Методы страхования финансовых рисков и особенности их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования предопределена также незавершенностью разработки теоретической основы и классификации страхования финансовых рисков и выявления его особенностей в России.
Важно подчеркнуть особый характер внешней сферы развития российского рынка страховых услуг. В условиях переходного периода добровольное страхование носит фрагментарный характер. Общественная потребность в этом виде услуг значительна, но организационно она лишь начинает формироваться.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Страхование банковских  кредитов. Секьюритизация

 

Страхование кредитов – совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховщиком выплат страхового возмещения в случаях невыполнения контрагентами страхователя обязательств по возврату предоставленного кредита или уплате процентов за пользование им по оговоренным в договоре страхования причинам. Цель страхования кредитов – уменьшение или устранение для страхователей кредитных рисков, предоставление кредиторам страховых гарантий погашения кредитов в обусловленные сроки в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по иным причинам. Страхование кредитов имеет несколько разновидностей, которые могут быть классифицированы по ряду признаков. По объектам его подразделяют на страхование коммерческих кредитов, предоставляемых поставщиком покупателю, и страхование банковских кредитов. По характеру страховых рисков страхование кредитов включает страхование от экономических (коммерческих) и политических рисков. К экономии, относятся, например, банкротство частного покупателя, отказ от платежа или принятия товара, неоплата долга в обусловленный срок и др. Страхование от экономических рисков проводится как при осуществлении сделок внутри страны, так и для обеспечения страховой защитой внешнеэкономической деятельности. В то же время страхование на случай наступления политических рисков проводится, как правило, только при осуществлении внешнеэкономических операций. К таким рискам относят военные действия, гражданские волнения и революции, национализацию, конфискацию, введение эмбарго, запреты на перевод платежей за границу, отмену импортных лицензий, неплатежи государственных покупателей и т.д [6].

Страхование кредитов – сравнительно молодая, получившая широкое развитие только в последние десятилетия XX в. разновидность страховой деятельности. Для него характерна высокая степень монополизации: при заключении договоров страхования от экономических рисков страхование кредитов осуществляется, как правило, в каждой стране небольшим числом частных страховых компаний; при страховании внешнеторговых операций от политических рисков – в основном государственными страховыми агентствами. В России широкую популярность в начале 90-х гг. получили договоры страхования банковских кредитов, предусматривавшие обязательства страховщика возместить банкам застрахованный кредит и проценты за пользование им практически во всех случаях, когда такие выплаты не производили заемщики. Однако условия, по которым проводилось такое страхование, оказались крайне неэффективными как для страховщиков, так и для банков. К середине 90-х гг. договоры страхования по таким условиям практически перестали заключаться. Перспективным является страхование кредитов на условиях, апробированных мировым опытом. В 80-е годы в политике банков произошли некоторые изменения, связанные с последними нововведениями на рынке ценных бумаг и тенденцией к секьюритизации долговых обязательств промышленных компаний и фирм, расширением масштабов выпуска и обращения коммерческих ценных бумаг, в том числе различного рода векселей, долговых обязательств с плавающей процентной ставкой, облигаций, обеспеченных материальными ценностями, переданными на хранение трастовому фонду, появлением «гибридных» ценных бумаг, сочетающих в себе черты, как акций, так и облигаций, а также обострением конкуренции банков и инвестиционных компаний, прочих кредитно-финансовых институтов.

Предприниматель, желающей добиться высокой прибыли, нередко вынужден идти на большие риски. Именно поэтому кредитные организации столь неохотно выдают кредиты малому и даже среднему бизнесу. Спасти ситуацию могли бы страховщики, взявшие на себя риски банков по кредитованию. Однако из-за высокой рисковости страховые компании не спешат широкомасштабно выходить на рынок с подобного рода услугами. Страхование банковских кредитов является фактически единственной возможностью обеспечить для банка возвратность кредита, а для заемщика – получить кредит в случае отсутствия у него залога или поручителей, имеющих залог на полную сумму кредита. Следует учитывать, что страхование полностью не заменяет залог, так как оно распространяется только на сумму основного долга, но не на величину процентов по нему, на которые кредитополучателю все равно требуется предоставить другое обеспечение [7].

Кроме страхования риска невозвращения кредита страховые компании могут страховать и так называемые финансовые риски, то есть риски неисполнения контрагентами своих обязательств по договорам, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К такого рода договорам относятся договора купли-продажи, договора аренды, в том числе лизинга – финансовой аренды, договора найма, договора дарения, возмездного оказания услуг и договора хранения. По договорам купли-продажи может страховаться, например, риски недоставки товара, недопоставки товара, поставки некачественного товара, а также риски неплатежей за поставленный товар, невозврата предоплаты за товар и т.п. Главные сложности, связанные со страхованием подобного рода, заключаются в установлении факта наступления страхового случая. В частности, при страхования риска неосуществления платежей необходимо, чтобы контрагент не просто не выполнил свои обязательства, а оказался бы не способным их выполнить – например, в случае неплатежеспособности, экономической несостоятельности или банкротства. Поэтому в том случае, если контрагент просто не считает необходимым платить, что обычно и имеет место, то страховка выплачена не будет, так как данный факт не является страховым случаем. В настоящее время услуги по страхованию риска непогашения кредита и финансового риска могут оказывать все крупнейшие страховые компании, однако реально выбор компаний ограничен, так как страховые компании стараются оказывать данные услуги главным образом тем банкам и компаниям, с которыми они сотрудничают. Под секьюритизацией банковских кредитов понимается операция, в процессе которой банк «продает» полностью или частично выданный кредит, списывая его со своего баланса до истечения срока его погашения, и передает право получения основного долга и процентов по нему новому кредитору, причем не обязательно банку [4] .

