Законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: провести анализ законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности, а именно, той части страхового законодательства, которая непосредственно связана с введением обязательного страхования гражданской ответственности и выявление проблем и пробелов в государственном регулирования страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта в сфере законодательных и нормативных актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….……3
ГЛАВА I. Возникновение и развитие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь и в зарубежных странах…………..………….…….………………………………….……….5
ГЛАВА II. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств….…..…………………………………..………13
2.1 Правовое регулирование страхования гражданской ответственности в Республике Беларусь.....…………………………………………………………13
2.2 Страховой случай. Страховой взнос (страховая премия). Страховая сумма (лимит ответственности)…………… ……………………………….... 17
2.3 Страховое возмещение. Порядок выплаты страхового возмещения. Возмещение вреда самим причинителем…………………...………...………..23
ГЛАВА III. Структура поступления страховых взносов и страховых выплат………………………………………………………………………….……28
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы……..……………………………………..…….34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОСГОВТС ГОТОВАЯ!!!!!!!.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание   

Введение…………………………………………………………..………….……3

ГЛАВА  I.  Возникновение и развитие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь и в зарубежных странах…………..………….…….………………………………….……….5

ГЛАВА II. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств….…..…………………………………..………13

    2.1 Правовое регулирование страхования  гражданской ответственности в  Республике Беларусь.....…………………………………………………………13

    2.2 Страховой случай. Страховой взнос (страховая премия). Страховая сумма (лимит  ответственности)…………… ……………………………….... 17

    2.3 Страховое возмещение. Порядок выплаты страхового возмещения. Возмещение вреда самим причинителем…………………...………...………..23

ГЛАВА III. Структура поступления страховых взносов и страховых выплат………………………………………………………………………….……28

Заключение…………………………………………………………………….…32

Список использованной литературы……..……………………………………..…….34       
 
 
 
 
 

    Введение   

       Если  учитывать количество транспортных средств, которые эксплуатируются в Республике Беларусь и учесть введение обязательного страхования   гражданской  ответственности их владельцев, то можно заметить, что  резко увеличился   круг   лиц,  чьи  интересы так или  иначе затронуты  обязательным  страхованием. Всегда  существовал  и будет существовать  интерес  к  вопросам возмещения вреда, причиненного владельцам автотранспортных средств, учитывая определенную сложность их решения. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее ОСГОВТС) стало наиболее известным видом страхования ответственности, которое начало бурно развиваться в начале 20-ых годов прошлого столетия из-за интенсивности автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. Во многих развитых странах этот вид страхования введен в обязательной форме.

       Актуальность  данного вида в наше время всегда будет присутствовать, так как этот вид страхования является в РБ обязательным. К тому же каждый автовладелец хочет себя обезопасить от серьезных финансовых потерь в случае ДТП.

       Цель  данной работы: провести исследование законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности, а именно, той  части страхового  законодательства, которая  непосредственно связана  с  введением обязательного  страхования гражданской ответственности и выявление проблем и пробелов в государственном регулирования страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта в сфере законодательных и нормативных актов.

       Данная  курсовая работа имеет следующие задачи:

       - анализ и становления института  страхования ответственности владельцев  транспортных средств как в Республике Беларусь так и за рубежом;

       - анализ страховых взносов и  страховых выплат;

       - изучить зарубежный опыт ОСГОВТС;

       - определение существенных условия договора страхования гражданской ответственности, выявление его особенных черт;

       - изучить структуру поступления  страховых взносов за определенный  период.

       В процессе исследования также использовались международные юридические документы, Конституция Республики Беларусь, нормативные правовые акты Республики Беларусь, материалы правоприменительной практики.   
 

 

I. Возникновение и развитие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь и в зарубежных

 странах. 

       Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе  и осуществляющееся на обязательной основе, является правовым институтом, который давно уже известен странам  с развитой рыночной экономикой и успешно применяется там для защиты имущественных интересов как физических, так и юридических лиц.

