Акцизное налогообложение в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной стороны акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты исчисления акцизов
Понятие акциза, роль и место акцизов по импортным и экспортным операциям в бюджете страны…………………..5
Плательщики акцизов, определение налоговой базы для исчисления акцизов, расчет и уплата акцизов……………….11
Порядок исчисления и уплаты акцизов при экспорте
товаров…………………………………………………………14
Порядок взимания акцизов при импорте товаров………….18
Анализ состояния акцизов в государствах-членах Таможенного союза
Краткий анализ акцизов Таможенного союза ………………22
Состояние акцизной политики
в государствах - членах ТС……………………………………………..25
Анализ ставок акцизов на отдельные виды товаров……....28
Гармонизация акцизного налогообложения в Таможенном союзе и ЕЭП
Опыт стран СНГ и ЕврАзЭС………………………………..32
Направления акцизной политики в ТС……………………..34
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованных источников…………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

копия Гармонизация акцизного налогообложения в Таможенном союзе и ЕЭП - копия.docx

— 100.06 Кб (Скачать файл)

Если товары приобретаются  на основании договора (контракта) между  налогоплательщиками РФ и государства - члена Таможенного союза и  при этом товары импортируются в  Россию с территории третьего государства - члена Таможенного союза, акцизы уплачиваются налогоплательщиком РФ - собственником товаров.

Допустим, товары реализуются  налогоплательщиком одного государства, входящего в Таможенный союз, на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора налогоплательщику другого государства - члена Таможенного союза и  в то же время импортируются с  территории третьего государства, входящего  в Таможенный союз. В этом случае уплата акцизов осуществляется налогоплательщиком государства - члена Таможенного  союза, на территорию которого импортированы  товары их собственником.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных  подакцизных товаров. Акцизы, за исключением  акцизов по маркируемым подакцизным  товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем  принятия на учет импортированных товаров.

Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган  налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем  принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией  налогоплательщик представляет в налоговый  орган следующие документы:

- заявление на бумажном  носителе (в четырех экземплярах)  и в электронном виде;

- выписку банка, подтверждающую  фактическую уплату акцизов по  импортированным товарам;

- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение  товаров с территории одного  государства - члена Таможенного  союза на территорию другого  государства - члена Таможенного  союза. Указанные документы не  представляются в случае, если  для отдельных видов перемещения  товаров оформление таких документов  не предусмотрено законодательством  государства - члена Таможенного  союза;

- счета-фактуры, оформленные  в соответствии с законодательством  государства - члена Таможенного  союза при отгрузке товаров,  в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

- договоры (контракты), на  основании которых приобретены  товары, импортированные на территорию  Российской Федерации с территории  государства, входящего в Таможенный  союз, об изготовлении товаров,  на переработку давальческого  сырья;

- информационное сообщение,  представленное налогоплательщику  одного государства - члена Таможенного  союза налогоплательщиком другого  государства - члена Таможенного  союза либо налогоплательщиком  государства, не являющегося членом  Таможенного союза (подписанное  руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные  с территории третьего государства  - члена Таможенного союза. Оно  должно содержать такие сведения  о налогоплательщике третьего  государства - члена Таможенного  союза и договоре (контракте) о  приобретении импортированных товаров,  заключенном с налогоплательщиком  этого третьего государства, как  номер, идентифицирующий данное  лицо в качестве налогоплательщика  государства - члена Таможенного  союза, полное наименование налогоплательщика  (организации или индивидуального  предпринимателя), его место нахождения (жительства), номер и дату договора (контракта), а также номер и  дату спецификации;

- договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор  (контракт) (в случаях их заключения);

- договоры (контракты), на  основании которых приобретены  товары, импортированные на территорию  государства - члена Таможенного  союза с территории другого  государства, входящего в Таможенный  союз, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или агентскому договору (контракту).13

Налоговая база для исчисления акцизов по товарам, произведенным  из давальческого сырья, определяется как объем подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении.

