Акцизное налогообложение в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной стороны акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты исчисления акцизов
Понятие акциза, роль и место акцизов по импортным и экспортным операциям в бюджете страны…………………..5
Плательщики акцизов, определение налоговой базы для исчисления акцизов, расчет и уплата акцизов……………….11
Порядок исчисления и уплаты акцизов при экспорте
товаров…………………………………………………………14
Порядок взимания акцизов при импорте товаров………….18
Анализ состояния акцизов в государствах-членах Таможенного союза
Краткий анализ акцизов Таможенного союза ………………22
Состояние акцизной политики
в государствах - членах ТС……………………………………………..25
Анализ ставок акцизов на отдельные виды товаров……....28
Гармонизация акцизного налогообложения в Таможенном союзе и ЕЭП
Опыт стран СНГ и ЕврАзЭС………………………………..32
Направления акцизной политики в ТС……………………..34
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованных источников…………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

копия Гармонизация акцизного налогообложения в Таможенном союзе и ЕЭП - копия.docx

— 100.06 Кб (Скачать файл)

- с 1 сентября 2011 г. были  значительно увеличены ставки  акцизов на алкогольную и табачную  продукцию, очередное повышение  ставок намечено на начало  ноября 2011 г.

 В Республике Казахстан  в 2011 г.:

- с начала года на 60% выросли акцизные ставки на  алкогольную продукцию. Предполагается  повышение ставок с каждым  годом на 25%;

- с начала года на 25% выросли ставки акцизов на  табачную продукцию. В последующие  три года предполагается повышение  ставок акцизов на табачные  изделия на 25%.

 На рисунке 1 представлена  динамика ставок акцизов на  спирт этиловый по странам  ТС за период с 2009 по 2013 гг.

Динамика ставок акцизов на спирт этиловый в 2009 - 2013 годах

Рисунок 1

В таблице 2 приведены ставки акцизов в евро на пиво по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг.

Таблица 2

Ставки акцизов в евро на пиво по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг.

Государство

Код  ТН ВЭД

2009,

евро *

2010, евро

2011, евро

2012,евро

2013,евро

 

Республика

 Беларусь

 

2203

 

0,04

 

0,04

 

0,1

 

0,1

 

0,2

Республика

Казахстан

2203

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1        

Российская

Федерация

2203

0,1

0,2

0,3

0,3

0,3


* В целях сопоставления  значений ставок акцизов на  товары по трем государствам - членам Таможенного союза произведен  пересчет в евро по следующему  курсу национальных валют (по  состоянию на 02.11.2011): Республика  Беларусь: 11 649,18 белорусских руб/евро; Республика Казахстан: 204,4 тенге/1 евро; Российская Федерация: 42,25 руб/1 евро.

 

2.3.Анализ ставок акцизов на отдельные виды товаров

Национальные перечни  подакцизных товаров государств - членов ТС практически идентичны.

 Различия в ставках  акцизов на некоторые из подакцизных  товаров весьма незначительны  (уровни ставок акцизов имеют  достаточно сближенные значения, либо размер отклонений уровней  акцизов между собой невелик), однако по большей части товарных позиций, таких как бензин автомобильный, дизельное топливо, сигареты с фильтром/без фильтра, табак трубочный и т.д., как и упоминалось ранее, различия в уровнях ставок весьма значительны.

 Наиболее высокие ставки  акцизов на подакцизные товары  отмечаются в Республике Беларусь (спирт этиловый, бензин автомобильный,  дизельное топливо) и Российской  Федерации, где самые высокие  ставки установлены на пиво  и сигареты. В Республике Казахстан  наблюдаются максимально высокие  ставки акцизов на вина и  легковые автомобили (0,17 евро за  литр, 7,33 евро за 1 л. с.), на остальные  товарные позиции в Республике  Казахстан минимальные ставки  акцизов.

 Более подробно можно  проанализировать ставки акцизов  на одни из самых популярных  видов подакцизной продукции:  спирт этиловый, пиво и сигареты  с фильтром.

 В таблице 3 приведены ставки акцизов в евро 1 на спирт этиловый по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг.

 

 

Таблица 3

Ставки акцизов на спирт  этиловый (2009 - 2013 гг.)