Тенденция к секьюритизации долга объясняется в основном тем, что для промышленных компаний выпуск коммерческих ценных бумаг является более дешевым методом мобилизации средств по сравнению с банковским кредитом. Однако в конечном счете относительная эффективность секьюритизации по сравнению с ориентацией на банковский кредит зависит от того, насколько безразличен потенциальному инвестору фактор риска при принятии решения о вложении средств либо в ценные бумаги промышленных компаний, либо в форме депозита в банке.

Столкнувшись с обострением конкуренции в результате развития рынка коммерческих ценных бумаг и ориентации компаний и фирм на более дешевые по сравнению с банковским кредитом формы мобилизации средств, коммерческие банки стали практиковать продажу ссудной задолженности, тем самым вводя элементы вторичного обращения (т.е. последующей купли-продажи, характерного для рынка ценных бумаг) и для банковских кредитов. С формированием первичного (предоставление ссуд) и вторичного (их последующая перепродажа) рынков банковских кредитов стала возможной трансформация неликвидных активов в форме банковских ссуд в ликвидные, т.е. обращающиеся на рынке активы [11].

В следствие этого определены главные направления развития и особенности российского рынка страхования финансовых рисков как важной сферы хозяйственной деятельности и институционального фактора экономического роста. Показаны на этой основе пути совершенствования структуры и механизма государственного регулирования данной подотрасли страхования, изучены методов страхования финансовых рисков и их особенности применения.

 

 

 

3 Анализ организационно-экономических отношений при страховании финансовых рисков. Хеджирование

 

Хеджирование – использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструментом, или на генерируемые им денежные потоки.

В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству.

Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива [2].

Хеджирование может применяться как для снижения риска потерь, связанных с изменением цен на товары, так и других рыночных факторов (обменных курсов валют, процентных ставок). В дальнейшем, однако, основное внимание мы уделим именно хеджированию товарных позиций.

Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход.

В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.

Внебиржевые инструменты хеджирования – это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам) [8].

Биржевые инструменты хеджирования – это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на биржах; существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли – продажи является расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).

Внебиржевые инструменты, достоинства: в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки Недостатки: низкая ликвидность – расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками. относительно высокие накладные расходы. существенные ограничения на минимальный размер партии. сложности поиска контрагента; в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

Биржевые инструменты, достоинства: высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент). высокая надежность – контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи. сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки. доступность – с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты. Недостатки: весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки  фьючерсная цена [9].

Стратегия хеджирования – это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.

Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены «спот» и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара. Однако, как мы уже отмечали, это сходство не является совершенным. Изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с помощью хеджирования.

Существует 2 основных типа хеджирования – хедж покупателя и хедж продавца. Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара является покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа «колл» или продажа опциона типа «пут». Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного контракта, покупка опциона типа «пут» или продажа опциона типа «колл».

Эта стратегия заключается в продаже на срочном рынке фьючерсных контрактов в количестве, соответствующем объему хеджируемой партии реального товара (полный хедж) или в меньшем (частичный хедж) [18] .

Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов фиксирует цену будущей поставки товара; при этом в случае снижения цен на рынке «спот» недополученная прибыль будет компенсирована доходом по проданным срочным контрактам (при снижении фьючерсной цены проданный фьючерс приносит прибыль). Однако, оборотной стороной медали является невозможность воспользоваться ростом цен на реальном рынке – дополнительная прибыль на рынке «спот» в этом случае, будет «съедена» убытками по проданным фьючерсам. Другим недостатком этого способа хеджирования является необходимость постоянно поддерживать определенный размер гарантийного обеспечения открытых срочных позиций. При падения цены «спот» на реальный товар, поддержание минимального размера гарантийного обеспечения не является критическим условием, т. к. в этом случае биржевой счет продавца пополняется вариационной маржой по проданным фьючерсным контрактам; однако, при росте цены «спот» (а вместе с ней – и фьючерсной цены) вариационная маржа по открытым срочным позициям уходит с биржевого счета, и может потребоваться внесение дополнительных средств.

Владелец американского опциона типа «пут» имеет право (но не обязан) в любой момент времени продать фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона). Купив опцион этого типа, продавец товара фиксирует минимальную цену продажи, сохранив за собой возможность воспользоваться благоприятным для него повышением цены. При снижении фьючерсной цены ниже цены исполнения опциона, владелец исполняет его (или продает), компенсируя потери на рынке реального товара; при повышении цены, он отказывается от своего права исполнить опцион и продает товар по максимально возможной цене. Однако, в отличие от фьючерсного контракта, при покупке опциона выплачивается премия, которая пропадает при отказе от исполнения. Гарантийного обеспечения купленный опцион не требует [14].

Информация о работе Методы страхования финансовых рисков и особенности их применения