В случаях неуплаты, неполной уплаты акцизов по импортированным  товарам, уплаты их в более поздний  срок по сравнению с установленным, а также при выявлении фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока  либо в случаях несоответствия сведений, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза, налоговый орган взыскивает акцизы и пени в порядке и размере, установленных законодательством  Российской Федерации.

Российские налогоплательщики - производители подакцизных товаров, использующие в качестве сырья импортированные  из государств, входящих в Таможенный союз, подакцизные товары, имеют  право на вычет суммы акциза, уплаченной при ввозе этих товаров в порядке, предусмотренном гл. 22 НК РФ.14

 

 

 

 

2. Анализ состояния акцизов в государствах-членах Таможенного союза

2.1.Краткий анализ акцизов Таможенного союза

В своих налоговых реформах государства - участники Таможенного  союза (далее - ТС), как правило, придерживаются международных принципов регулирования  отношений в налоговой сфере.

 Вместе с тем существуют  некоторые различия в налоговых  законодательствах стран ТС, которые  снижают активность взаимовыгодных  торговых отношений.

Гармонизацию (сближение, унификацию) национальных законодательств в  налоговой сфере необходимо рассматривать  как одну из основных задач формирования межгосударственного интеграционного  объединения.

Таким образом, гармонизация налогообложения, особенно таких налогов, как акцизы, которые напрямую затрагивают  межгосударственные торгово-экономические  отношения, выступает как эффективный  способ формирования Единого экономического пространства (далее - ЕЭП), основанного  на свободном движении товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а также  является важным направлением налоговой  политики ряда государств, включающим систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и  налоговой политики стран, входящих в международные региональные интеграционные группировки.

Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета  современных стран. В настоящее  время в консолидированном бюджете  Российской Федерации он устойчиво  занимает четвертое место после  НДС, налога на прибыль организаций  и налога на добычу полезных ископаемых, в Республике Беларусь акцизы обеспечивают 10 - 13% доходов бюджета, в Республике Казахстан - 3 - 5% доходов бюджета. Акцизы также выполняют социальную функцию, вызванную необходимостью сокращения потребления социально вредных товаров (алкогольных и табачных изделий). В таблице 1 приведены ставки акцизов на отдельные группы подакцизных товаров в государствах - членах Таможенного союза.

Таблица 1

Ставки акцизов на отдельные  группы подакцизных товаров,

I квартал 2012 г.

 

Подакцизный товар

 

Код   ТН ВЭД

 

Ед. изм.

Ставки акцизов (в евро) *

Республика

 Беларусь

Республика

 Казахстан

Российская 

Федерация

<6>

1. Спирт этиловый <2>

2208

1 л

1,79

0,30

0,96

2. Вина

2204

1 л

0,05

0,18

0,15

3. Пиво <3>

2203

1 л

0,15

0,14

0,53

4. Сигареты с 

 фильтром

 

2402

 

1000 шт.

 

7,92

 

6,51

 

от 21,18

5. Сигареты без 

 фильтра

 

2402

 

1000 шт.

 

0,62

 

3,90

 

от 21,18

6. Автомобили 

 Легковые <4>

 

8703

 

1 л. с.

 

до 1,6

 

7,33

 

до 7,36

7. Бензин 

 Автомобильный <5>

 

2710

 

1 т

 

110,1

 

до 26,0

 

190,7

8. Дизельное 

 топливо

 

2710

 

1 т

 

70,71

 

до 3,1

 

98,47


 

В целях сопоставления значений ставок акцизов на товары по трем государствам - членам ТС произведен пересчет в евро по следующему курсу национальных валют (по состоянию на 10 апреля 2012 г.): Республика Беларусь - 10 621,85 бел. руб/евро, Республика Казахстан - 193,02 тенге/евро; Российская Федерация - 38,72 руб/евро.

<2> Республика Беларусь - этиловый  из пищевого сырья, спирт синтетический;  Республика Казахстан - спирт  этиловый неденатурированный с  концентрацией спирта 80 объемных  процентов или более, реализуемый  для производства алкогольной  продукции; Российская Федерация  - спирт этиловый из всех видов  сырья, спирт коньячный.

<3> С содержанием объемной  доли спирта этилового: Республика  Беларусь - 0,57%; Республика Казахстан  - свыше 0,5%; Российская Федерация  - 0,5 - 8,6%.

