Государственное регулирование внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:00, реферат

Краткое описание

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.
На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой.

Содержание

1. Введение
2. Виды внешних эффектов
3. Формы государственного регулирования
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

государственное регулирование внешних эффектов.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  внешних эффектов

План работы:

    1. Введение
    2. Виды внешних эффектов
    3. Формы государственного регулирования
    4. Заключение
    5. Список используемой литературы

Введение:

Причиной существования  внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном  мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который  оказывает воздействие на состояние  других лиц.

На языке экономической  теории это означает, что потребление  или производство какого-то блага  может оказывать побочное воздействие  на потребление или производство другого блага. Такие воздействия  и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производству бетона).

  1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение  окружающей среды. Если химический завод  сбрасывает свои отходы в реку, это  приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И  в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

Положительные внешние  эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское  оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских  магистралей железной дорогой, в  свое время построило подземный  переход под путями, которыми могли  пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены  на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод  спускает в реку свои отходы, которые мешают производству  расположенного ниже по течению  реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители  прилегающих районов страдают  от вредных выбросов в атмосферу  промышленных предприятий. Положительное  воздействие: завод в маленьком  поселке ремонтирует дорогу, по  которой "заодно" ездят и  местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате  семейных пикников возникают  лесные пожары, которые вредят  лесному хозяйству. Положительный  эффект: забор предприятия не  нужно охранять, если рядом проходит  людная улица и ни один воришка  не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность  индивида уменьшается, если его  сосед ночью включает на полную  громкость музыку. Положительный  эффект: если вы разбили цветник  перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить  выгоду другим субъектам.

  1. Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного регулирования.

Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных и токсичных веществ и облекают их в форму административных приказов.

Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) – налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

Т = МЕС,

где Т – размер корректирующего  налога; МЕС – предельные внешние издержки.

Тогда МРВ + Т =MSC и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 1).

Корректирующие субсидии. Корректирующие субсидии – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

Рис. 1

Корректирующая субсидия устанавливается  в размере, равном предельной внешней  полезности на каждую единицу выпускаемой  продукции с положительным внешним  эффектом:

Ср = МЕВ,

где Ср – размер корректирующей субсидии; МЕВ – предельная внешняя полезность.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будут совпадать  с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска  продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции  размещения ресурсов уровня: Q=Qр(рис. 2).

Если корректирующий налог увеличивает  предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы  ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные  с данным эффектом.

Создание рынков прав на загрязнение. Проблема создания прав собственности – одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

Рис. 2

Отрицательные внешние эффекты  зарождаются вследствие конкуренции  между различными вариантами использования  ресурсов в случае, если права собственности  на каждый из этих вариантов еще  не закреплены. При отрицательном  внешнем эффекте дискуссионный  вопрос состоит в следующем: имеют  ли право продавцы и покупатели перекладывать  издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?

Поскольку право собственности  на реку не установлено, фирмы могут  сбрасывать в нее отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб  в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.

При положительном внешнем эффекте  права собственности тех, кто  приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют  возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.

Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем  самым определяет фиксированный  объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические  субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут  осуществлять сравнительно дешевые  меры.

Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рис. 3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 р.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.

Рис. 3  

Заключение:

Итак, четкое распределение  прав Собственности среди хозяйствующих субъектов должно приводить к тому, что любые внешние эффекты превратятся во внутренние. Внешние же эффекты проявятся только там, где права собственности размыты (например, при использовании таких ресурсов как воздух, ресурсы мирового океана и т. п.). Если права собственности четко определены, то предполагается, что рынок способен сам, без участия государства,   устранить  внешние  эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению, поскольку экстерналии носят не односторонний, а обоюдный характер. И обе стороны — источник и получатель экстерналии — могут прийти к взаимоприемлемой договоренности о том, как распределить между собой дополнительные издержки или выгоды (в случае положительных эффектов перелива). Однако на практике такие договоренности возможны крайне редко. Допустим, химическая компания загрязняет атмосферу выбросами вредных веществ, при этом отрицательные экстерналии возникают в отношении населения ближайших населенных пунктов. Теоретически соглашении между ними возможны, в реальности же требуется государственное вмешательство, которое запретило бы вредные выбросы и наложило бы штраф на компаниям Подобные примеры показывают, что в большинстве случаев рынок внешние эффекты устранить не может.

Список используемой литературы:

    • http://economyst.org.ua/microeconomika/537-gosudarstvennoe-regulirovanie-vn-effectov
    • http://modern-econ.ru/micro/gosudarstvo/blago/regulirovanie.html
    • http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=45&r=1&z=1

Информация о работе Государственное регулирование внешних эффектов