Анализ направления регламентации деятельности должностных лиц таможенных органов на примере таможни и таможенных постов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Таможенная сфера является саморазвивающейся системой Казахстана. С обретением независимости и суверенитета Республики Казахстан объективно потребовалось принципиально новое законодательство. Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений стала таможенная сфера.

Содержание

Введение
1. Таможенное дело в Республике Казахстан, его роль в обеспечении экономической безопасности страны.
§1.1. Понятие и содержание таможенного дела.
§ 1.2. Таможенная политика и таможенное законодательство.
2. Правовые основы деятельности должностных лиц таможенных органов.
§ 2.1. Основные характерные черты должностных лиц в таможенных органах.
§ 2.2. Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов.
§2.3. Организация деятельности в таможенных органах Республики Казахстан.
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Складывающаяся ситуация, в свою очередь, способствует существованию  негативных явлений: противостоянию структур исполнительной власти, коррупции, росту преступности, безответственности должностных лиц и т.д.

Дальнейший общественный прогресс и сама возможность существования  государства, способного решать ключевые проблемы общества: политические, экономические, социальные и другие во многом зависит от общего уровня социально-культурного развития и качественных показателей правовой культуры, как всего общества, так и различных социальных групп и отдельной личности. Эффективность функционирования правовой системы, совершенствование юридической практики также во многом определяется уровнем правовой культуры.

 

§ 2.2. Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов.

В последние годы вопросам изучения правовой культуры различных  социально-профессиональных групп  в юридической литературе уделено большое внимание. Чаще всего этот феномен изучается в среде профессиональных юристов. Модернизация таможенной системы как Республики Казахстан, так и России немыслима без соответствующего уровня профессиональной правовой культуры должностных лиц таможенных органов, в которой, как в зеркале, отражается достигнутый уровень развития, как таможенной системы, так и общества в целом.

Профессиональная правовая культура должностных лиц таможенных органов - это профессиональная культура каждого должностного лица, заключающаяся в уровне профессионализма служебной деятельности, отражающая степень овладения правом и практическую способность соблюдать и защищать права всех категорий граждан, включая своих коллег, а также законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и нарушителей закона.

Профессиональная правовая культура этой социально-профессиональной группы представляет сложное, многоаспектное явление, характеризующееся степенью правового развития субъекта, глубиной освоения им правовых ценностей, основанное на определённом уровне правосознания и являющееся результатом и способом профессиональной деятельности по созданию и воплощению в жизнь правых ценностей, представляющее собой совокупность представлений, ценностных ориентаций, убеждений, поступков и действий, основанных на праве, профессионально-правовых знаниях, взглядах и умениях их применять. Это осознанное исполнение должностным лицом юридических установлений, их умение грамотно пользоваться таможенным законодательством, действующими нормативными правовыми актами, руководствоваться установленными этическими нормами и правилами поведения в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Это ориентированность, прежде всего не на свои собственные оценки и интересы, а на правовые и нравственные нормы во всех государственно-значимых ситуациях.

Профессиональная культура мышления, общения и поведения, а  также другие многообразные элементы правовой культуры индивидуально и  неповторимо сочетаются и проявляются  в личностном облике каждого должностного лица.

Отличие профессиональной правовой культуры должностных лиц  таможенных органов от правовой культуры иных социально-профессиональных групп  связано главным образом со спецификой отражения юридического бытия и  той социальной ролью, которую выполняет Казахстанская таможенная служба в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Состояние правовой культуры должностных лиц таможенных органов  детерминировано действием комплекса  разнонаправленных факторов: внесистемных (общесоциальных) и внутрисистемных, действующих в рамках таможенных органов. По характеру своего воздействия они могут быть положительного и отрицательного действия. К числу первых относятся качество законодательства, нормы которого реализуются в процессе таможенной деятельности, а также правовой статус должностных лиц; учет научно обоснованных критериев эффективности правоприменения; научная организация труда должностных лиц: материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса в таможенной системе и социальный престиж должностных лиц таможенных органов.

В числе отрицательных  факторов следует выделить социальное неприятие характера деятельности таможни и проводимой ею политики деловым миром; несоответствие структуры  деятельности таможни историческим потребностям, складывающимся внешнеэкономическим отношениям в мире; различие в целях, обусловленное несогласованностью интересов на различных уровнях таможенной системы и сферы ВЭД; криминализации таможенной сферы, которой способствуют сверхприбыли от контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей; дискреционные полномочия должностных лиц таможенных органов, создающие почву для корыстных злоупотреблений, участия в таможенных преступлениях.

Сложившаяся система  защиты государственных интересов в сфере ВЭД, особенности ее построения и функционирования отражают низкую правовую культуру должностных лиц таможенных органов, догматизм управленческих традиций, дезориентацию в определении политических, экономических и социальных приоритетов.

