Анализ влияния различных факторов на формирование ввозных цен на (кофе)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 19:51, реферат

Краткое описание

В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы мировых цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье.
Мировые цены продукции обрабатывающей промышленности. В качестве мировых цен продукции обрабатывающей промышленности, как правило, выступают экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции. Базой импортных цен являются цены, что формируются этими компаниями на внутреннем рынке.

Содержание

Глава 1.Теоретические аспекты формирования мировых цен при торговле товарами
1.1 Особенности формирования мировых цен
1.2 Основы формирования мировой стоимости
1.3 Мировая цена и факторы, влияющие на ее формирование
1.4 Ценообразование на различных типах мировых рынков
Глава 2.Анализ влияния различных факторов на формирование ввозных цен на (кофе)
2.1 Динамика изменения цен и объемов поставляемого в Россию кофе (2010-2015 гг.)
2.2 Рекомендации по политике ценообразования кофе на примере «Neskafe Gold» для РФ
2.3 Анализ рынка кофе в России в 2009-2013 гг, прогноз на 2014-2018 гг

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 423.55 Кб (Скачать файл)

     Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

     Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более "легковесных" конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т. е. лучшие цены.

     Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров, заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей - поставщиков химических волокон.

     Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т. е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

     Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т. д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

     Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течении длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.

     Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т. е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

     Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т. д.

     Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т. д.

     Влияние государства на внешнеторговые цены. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т. д. в конечном счете оказывают существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

     Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

     Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые сообществами, как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

     Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие государства на уровень цен, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью повышение конкурентоспособности на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

     Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т. д.), использование которых в конечном счете оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ влияния различных факторов на формирование ввозных цен на кофе.

2.1 Динамика изменения  цен и объемов поставляемого  в Россию кофе

 

     На начало 2010 года средняя цена составляла 86 долларов за килограмм. Незначительное ее уменьшение во 2 квартале (до 80 долларов) было лишь эпизодом. Последующие полтора года тенденция была неизменный – значительный рост цен. Максимальная цена зафиксирована на отметке в 143 доллара (первый квартал 2012). Стоимость увеличилась на 79%, в этот период объемы импорта кофе существенно упали.

 

Изменение цен на импорт кофе

     Начиная со 2 квартала 2012, цены постоянно снижались. Итог – в 4 квартале 2012 г. таможенной статистикой импорта кофе были зафиксированы рекордные объемы поставок (38 094 тонны). За 3 года ввезено 331 955 тонн на сумму 1 332 500 000 долларов. Средняя цена за килограмм увеличилась за 3 года на 50%, но падения объемов ввоза не произошло. Напротив, количество ввозимого в страну кофе выросло на 58% в отношении к 2010 году.

Сорта кофе, импортируемого в РФ

     Глубокое заблуждение, что все виды кофе идентичны по вкусу и составу. Кофейные зерна отличаются процентным содержанием в них кофеина и масел. 88% импортируемого в РФ напитка занимают два сорта нежареного кофе: «Робуста» и «Арабика» (первый из представленных сортов отличается повышенным содержанием кофеина). Объемы сорта «Арабика», ввозимые в Россию, стабильны на протяжении 3 лет (40 000 тонн в год). Сорт «Робуста», его ввоз в страну, значительно вырос (с 46 000 до 60 000 тонн). Популярность этих сортов обуславливается невысокой ценой. Средняя цена «Робуста» составляет 2 200 долларов за тонну, «Арабика» дороже – 4 600 долларов тонна. Иные сорта в разы выше по стоимости, потому удельный вес импорта кофе этих сортов в Россию не превышает 12%. Российский потребитель в соотношении цена-качество предпочитает невысокую стоимость всеми любимого напитка, элитные сорта востребованы категорией населения с высокими доходами. Их количество в процентном соотношении соотносимо с объемами ввозимого в РФ дорогостоящих по стоимости сортов кофе.

