Повышение престижа Страховой организации в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 00:05, реферат

Краткое описание

Современный этап развития экономики страны ставит перед национальной страховой отраслью новые цели и задачи. В связи с проведением мероприятий по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию одним из важнейших направлений развития страхового дела является своевременное определение приоритетов развития страхового рынка и путей их реализации на предстоящий пятилетний период.

Вложенные файлы: 1 файл

1 реферат.docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат на тему:

«Повышение престижа Страховой организации в РБ»

Республиканская программа развития страховой  деятельности в РБ

 

16.09.2014

 

Предмет : ПО,учащаяся 21 группы Тризно Диана


 

 

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Главное предназначение страхования - обеспечить защиту интересов организаций и физических лиц при наступлении различных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов.

Развитие страхования в значительной степени зависит от действенности законодательства, регулирующего страховую деятельность, эффективности проводимой государством денежно-кредитной, налоговой политики, уровня доходов населения, результативности государственного надзора за страховой деятельностью.

Современный этап развития экономики страны ставит перед национальной страховой отраслью новые цели и задачи. В связи с проведением мероприятий по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию одним из важнейших направлений развития страхового дела является своевременное определение приоритетов развития страхового рынка и путей их реализации на предстоящий пятилетний период.

В Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы (далее - Республиканская программа) определены основные проблемы страховой отрасли и современное состояние рынка страховых услуг республики. Сформулированы цели и задачи, направления и механизм их реализации, дан прогноз ожидаемых результатов от выполнения Республиканской программы.

Глава 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование страховой отрасли в Республике Беларусь началось с принятия Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 года "О страховании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 22, ст. 276), который создал законодательную основу для развития сферы страховых услуг. В результате за непродолжительное время в республике было создано свыше 120 страховых организаций частной формы собственности, однако большинство из них на сегодняшний день прекратило свое существование.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 сентября 2001 г. N 1432 "О Государственной программе развития страхового дела в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 93, 5/9111) одобрена Государственная программа развития страхового дела на 2001 - 2005 годы, разработанная на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. N 427 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 75, 1/2901).

В рамках реализации указанной Государственной программы проделана определенная работа по формированию нормативной правовой базы, обеспечивающей максимальное вовлечение национальной системы страхования в процесс развития экономики республики. Создан эффективный механизм государственного регулирования страховой деятельности и надзора за этой деятельностью.

В целях обеспечения дальнейшего развития страхования, укрепления финансовой устойчивости страховых организаций принят ряд решений Главы государства и Правительства Республики Беларусь. В результате достигнуто упорядочение отношений в сфере страхования, введены новые виды обязательного страхования, усовершенствован механизм инвестиционной деятельности страховых организаций.

В то же время за истекшее пятилетие развитие страхового рынка требовало принятия оперативных решений. В связи с этим принят ряд актов законодательства, не предусмотренных Государственной программой развития страхового дела в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы, например, для урегулирования вопросов проведения обязательных видов страхования.

Несмотря на сокращение в 2001 - 2005 годах количества страховых организаций (с 37 до 26), в среднем за этот период темп роста страховых взносов в долларовом выражении составил 135 процентов ежегодно (в Российской Федерации - 129 процентов, в Республике Казахстан - 154 процента). Среднегодовой темп роста страховых выплат в долларовом выражении за этот же период носил опережающий характер и составил 149 процентов. При этом основной прирост объемов страховых взносов обусловлен увеличением поступлений по обязательным видам страхования (среднегодовой темп роста взносов в долларовом выражении по обязательным видам страхования за указанный период составил 140 процентов по сравнению со 129 процентами по добровольным видам страхования). По доле обязательного страхования в общем объеме страховых взносов наша страна лидирует среди государств - членов ЕврАзЭС.

