Методы страхования финансовых рисков и особенности их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования предопределена также незавершенностью разработки теоретической основы и классификации страхования финансовых рисков и выявления его особенностей в России.
Важно подчеркнуть особый характер внешней сферы развития российского рынка страховых услуг. В условиях переходного периода добровольное страхование носит фрагментарный характер. Общественная потребность в этом виде услуг значительна, но организационно она лишь начинает формироваться.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Для страхования характерны: целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений, так как заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет; возвратность средств, так как данные средства предназначены для выплаты возмещения потерь по всем страхователям [2].

Таким образом, в процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками создания страхового фонда: возмещение ущерба одному или нескольким страхователям путем распределения потерь на всех. Число страхователей, внесших платежи в течение периода, больше числа получающих возмещение [17].

 

1.2 Способы снижения степени риска

 

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском. Задачей руководства предприятия является снижение степени риска. Для этого используются различные способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах. Диверсификация – это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Страхование – это передача определенных рисков страховой компании- Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения [10].

По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, непредусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара [3].

Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном по лучении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший такие претензии у поставщика, в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.

Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

- не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

- не забывать о последствиях риска;

- не рисковать многим ради малого [14]

Таким образом, было разобрано понятие «риски», их виды, критерии; изучено явление «страхование рисков», страховые и не страховые риски; найдены способы снижения степени финансовых рисков.

 

 

 

2 Методы страхования финансовых рисков и особенности их применения

2.1 Рынок страхования финансовых рисков. Страхование товарного кредита

 

Товарный кредит предназначен для кратковременного финансирования торговых операций. Как правило, основной гарантией данного вида кредита служит товар, являющийся объектом сделки.

Товарный кредит предлагает новые возможности, в первую очередь, для следующих групп клиентов:

предприятия, занимающиеся оптовой торговлей (в том числе транзитом);

производственные объединения, ориентированные на экспорт.

Договор товарного кредита – это договор, по которому одна сторона обязуется предоставить кредит в виде партии определенного товара. В договоре товарного кредита оговариваются условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и (или) об упаковке партии товара.

В настоящее время широкое распространение получили операции по приобретению имущества на условиях товарного кредита. Его суть в том, что вместо денег покупатель (заемщик) получает вещи (товар). Кредитором по такому договору может выступать любое юридическое или физическое лицо, а не только банк или кредитная организация, имеющие соответствующую лицензию [4].

Договор товарного кредита сочетает в себе признаки договора купли – продажи и кредитного договора, поэтому к существенным условиям последнего (предоставление кредита заемщику на оговоренных условиях и его обязанность возвратить полученный кредит и уплатить проценты) добавляются условия о количестве, наименование товара и т.д. По условиям этого договора каждая из сторон выполняет двойную роль: продавец товара является одновременно кредитором, а покупатель – заемщиком. Очевидно и практическое значение для его сторон.

Во-первых, право собственности на товар переходит от продавца к покупателю по правилам договора купли – продажи. И это происходит в момент фактической передачи товара покупателю или перевозчику (если договором не оговорено иное).

Во-вторых, за предоставление отсрочки или рассрочки оплаты товара покупатель – заемщик уплачивает продавцу – кредитору оговоренные в соглашении проценты. Поскольку оплата процентов является платой за отдельную услугу продавца – кредитора, то они не включаются в стоимость реализуемых товаров. Для него полученные проценты считаются доходом от внереализационных операций (п. 2.7 Инструкции МНС России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15 июня 2000 г. No. 62) [18]. У покупателя – заемщика оплаченные проценты относятся на себестоимость.

В-третьих, покупателю предоставляется отсрочка или рассрочка оплаты товара, что позволяет ему при отсутствии или нехватке денежных средств оплачивать стоимость приобретенного товара частями, в т.ч. и за счет денежных средств, полученных от дальнейшей реализации данного товара.

В-четвертых, к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для отношений по договору займа.

Следовательно, продавец – кредитор в случае нарушения сроков и порядка оплаты товаров в рассрочку вправе потребовать от покупателя – заемщика возврата неоплаченных товаров и процентов за предоставленную рассрочку, что соответствует п. 2 ст. 811 ГК РФ.

Такой возврат товара происходит безвозмездно и не повлечет обязанности у сторон по исчислению и уплате соответствующих налогов. Это подтверждается и положением ст. 39 НК РФ, где реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу. Особенность данного договора позволяет покупателю при возникновении затруднений по дальнейшей реализации товара избежать убытков, связанных с необходимостью оплаты некачественного товара, а продавцу – вернуть товар.

