Государственное регулирование внешней торговой деятельности и ее законодательная база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:20, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение ГРВЭД и ее нормативно правовой базы.
Задачи: Раскрыть понятие, определить сущность и виды ГРВЭД; Изучить принципы и методы государственного регулирования ВЭД; Дать понятие внешней торговой деятельности; Проанализировать законодательную базу ВЭД.
Объектом реферата является законодательная база государственного регулирования внешней торговой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное регулирование внешней торговли как
составляющая часть ВЭД………………………………………………………….5
1.1 Государственное регулирование ВЭД: понятие, сущность, виды……..5
1.2 Принципы и методы государственного регулирования…….……………7
1.3 Принципы и средства регламентации внешней торговли……………….10
1.4 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли…12
Глава 2.Законодательная база внешней торговой деятельности России……….14
2.1 Нормативные документы на международном уровне…………………14
2.2 Нормативные документы на национальном уровне……………………16
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованных источников……………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

манзура гос рег реферат.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

Юридический институт

Кафедра «Таможенное дело»

 

Реферат

по дисциплине

«Государственное регулирование ВЭД»

на тему:

«Государственное регулирование внешней торговой деятельности  и ее законодательная база »

Выполнил:

ст. гр. ТМД-110

Реббанакулыева М.В.

Принял:

доц. каф. «Таможенное дело»,

канд. ист. наук Сальникова А.В.

 

Владимир, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 Лист

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственное регулирование внешней торговли как

составляющая часть ВЭД………………………………………………………….5

1.1 Государственное регулирование ВЭД: понятие, сущность, виды……..5

1.2 Принципы и методы государственного регулирования…….……………7

1.3 Принципы и средства регламентации внешней торговли……………….10

1.4 Тарифные и нетарифные методы  регулирования внешней торговли…12

Глава 2.Законодательная база внешней торговой деятельности России……….14

2.1 Нормативные документы на международном уровне…………………14

2.2 Нормативные документы на национальном уровне……………………16

Заключение………………………………………………………………………..18

Список использованных источников……………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы реферата. Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно меняющиеся условия межстранового торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.

Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует поиск практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики.

Таким образом, вопросы стимулирования экономического развития на этапе перехода к рыночным отношениям при помощи инструментария государственной внешнеторговой политики имеют актуальное, научно-практическое значение.

Предмет реферата являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации внешнеторговой политики государства.

          Объектом реферата  является законодательная база государственного регулирования внешней торговой деятельности.

Целью исследования является рассмотрение ГРВЭД и ее нормативно правовой базы.

Задачи:

  • Раскрыть понятие, определить сущность и виды ГРВЭД;
  • Изучить принципы и методы государственного регулирования  ВЭД;
  • Дать понятие  внешней торговой деятельности;
  • Проанализировать законодательную базу ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ВЭД

1.1 Государственное регулирование  ВЭД: понятие, сущность, виды

 

К внешнеэкономическим связям относятся различные международные хозяйственные, политические и торговые отношения, такие как обмен товарами, кооперация и специализация производства, оказание технического и экономического содействия, сотрудничество в научно-технической сфере, создание совместных предприятий разных форм. Такие отношения становятся возможными в результате развития товарного производства.

Государственное регулирование внешней торговли представляет собой деятельность, направленную на регулирование и развитие отношений экономического характера с другими странами. Основными направлениями этой деятельности являются протекционизм и либерализм.

Протекционизм, как экономическая политика государства, направлен на защиту национального рынка от конкуренции зарубежных товаров или даже захват новых внешних рынков. Либерализм является противоположной по направленности политикой, целью которой является снижение барьеров, сдерживающих развитие внешнеэкономических связей и создание условий для свободной торговли.

Государственное регулирование внешней торговли в виде протекционизма и либерализма практически никогда не существует в чистом виде. Как правило, государство проводит экономическую политику, выбирая такие методы, которые необходимы для решения конкретных проблем, решаемых в стране на определенной стадии развития.

Государственное регулирование внешней торговли России обусловлено рядом причин, поскольку оно направлено на решение проблем экономического, социального и политического плана в масштабах всего государства. Поэтому государство, не смотря на все выгоды свободной торговли, не должно допускать бесконтрольного потока товаров и услуг.