Опережающая динамика сбора премий по обязательным видам страхования по сравнению с добровольными видами во многом обусловлена тем, что с 1 января 2004 г. введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на долю которого приходится более четверти всех страховых взносов.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые за последние годы, удельный вес страховых взносов по отношению к ВВП остается низким (0,8 процента в 2005 году по сравнению с 0,6 процента в 2000 году). По этому показателю среди государств - членов ЕврАзЭС наша страна занимает третье место после Российской Федерации (2,3 процента) и Казахстана (0,91 процента).

На 1 января 2006 г. в Республике Беларусь действовало 26 страховых организаций, из них 3 государственные (Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (далее - Белгосстрах), Белорусское республиканское предприятие экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант" (далее - Белэксимгарант), Республиканское дочернее унитарное страховое предприятие "Стравита" (далее - РДУСП "Стравита"), а также 8 страховых брокеров. Страхование жизни и дополнительной пенсии осуществляют 6 страховых организаций. С участием иностранного капитала создано 12 страховых организаций.

За 2005 год сумма поступивших страховых взносов с учетом принятых в перестрахование (6,6 млрд. рублей) и переданных в перестрахование (30,2 млрд. рублей) составила 455,9 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом прирост страховых взносов составил 82,2 млрд. рублей, или 22 процента (реальный рост - 113,0 процента).

По добровольным видам страхования собрано страховых взносов на сумму 154,9 млрд. рублей. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 29,6 млрд. рублей, или 23,6 процента. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме собранных взносов составил 32,3 процента, что выше уровня прошлого года (за 2004 год - 32,1 процента).

По добровольному страхованию дополнительной пенсии в 2005 году собрано страховых взносов на сумму 19,2 млрд. рублей, или 12,4 процента от общей суммы собранных страховых взносов по добровольным видам страхования. Наибольший удельный вес поступивших страховых взносов по данному виду страхования приходится на долю РДУСП "Стравита" и составляет 7,2 млрд. рублей, или 37,5 процента, негосударственных страховых организаций - 12 млрд. рублей, или 62,5 процента.

По добровольному страхованию медицинских расходов в 2005 году собрано страховых взносов на сумму 1,3 млрд. рублей, или 0,8 процента от общей суммы страховых взносов по добровольным видам страхования. Доля государственных страховых организаций в сумме собранных страховых взносов по данному виду страхования составила 0,1 млрд. рублей, или 7 процентов, негосударственных страховых организаций - 1,2 млрд. рублей, или 93 процента.

Недостаточное развитие добровольного страхования, особенно по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, - главная проблема развития страхового рынка в республике. Именно страхование жизни является источником долгосрочных инвестиций в экономику страны, так как договор страхования не может быть заключен на срок меньше, чем три года. Анализ развития видов страхования, относящихся к страхованию жизни, показывает, что страховые организации ориентированы главным образом на заключение договоров с организациями, а не на непосредственную работу с гражданами. Это связано с недостаточно высоким уровнем доходов, низким уровнем развития страховой культуры населения, отдельных страховых посредников и менеджмента большинства страховщиков, отсутствием достаточных экономических и налоговых стимулов для населения.

По обязательным видам страхования собрано страховых взносов на сумму 324,6 млрд. рублей, что составляет 67,7 процента от общей суммы поступлений. На Белгосстрах приходится 249,7 млрд. рублей, или 76,9 процента от общей суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования.

Наибольший удельный вес в сумме собранных Белгосстрахом страховых взносов по всем видам обязательного страхования имеет обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и составляет 55,1 процента.

Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения по республике составили 201,8 млрд. рублей, что на 48,7 млрд. рублей, или 31,8 процента больше, чем за прошлый год. В результате размер страховых выплат в общей сумме страховых взносов составил 42,1 процента (за прошлый год - 39,2 процента).

Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, на 1 января 2006 г. составила 254,1 млрд. рублей, что на 76,3 млрд. рублей больше, чем в прошлом году. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 210,4 млрд. рублей, а по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, - 43,7 млрд. рублей.