Исходя из нормы п. 4 ст. 488 ГК РФ договор товарного кредита является возмездным. По договорам, предоставляющим отсрочку платежа, начисляются проценты заемщику в качестве платы за предоставленный кредит. Сумма процентов по таким договорам и порядок их оплаты определяются договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ). Если сумма процентов не установлена, их размер определяется ставкой рефинансирования ЦБ РФ на день уплаты суммы долга или его части. Проценты начисляются начиная со дня передачи товара покупателю.

Поскольку товарный кредит не предоставляет в пользование денежные средства, то проценты по нему не относятся к операционным расходам (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99).

Как уже упоминалось выше, при невыполнении покупателем (заемщиком) обязательств по обеспечению возврата суммы кредита, продавец (заимодавец) вправе потребовать возврата неоплаченных товаров вместе с причитающимися процентами. Причем проценты в установленном договором размере могут быть взысканы по требованию продавца до дня, когда оплата должна быть совершена [16].

Но плату за товарный кредит в виде процентов нельзя считать штрафной санкцией. Такая мера предусмотрена ст. 395 ГК РФ. При невозврате суммы займа в срок на нее уплачиваются проценты в порядке и размере, предусмотренных п. 1 ст. 395 ГК РФ, со дня ее возврата независимо от уплаты процентов. Покупателю (заемщику) необходимо учесть, что отсутствие у него денежных средств, необходимых для уплаты долга по договору, не является основанием для его освобождения от уплаты процентов по ст. 395 ГК РФ (п. 5 Постановления №. 13/14).

Таким образом, если покупатель допускает просрочку оплаты переданного товара, то с него по истечении срока оплаты взыскиваются как проценты за пользование товарным кредитом, так и проценты в виде штрафной санкции за просрочку платежа. Причем такие санкции включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 15 Положения о составе затрат; п. 12 ПБУ 10/99) [15].

В условиях рыночной конкуренции одним из преимуществ любой компании, помимо цены и качества, становится порядок расчета за товары и услуги. Для усиления своих позиций компании предоставляют покупателям коммерческие кредиты (т.е. отсрочки оплаты за уже отгруженный товар и оказанную услугу) на все более длительные сроки, постоянно увеличивая размер кредита с целью стимулирования продаж. Но обычно возврат долгов покупателей – юридических лиц ничем не гарантирован. Это влечет за собой возникновение у компании риска просроченной дебиторской задолженности. Именно для таких случаев существует страхование торговых кредитов. С его помощью компания получает не только защиту на случай неисполнения дебиторами своих обязательств, но также независимую оценку кредитных рисков, которую страховая компания проводит на этапе заключения договора страхования, и их постоянный мониторинг. Как отметил Жэром Каз, генеральный директор (CEO) КОФАС С.А., международного лидера на рынке кредитного страхования, «я знаю не один случай, когда даже крупные и устойчивые компании терпели крах из-за банкротства своего контрагента». В России кредитное страхование появилось сравнительно недавно – в конце 90-х годов. Кредитное страхование покрывает такие риски как наступление несостоятельности (банкротства) покупателя и длительная просрочка платежа со стороны покупателя. Страховое покрытие предоставляется по рискам неплатежа покупателей, являющихся российскими частными компаниями. Договор страхования заключается на весь торговый оборот на условиях отсрочки платежа по контрактам со всеми покупателями. Страховое возмещение составляет 80–90% от суммы застрахованного долга. Одним из важных моментов кредитного страхования является максимально полное владение информацией о контрагентах. Без этого невозможен мониторинг и качественная оценка рисков. Поэтому страховая компания должна обладать широкой информационной базой, «пользуясь» которой ее клиенты смогут еще при заключении договоров существенно снизить свои риски. Одной из существенных особенностей договора кредитного страхования, является то, что он подразумевает планомерное и долгосрочное сотрудничество страховщика и страхователя. Их общей целью становится контролирование и минимизация рисков застрахованной компании. Таким образом, страхование становится эффективным инструментом риск-менеджмента».

Страхование кредитных рисков в нашей стране имеет огромный потенциал. Пока оно охватывает не более 1–2% от торгового оборота с отсрочкой платежа. Бизнес в России становится более прозрачным, партнеры хотят сотрудничать на долгосрочной основе и быть уверенными друг в друге. В таких условиях этот вид страхования будет активно развиваться [12].

Информация о работе Методы страхования финансовых рисков и особенности их применения