Государственное регулирование внешней торговли необходимо для контроля занятости населения; защиты новых отраслей; недопущения нарушений в денежном обороте; контроля цен на товары международного обмена; обеспечения обороноспособности, правопорядка в стране; охраны экологии, жизни и здоровья населения; обеспечения жизнеспособности международных организаций.

          Основными видами ВЭД, которые выступают и объектами государственного регулирования, являются:

  • экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы (включая и бартерные операции);
  • предоставление услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности (производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных и т. п.);
  • научная, научно-техническая, научно-производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами;
  • международные финансовые операции и операции с ценными бумагами, кредитные и расчетные операции между субъектами ВЭД и иностранными субъектами;
  • совместная предпринимательская деятельность между субъектами ВЭД и иностранными субъектами, которая предусматривает создание общих предприятий;
  • предпринимательская деятельность, связанная с предоставлением лицензий, патентов, «ноу-хау» и т. п. со стороны иностранных субъектов, и наоборот.

 

 

 

 

1.2 Принципы и  методы государственного регулирования

 

Успехи и результаты деятельности любого государства на внешнем рынке определяются многими факторами. Одним из них является состав и действенность установленных государственных процедур, которым подвергается товар, пересекающий таможенную границу.

         Ввоз и вывоз товаров, как и прочие виды внешнеэкономической деятельности, являются объектом государственной политики. В процессе развития мировой торговли выработаны определенные инструменты этой политики, используемые всеми государствами мира.

         Национальная территория объявляется таможенной территорией государства, она окружается таможенной границей.

         Товар, перевозимый через таможенную границу, должен быть обязательно оформлен на таможне. Ввоз товара на таможенную территорию или вывоз его может быть запрещен или ограничен. Всем участникам внешнеторговых операций необходимы знания правил ввоза (вывоза), действующих в стране.

 В мире идет процесс  формирования единых норм и  правил на мировом рынке, а  также систем межгосударственных соглашений. Механизм регламентирования оснащен развитой информационно-технической базой.

Важной чертой механизма регламентации является комплексный подход к использованию различных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю.[10,c 235]

 Современная практика  регламентации внешней торговли  представлена набором средств  и инструментов национального и межгосударственного характера, тарифного и нетарифного стимулирования экспорта и сдерживания импорта. Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается:

1) двусторонними и многосторонними  соглашениями и договорами (ГАТТ, ВТО и др.);

2) элементами регулирования  валютных рынков;

3) типовыми условиями  «Инкотермс»;

4) страхованием валютных  рисков и т.д.

     Положениями  ГАТТ (ВТО) определены принципы и правила     международной торговли, обязательные для стран участниц. В числе основных принципов:

  • обязательное применение во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования;
  • недискриминация;
  • снижение таможенных пошлин;
  • ведение внешней торговли на частноправовой основе.

     Основу национальной  системы регламентирования внешней  торговли составляет набор допустимых:

  • методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных    элементов и тарифных предпочтений;
  • валютно-кредитных средств;
  • способов стимулирования экспортного производства;
  • технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам. Наибольшим разнообразием элементов отличаются методы нетарифных ограничений экспорта и импорта. В мировой практике их число насчитывает примерно 100 позиций.

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно запретительного характера, препятствующих:

     а) проникновению  иностранных товаров на внутренний  рынок;

     б) вывозу товаров.

    Нетарифные ограничения бывают: количественные (квота) и неколичественные (технические нормы). Весь комплекс нетарифных ограничений реализуется путем использования инструментов административного регулирования. Административные инструменты используются при недостаточной эффективности экономических рычагов.

     Государственная  внешнеторговая политика РФ осуществлялась в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» .

     В соответствии  с указанными законами методами  государственного регулирования  ВТД являются: таможенное тарифное и нетарифное регулирование. Согласно закону, экспорт и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных случаях Правительством РФ.

     Постановления  Правительства о введении количественных  ограничений экспорта или импорта официально публикуются не позднее, чем за три месяца до введения ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Принципы и  средства регламентации внешней  торговли

 

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.[9]

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

В 22 августа в 2012  года Российская Федерация официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). 
    Участие в ВТО дает стране множество преимуществ:

1. Россия станет полноправным  участником нового раунда переговоров  и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими  государствами отстаивать приемлемые  для себя позиции. В противном  случае, так как переговоры и  принятие решений в ВТО проходят  постоянно, мы должны будем присоединяться  к совершенно другой организации  и не сможем повлиять на  принимаемые решения.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговой деятельности и ее законодательная база