<4> Республика Беларусь - автомобили  легковые мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт; Республика Казахстан  - автомобили легковые с объемом  двигателя более 3000 куб. см; Российская  Федерация - автомобили легковые  с мощностью двигателя свыше  112,5 кВт.

<5> Класс 3 с октановым числом  от 92 до 95.

<6> С 1 января 2012 г. в Российской  Федерации установлена единая  ставка акциза на сигареты  с фильтром, без фильтра и папиросы.

 

Приведенные восемь основных групп по ТН ВЭД ТС подакцизных  товаров охватывают 60 - 80% национальных перечней подакцизных товаров государств - членов ТС.

 Можно наблюдать расхождения  в ставках акцизов, в особенности  на такие товары, как сигареты  с фильтром, сигареты без фильтра,  бензин автомобильный, дизельное  топливо (величина отклонений  минимального значения от максимального  составляет более 100%).

 Ставки акцизов в  государствах - членах ТС ежегодно  утверждаются правительствами сторон. Период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. в Российской Федерации является переходным, в течение которого ставки акцизов ежегодно увеличиваются на товары в основном на 20 - 30%, а по отдельным товарным позициям - более чем в два раза. Например, ставка акциза на сигареты, папиросы возрастет в 2,24 раза, ставка акциза на табак трубочный, курительный, кальянный - в 2,46 раз.

 В Республике Казахстан  отдельные положения Налогового  кодекса, устанавливающие ставки  акцизов, приостановлены до 1 января 2012 г., при этом в указанный  период ставки акцизов на спирт  и спиртосодержащую продукцию, производимые в Республике Казахстан и импортируемые из государств - членов ТС, ниже ставок акцизов, установленных на аналогичные товары, импортируемые из государств, не являющихся членами ТС.

 Правительство Республики  Беларусь подготовило проект, в  случае принятия которого действующие  с января 2011 г. ставки акцизов  на пиво, водку и сигареты вырастут  в 4 - 5 раз. Ставки акцизов традиционно  каждый год индексируются в  соответствии с уровнем инфляции. Чтобы защитить соответствующие  доходы бюджета от инфляции, предлагается  пропорционально увеличить ставки  акцизов.15

 

2.2.Состояние акцизной политики в государствах - членах ТС

В Российской Федерации в 2009 г. были приняты изменения в  Налоговый кодекс РФ, предусматривающие  ежегодную индексацию ставок акцизов  в 2010 - 2012 гг. с учетом прогнозируемого  уровня инфляции. Одновременно были существенно  повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 г. были индексированы  ставки акциза в отношении нефтепродуктов. Тогда же были внесены изменения  в соответствующую главу Налогового кодекса РФ, позволяющие предотвратить  применение различных схем по уклонению  от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию за счет ограничения права  на налоговые вычеты в случае использования  в качестве сырья при производстве крепкого алкоголя спиртсодержащей  продукции вместо спирта. В перспективе  предполагается проиндексировать ставки акцизов на 2013 г. с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими  подакцизными товарами будутР проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

 В Российской Федерации в 2011 г.:

- были повышены ставки  акцизов на алкогольную и табачную  продукцию;

- стала обязательной  уплата авансового платежа по  акцизу по алкогольной и спиртосодержащей  продукции;

- были утверждены новая  форма налоговой декларации по  акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий,  а также Порядок ее заполнения;

- была утверждена минимальная  цена на этиловый спирт в  размере 28 руб. за литр безводного  спирта.

 В Республике Беларусь  в 2011 г.:

- были отменены авансовые  платежи по акцизам, ранее уплачиваемые  до 6 раз в месяц;

- был усовершенствован  механизм маркировки товаров  в части предоставления импортерам  права на осуществление маркировки  товаров либо за пределами  Беларуси, либо на таможенных  или специальных уполномоченных  складах, расположенных на территории  республики (ранее маркировка ввозимых  на территорию Республики Беларусь  товаров осуществлялась только  за пределами республики);

Информация о работе Акцизное налогообложение в Таможенном союзе