Страны, экспортирующие кофе в Россию

     Мнение, что Бразилия основной поставщик кофе в Россию, ошибочно. Бразильский кофе высококачественный, но его стоимость вдвое выше подобного продукта из Вьетнама. Именно эта страна основной импортер кофе в Российскую Федерацию. Средняя цена вьетнамского кофе – 2 160 долларов за тонну. Чуть дороже данный продукт из Индонезии (страна, занимающая 3 место по объемам импорта в РФ) – 2 400 долларов, но в соотношении цена-качество очевидно преимущество кофе из Вьетнама. В денежном выражении импорт вьетнамского кофе вырос с 46 223 000 долларов в 2010 г. до 90 709 000 долларов в 2012 г. Индонезия за последний год вплотную приблизилась по объемам ввозимого в Россию кофе к Бразилии.

 

Объемы ввозиного кофе по странам

     При сохранении тенденции в скором времени Бразилия будет замыкать тройку в данной номинации. Импортирует кофе Россия и из Европы (Прибалтийские страны, Финляндия, Германия), но объем таких поставок не превышает 3%.

     Логистика и транспортная структура импортируемого в Россию кофе

     Учитывая, что основные импортеры кофе не имеют границ с Россией и находятся на других континентах (Азия, Южная Америка), альтернативы поставкам морским путем не существует (80% от объема ввозимого продукта). Именно при поставках морским транспортом себестоимость продукта самая низкая (97 долларов за килограмм). Через Балтийскую таможню прошло более 150 000 тонн ввезенного кофе. На таможне Новороссийска за это время задекларировано 90 000 тонн данного продукта. Именно в Новороссийске и Санкт-Петербурге расположены крупнейшие российские порты. Доставка автомобильным, железнодорожным транспортом имеет место из Европы (16 и 5 процентов соответственно). При доставке кофе этими видами транспорта таможенное оформление происходит на Смоленской, Брянской, Санкт-Петербургской и Калужской таможнях. Авиаперевозки дорогостоящи (447 долларов за килограмм), доля в объемах ввозимого кофе мизерна.

     Рейтинг компаний, импортирующих кофе в Россию

     За анализируемый временной промежуток кофе в Россию импортировали свыше 600 предприятий различных форм собственности. Бесспорное лидерство принадлежит компаниям «НЕСТЛЕ КУБАНЬ» (97 528 тонн) и «КРАФТ ФУДС РУС» (71 193 тонны). Доминирующее положение данных предприятий в сегменте импорта кофе в РФ неоспоримо (более 40% от всех поставок), ежегодно поставки кофе данными компаниями растут в объемах. Среди крупных импортеров кофе стоит отметить «ИМПОРТЕРЫ КОФЕ КЛД» и «НЕВСКИЕ ПОРОГИ». Доля остальных компаний в поставках кофе в Россию не столь существенна.

     Подведем итог структуре и объемам импорта кофе в РФ за 2010-2012 годы. Несмотря на громадный скачок цен, объемы импорта данного продукта в Российскую Федерацию растут. Традиционный южноамериканский поставщик кофе Бразилия постепенно утрачивает доминирующее положение, уступая конкурентам из Азии (Вьетнам и Индонезия). Гарантия постоянного спроса на кофе у населения, соответственно и прибыли компаний, импортирующих данный продукт, приводит к монополизации данного сегмента рынка крупными российскими холдингами. [5]

     В прошлом году стоимость кофейного сорта арабика выросла в среднем на 80 процентов, говорит представитель "Росчайкофе". Это произошло в связи с плохим урожаем в некоторых странах-производителях. Стоимость второго по популярности сорта - робуста - практически не изменилась. С чаем ситуация проще. Торговля проходит на аукционах, и заключенный контракт на отгрузку не предполагает перепродажи.

     Продавцов могут обязать указывать на ценнике себестоимость товара

     Сейчас компании, работающие в РФ, пересматривают каналы поставок сырья в поисках производителей, готовых дать более низкие цены, рассказывает участник рынка. В том числе пересматриваются и сорта. "Это делается, чтобы не допустить резкого роста цен", - говорит Чантурия. Издержки стараются сократить и торговля, и поставщики. Но все же процесс удорожания полностью остановить невозможно, если действуют объективные факторы. В данном случае он просто замедлился. Сильнее всего стоимость растет в высоком ценовом сегменте.

Информация о работе Анализ влияния различных факторов на формирование ввозных цен на (кофе)