Деятельность в системе таможенных органов предъявляет серьезные требования к личностным качествам должностных лиц, осуществляющих таможенное администрирование. Однако их правовая культура демонстрирует наличие деформаций, связанных с утратой основных аксиологических ориентаций, что является следствием общего социокультурного кризиса.

К деформациям и кризисным  состояниям правовой культуры среди  должностных лиц таможенных органов  следует отнести правовой нигилизм, аномию, общий аксиологический и  когнитивный вакуум, распространение неправовых практик и противоправного поведения вследствие углубляющихся процессов отчуждения общества и государства, а также отчуждение права.

Правовая культура должностных  лиц таможенных органов формируется  в условиях, когда в среде таможенников и участников ВЭД фактически как норма рассматриваются значительные сложности, возникающие при таможенном оформлении товаров. Существующий порядок предполагает, что небольшое предприятие с нестабильным, редким, малообъемным перемещением товаров из-за рубежа вынуждено пользоваться услугами таможенных посредников.

Основные вопросы в  большинстве случаев возникают  в связи с организацией перевозки  грузов от границы до места таможенного  оформления, хранения грузов во время  таможенного оформления и декларированием. На этих направлениях деятельности специализируются отдельные субъекты таможенного посредничества: перевозчик, склад временного хранения, таможенный брокер. Обладая особым статусом, посреднические организации не стесняются устанавливать повышенные цены на свои услуги.

Анализ организационно-правовых основ деятельности таможенных органов  позволяет многим исследователям утверждать о том, что в построении и функционировании сложившейся системы защиты государственных  интересов отражается низкая правовая культура, догматизм управленческих традиций, дезориентация в определении политических, экономических и социальных приоритетов.

Правовое воспитание, заключающееся в формировании у  должностных лиц уважительного  отношения к закону, относящееся  непосредственно к каждому должностному лицу; развитии чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, основанное на систематическом правовом обучении и подкрепленное положительными примерами правовой практики в полной мере в системе  таможенной службы как комплексный процесс не сформировалось, концепция правового воспитания не сформулирована.

Весь ход развития постсоветской истории, как Казахстана, так и России показывает, что одной из проблем, носящих системный характер и наиболее существенно влияющей на снижение темпов формирования условий развития правовой культуры, является коррупция в таможенных органах. Пути решения этой проблемы сдвигаются в общесоциальную область — силами и возможностями всего общества.

Сведения о степени  коррупционной поражённости отечественной таможенной системы в ведомственных источниках не систематизируются и не публикуются, что можно расценивать, как отсутствие соответствующих ведомственных исследований по этому вопросу.

§2.3. Организация деятельности в таможенных органах Республики Казахстан.

 

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможно лишь при  наличии определенного организующего  начала, направляющего и регулирующего  активность этого компонента системы, управляющего им. Эта область управления, формирующая у специалистов теоретические знания и практические навыки, которые позволят добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей.

Системы управления в  таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов.

Практика показывает, что управление без специальных  управленческих знаний приводит в таможенных органах к существенным просчетам  в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан и защиты се экономических интересов.

Для выполнения задач  и функций, возложенных на таможенные органы Республики Казахстан необходимо раскрыть сущность и содержание управления. Понятие "управление" в современной экономической науке рассматривается как наиболее эффективный тип управления, отвечающий задачам рыночной экономики. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение:

Управление это непрерывный  информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Для формирования и реализации управленческого воздействия необходимо наличие:

  • субъекта управления или управляющей системы, подсистемы;
  • объект управления или управляемой системы;
  • организованные прямые и оборотные связи между субъектом и объектом управления.

В совокупности субъекта управления, объект управления и взаимосвязи  между ними образуют систему управления в таможенных органах.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным, сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т.е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, (областного) Департамента таможенного контроля и КТК РК, осуществляющие целенаправленное воздействие.

К объектам управления таможенных органах  относятся исполнители решений, приказов, поручений субъектов, специалисты  таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические  таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности.

Управление в таможенных органах  носит ступенчатый, иерархический  характер. Различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступает и как субъекты, и как объекты управления, Каждой ступени и уровню управления соответствует свой субъект и объект. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов нужно рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительных действий. Соответственно, и управление, как вид деятельности в такой структуре, имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Существенную роль в  системе управления играет взаимосвязи  и взаимоотношения между субъектом  и объектом управления, зависящих  от организационной структуры управления, других факторов. Теория гласит, что  субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Это информация перерабатывается субъектом управления, в результате чего принимается решение, которому придается одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекта управления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту управления по канату обратной связи. Таким образом, управление является относительно неэффективным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами по Драганову В.Г. обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них, что можно представить в виде стрелок на схеме.

Система управления в  таможенных органах состоит из следующих  компонентов:

  • механизма управления;
  • структуры управления;
  • процесса управления;
  • механизма совершенствования системы управление

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

Структура управления включает: органы управления, кадры и технические  средства управления.

Процесс управления - это  деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.

Информация о работе Анализ направления регламентации деятельности должностных лиц таможенных органов на примере таможни и таможенных постов