Собственный капитал страховых организаций республики на 1 января 2006 г. составил 129,7 млрд. рублей и увеличился по сравнению с прошлым годом на 17,1 млрд. рублей, или на 15,2 процента.

Одним из актуальных является вопрос о перестраховании избыточных рисков. За 2005 год за пределами страны перестрахована ответственность по договорам страхования на сумму более 3 млрд. евро. Белорусскими страховыми организациями уплачено зарубежным перестраховщикам взносов на сумму 9 млн. евро. При этом в последние годы наблюдается тенденция повышения стоимости перестрахования. В результате с каждым годом возрастает сумма страховых взносов, уплачиваемых в иностранной валюте по договорам о перестраховании иностранным перестраховщикам. В связи с этим необходимо развивать национальную систему перестрахования.

В настоящее время надзор за страховой деятельностью осуществляется на основе проверок выполнения субъектами надзора установленных требований. С учетом процессов, происходящих в страховой сфере, перед уполномоченным органом по надзору за деятельностью субъектов страхового рынка ставятся новые задачи. В первую очередь это переход к практике опережающего принятия решений путем использования вычислительных алгоритмов и информации прогнозного характера, что позволит на практике внедрить систему дистанционного мониторинга и раннего выявления неплатежеспособности страховых организаций и принимать своевременные меры для укрепления их финансовой устойчивости.

Важнейшей задачей является обеспечение возвратности, прибыльности, ликвидности и диверсификации при размещении активов страховых организаций. При этом необходимо стимулировать долгосрочные инвестиции с минимальным риском при помощи надежных финансовых инструментов.

Таким образом, анализ развития страхования свидетельствует о необходимости дальнейшего развития этой сферы услуг в нашей стране.

Глава 3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

Целью Республиканской программы является дальнейшее развитие национальной системы страхования, направленное на усиление его роли, как эффективного механизма защиты имущественных интересов государства, граждан и организаций, и наращивание долгосрочных ресурсов для инвестиций в экономику страны.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

усиление роли государства в развитии страховой и перестраховочной деятельности;

повышение уровня надежности, конкурентоспособности и эффективности национального страхового рынка;

стимулирование развития в первую очередь добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни, а также медицинских расходов;

расширение сферы применения обязательных видов страхования и увеличение охвата страхователей;

развитие государственных страховых организаций, совершенствование их структуры;

совершенствование законодательства, определяющего основы и особенности страховой деятельности;

совершенствование национальной системы страхования экспортных кредитов;

расширение использования финансовых ресурсов страховых организаций в процессе инвестиционной деятельности;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере страховой деятельности и развитие страховой науки, а также развитие инфраструктуры страхового рынка;

дальнейшее повышение эффективности системы надзора и регулирования страховой деятельности в республике;

формирование конкурентной среды.

Решение данных задач позволит приблизить уровень развития страхового рынка Республики Беларусь к уровню ведущих европейских стран с развитыми национальными рынками страхования.

Глава 4 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация задач по достижению поставленной цели невозможна без активной роли государства и его органов в развитии страховой деятельности.

Участие государства в этом процессе объективно необходимо, поскольку именно государство путем государственного регулирования страхового рынка обеспечивает защиту законных интересов страхователей. В целях гарантирования социальной стабильности и ускорения развития экономики усиление роли государства будет происходить по следующим направлениям:

совершенствование законодательной базы, регулирующей функционирование страхового рынка;

расширение масштаба применения обязательного страхования в сферах деятельности, связанных с наибольшими рисками;

участие государства в создании государственных страховых организаций, специализирующихся на осуществлении отдельных видов добровольного страхования, относящихся к страхованию жизни, развитии специализированных страховых, в том числе перестраховочных, организаций;

оптимизация страхового портфеля государственных страховых организаций и страховых организаций, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

Информация о работе Повышение престижа Страховой организации в РБ