлению  страной в результате Октябрьского  переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же, как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения.

 

     Переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 год формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

 

     Начальники округов,  руководимые ГТУ таможенные учреждения  подразделялись на таможни первого,  второго, третьего разрядов и  таможенные посты. К 1922 году  ГТУ объединяло 283 местных таможенных  учреждения (134 таможни и 149 таможенных постов), входивших в состав восьми округов — Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатинского, Сибирского и двух участков — Петрозаводского и Крымского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек. [3, С.110]

 

     В 1924 году Таможенный  устав законодательно закрепил  систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х  годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным  делом на всей территории Союза  ССР управлял Наркомат внешней торговли, который осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление.[1, С.4 ]

 

     Главное таможенное  управление (ГТУ) разрабатывало планы  всех таможенных мероприятий  общего характера. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная составляла незначительную часть деятельности управления; ее деятельностью занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.

 

     Таможенный устав  1924 года устанавливал сложную  четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ—ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ — районные таможенные инспекторские управления — таможни и таможенные посты). Поскольку таможни первого разряда контролировали деятельность всех таможенных учреждений, входящих в их район, то фактически получалась пятизвенная система управления. Реальная же картина организации таможенных органов была еще более разнообразной: на практике существовала и трехзвенная система управления (в УССР, в РСФСР, где районных управлений не было), и двухзвенная (три таможни — Астраханская, Архангельская и Московская — подчинялись непосредственно ГТУ).[3, С.111]

 

     Внешнеторговая политика  опять основывается на принципе  государственной монополии, а  таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений.

 

     В 1925 году в соответствии  с планом реорганизации таможенного  аппарата на местах на территории  СССР было создано 11 районных  таможенных инспекторских управлений: Карельское, Северо-западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда — в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах; третьего разряда — на грунтовых дорогах. Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производил НКВТ. Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.[7, С.51]

    

     В период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932 –1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6 — 8 раз. [7, С.52; 11, С.83]

    

     Указом Президиума  Верховного Совета СССР от 5 мая  1964 года был утвержден новый  Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 года он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего 7 статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьбы с контрабандой. К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 года существенные изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

    

     Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли. Принятые после 1964 года нормативные акты по таможенному делу не внесли существенных изменений в таможенное управление.[1, С.6 ]

 

     Развитие таможенного  дела вплоть до принятия в  1993 году Таможенного кодекса определялось  подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы. Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров — центральный таможенный орган. Главное управление государственного таможенного контроля отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа.

 

     Основными структурными  единицами ГУГТК при Совете  Министров СССР были управления  и отделы. В составе центрального  аппарата действовали: Управление  организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за печатными и аудиовизуальными материалами. [3, С.112-113]

 

     Статус таможен определялся  рядом актов. В структуру местных  таможенных учреждений могли  входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических  грузов, контроля за грузами советских выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения. Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские, (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовало пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).

 

     Увеличение числа  международных перевозок и рост  объема международного пассажирского  сообщения обусловили в 1987—1990 годах значительный рост числа  местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 года число таможен увеличилось с 87 до 95 .[8, С.32; 11, С.127 ]

 

     В это время явно  наметился переход от чисто  территориального принципа построения  местных таможенных учреждений  к созданию сети таможен по  федеративному принципу. Ряд крупных  таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

 

     Таможенный кодекс  РФ и Закон "О таможенном  тарифе", принятые в 1993 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Таможенный кодекс легализовал фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни.[13;14 ]

    

     Таким образом, несмотря  на ограниченность историческими рамками, непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт создания и функционирования таможенной службы представляет значительный теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможенной системы. Необходимо использовать исторический опыт при подготовке основополагающих таможенно-правовых актов, прежде всего актов о статусе таможенных органов разных уровней, особенно при определении их структуры и компетенции. Опыт систематизации и кодификации таможенного законодательства, освещённый в таможенных кодексах, может быть применен при создании более оптимальной модели таможенной службы и схемы управления таможенным делом. Многие правовые категории, нормы и институты кодексов, такие, как понятие и содержание таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация таможенных пошлин, система таможенных органов, специфика таможенного контроля и ряд других, необходимы при подготовке новых правовых актов о задачах, функциях и основных полномочиях федерального органа уполномоченного в области таможенного дела, региональных таможенных управлений и таможнях, а также о таможенных постах.

Информация о работе Зарождение таможенных отношений