 

Государство

Код  ТН ВЭД

2009, евро *

2010, евро

2011, евро

2012,евро

2013,евро

 

Республика

 Беларусь

 

2402 

 

2,2

 

2,4

 

5,6

 

5,7

 

5,9

Республика

Казахстан

2402 

5,0 

5,0 

5,0 

6,3 

7,8

Российская

Федерация

2402 

8,1

11,2 

15,0 

19,4 

24,8


 

* В целях сопоставления  значений ставок акцизов на  товары по трем государствам - членам Таможенного союза произведен  пересчет в евро по следующему  курсу национальных валют (по  состоянию на 02.11.2011): Республика  Беларусь: 11 649,18 белорусских руб/евро; Республика Казахстан: 204,4 тенге/1 евро; Российская Федерация: 42,25 руб/1 евро.

 

На рисунке 2 представлена динамика ставок акцизов на сигареты с фильтром по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика ставок акцизов  на сигареты с фильтром в 2009 - 2013 годах

Рисунок 2

 

Из вышеприведенных диаграмм можно увидеть:

- увеличение разрыва  между минимальными и максимальными  значениями, что также говорит  об ухудшении положения с гармонизацией  ставок акцизов на спирт этиловый, пиво и сигареты с фильтром  в ТС;

- общую тенденцию к  росту ставок акцизов на спирт  этиловый, пиво и сигареты фильтром, что говорит об увеличении  значения указанных акцизов для  бюджетов всех без исключения  государств - членов ТС.

 Пиво было выбрано  в качестве одного из анализируемых  товаров потому, что невооруженным  взглядом видна тенденция все  большего его потребления различными  возрастными группами, в связи  с чем в Республике Беларусь  ставки акцизов планируется за  осень 2011 г. поднять в 4,5 раза, а в Российской Федерации пиво  приравнивается к алкогольным  напиткам, что с 2012 г. будет подразумевать необходимость получения лицензии на его производство и продажу, запрет его рекламы на радио и телевидении, запрет продажи в ларьках и в ночное время. Ко всему прочему, к таким кардинальным поправкам в российском алкогольном законодательстве отрицательно относится Республика Беларусь, которая в ходе переговоров по согласованию единого техрегламента Таможенного союза "О безопасности алкогольной продукции" настаивала на том, чтобы статус пива как алкогольного напитка был отменен. Белорусы считают, что признание пива алкоголем повлечет за собой необходимость переоборудования действующих пивзаводов, а также излишне ужесточит регулирование отрасли. Россия в свою очередь подчеркивает, что вопрос о статусе пива является принципиальным и партнерам не стоит рассчитывать на смягчение российской позиции по этому поводу.

 Сигареты с фильтром  были выбраны в качестве одного  из анализируемых товаров потому, что борьба с табакокурением  является сложной и многоплановой  проблемой, включающей социальные, психологические, экономические,  юридические и другие аспекты.  Ее стратегическая задача - это  изменение отношения населения  к курению, осознание опасности  этой привычки для здоровья  и жизни человека, предупреждение  начала курения среди новых  поколений. С этой целью в  странах ТС рассматриваются законопроекты  по ограничению мест для курения,  запрету рекламы сигарет, запрету  спонсорской деятельности для  табачных производителей.16

 

 

 

 

3. Гармонизация акцизного налогообложения в Таможенном союзе и ЕЭП

3.1.Опыт стран СНГ и ЕврАзЭС

Координация акцизной политики в СНГ осуществляется главным  образом в рамках деятельности Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), участниками которого в настоящее  время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. В государствах - участниках ЕврАзЭС ставки акцизов  устанавливаются в процентах  к стоимости товара и в абсолютной сумме на единицу измерения в  натуральном выражении и ежегодно утверждаются правительствами. Подакцизными товарами являются этиловый спирт, алкогольная, спиртосодержащая и табачная продукция, топливо минеральное, продукты перегонки  нефти, автомобили легковые. По мере развития производства, изменений спроса населения  и потребностей бюджета список подакцизных  товаров периодически пересматривался. Так, подакцизными товарами в странах - членах ЕврАзЭС когда-то являлись: огнестрельное и газовое оружие, ювелирные изделия, натуральные  меха, изделия из хрусталя, ковры  и т.д.

 Впервые в рамках  ЕврАзЭС Базовый перечень и  Минимальные ставки на подакцизные  товары, производимые и ввозимые  на таможенные территории, были  утверждены Решением Совета глав  правительств от 24.11.1998 N 36 "О мерах  по дальнейшей унификации акцизной  политики государств - участников  Таможенного союза". Перечень  включал восемь основных позиций  по подакцизным товарам с четкой  фиксацией единиц измерения и  ставок акцизов в евро, за исключением  спирта этилового и алкогольной  продукции, по которым не установили  минимальные ставки акцизов.

В утвержденном Решением Совета глав правительств от 06.10.2000 N 106 Плане  практических действий по гармонизации налогового законодательства государств - участников Таможенного союза на 2000 - 2002 годы принят п. 6 о проведении согласованной акцизной политики, выработке предложений по унификации методики исчисления акциза, выравниваю ставок акциза на импортируемую и производимую продукцию, а также унификации базового перечня подакцизных товаров. Очередным этапом работы по согласованию акцизной политики стало принятие Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 14.09.2001 N 28 об утверждении Базового перечня и минимальных ставок на подакцизные товары, производимые и ввозимые на территорию государств - членов ЕврАзЭС, определении нижней границы акцизных ставок, максимальный уровень ставок не ограничен.

 В связи с переходом  государств - членов ЕврАзЭС во  взаимной торговле на принцип  взимания косвенных налогов по "стране назначения" проблема  гармонизации акцизной политики  приобрела определенное своеобразие.

 Правительства сторон  корректируют ежегодно устанавливаемые  ставки акцизов и перечень  подакцизных товаров с учетом  экономической ситуации, принимают  дополнительные защитные меры  в интересах собственных производителей  и сохраняют имеющиеся дифференцированные  ставки в соответствии с национальными  приоритетами и формированием  доходной части бюджета. В данной  ситуации в рамках ЕврАзЭС  необходимо согласование общей  позиции по методике и методологии  определения ставок акцизов на  подакцизную продукцию во избежание  мер прямой и косвенной дискриминации  импортируемых товаров.

 Процесс гармонизации  требует наличия четко сформулированных  налоговых законодательств, использующих  единообразный понятийный аппарат  и терминологию. В связи с этим  в Базовом перечне приняты  унифицированные единицы измерения  подакцизных товаров. В частности,  правительства государств-участников  приняли меры по установлению  ставок акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию в зависимости от содержания 100% этилового спирта.

Одним из основных моментов процесса гармонизации акцизной политики является принятое решение о проведении классификации подакцизных товаров  по кодам и единицам измерения  в соответствии с Соглашением  об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности ЕврАзЭС. Использование  принятых стандартов облегчает аналитическую  работу и позволяет принимать  эффективные решения.

 

3.2.Направления акцизной политики в ТС

Основными документами, регулирующими  взимание акцизов в ТС, являются: Соглашение от 25.01.2008 "О принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", Протокол от 11.12.2009 "О порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой  при экспорте и импорте товаров  в Таможенном союзе", Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в  электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного  союза об уплаченных суммах косвенных  налогов".

Основополагающими принципами, применяющимися при исчислении акцизов  во взаимной торговле государств - участников ТС, являются следующие:

- при экспорте товаров  применяется освобождение от  уплаты (возмещение уплаченной суммы)  акцизов при условии документального  подтверждения факта экспорта;

- при импорте товаров  на территорию одного государства  - участника ТС с территории  другого государства - участника  Таможенного союза акцизы взимаются  налоговыми органами государства-импортера,  если иное не установлено законодательством  этого государства в части  товаров, подлежащих маркировке  акцизными марками;

- при импорте на территорию  государства - участника Таможенного  союза акцизы не взимаются  по товарам, которые в соответствии  с законодательством этого государства  не подлежат налогообложению  при ввозе на его территорию. На практике этот принцип означает, что при ввозе на территорию  Российской Федерации акцизами  облагаются товары, признаваемые  подакцизными в соответствии  со ст. 181 НК РФ;

- ставки акцизов на  импортируемые товары во взаимной  торговле не должны превышать  ставок акцизов, которыми облагаются  аналогичные товары внутреннего  производства. Реализация этого  принципа означает, что в отношении  товаров, ввозимых на территорию  РФ, и товаров, произведенных на  территории России, применяются  единые ставки акцизов, установленные  ст. 193 НК РФ;

Информация о работе Акцизное налогообложение в Таможенном союзе