       Кроме того, при определении тех или  иных условий обязательного страхования  большое значение должен также иметь  и опыт иностранных государств, практикующих рассматриваемый вид страхования, поскольку Россия в будущем стремится интегрироваться в международное пространство путем присоединения к существующей в мире системе "зеленая карта".

       Стоит отметить, что в настоящий момент ОСГОВТС за редким исключением существует практически в любой стране мира. Так, например, этот вид страхования пока еще неизвестен праву Саудовской Аравии, которая только планирует принятие соответствующего закона. Но современные исламские государства, в частности Марокко, Тунис, Малайзия, Египет и т.д., приняли соответствующие законы об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий.

       Первыми государствами, установившими обязанность  по страхованию гражданской ответственности, стали Австрия и Швейцария (1929 г.), затем последовала Великобритания, принявшая в 1930 г. Закон о дорожном движении, которым предусмотрела существование данного правового института.

       Стоит учесть, что для Великобритании принятие указанного Закона, действующего и по сегодняшний день, явилось довольно-таки важным историческим фактом, ибо в этой стране все-таки основным источником страхового права, как в принципе и любого другого, является судебный прецедент. Поскольку рассматриваемый вид страхования относится к обязательному, то, соответственно, для его регулирования и установления единообразия в применении необходимо было наличие специального акта на уровне закона, определяющего все существенные условия такого страхования, который и был принят. Однако роль судебного прецедента в регулировании возникающих отношений в данной сфере общественной жизни не потеряла своей значимости и остается весьма и весьма существенной.

       Едва  только появившись, ОСГОВТС стало быстро распространяться по всем европейским странам, и, в частности, еще до Второй мировой войны законы, устанавливающие эту обязанность, успели принять Швеция, Чехословакия, Германия. В данных странах и по сегодняшний день они существуют с незначительными изменениями.

       Таким образом, модель построения законодательства об ОСГОВТС в указанных государствах такова, что основным нормативно-правовым актом является специально принятый закон. Однако такая картина существует не везде. В частности в этом вопросе представляет особый интерес законодательство Франции, так как там основным регулятором рассматриваемого вида обязательного страхования является Французский страховой кодекс.

       Необходимо  отметить, что во Франции обязательное страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств было введено 27 февраля 1958 года специально принятым Законом. Таким образом, она стала одной из последних европейских капиталистических стран, решившихся на данный шаг.

       Поскольку во Франции было широко развито добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то не было необходимости заставлять каждого автовладельца страховаться. Между тем факт принятия Закона от 27 февраля 1958 г. все-таки подлежит логическому объяснению. Дело в том, что с 1949 года, а именно с момента заключения на встрече представителей автостраховщиков различных стран Лондонского соглашения и издания подкомитетом по автотранспорту комитета по вопросам транспорта Европейской экономической комиссии в Женеве Рекомендаций N 5 от 25 января 1949 г., в мире фактически была создана новая система, получившая название "зеленая карта".

       С развитием международной интеграции и в частности с постепенным  упрощением пересечения границ для  граждан стран Европейского союза  французы, выезжающие за пределы Франции в страны, в которых действовала система "зеленая карта", были вынуждены заключать соответственно специальные договоры и в обязательном порядке страховать свою гражданскую ответственность, поскольку их договоры добровольного страхования гражданской ответственности за пределами Франции не распространялись и не считались допустимыми с точки зрения государств - участников "зеленой карты".

       Кроме того, в отсутствие обязанности наличия  страховки иностранные туристы, въезжающие на территорию Франции, также не заключали договора страхования своей ответственности с французским страховщиком, и в случае причинения вреда они были вынуждены самостоятельно его возмещать, что не всегда гарантировало восстановление нарушенного права французского гражданина.

       Французский Закон от 27 февраля 1958 года действовал вплоть до 16 июля 1976 года, когда двумя декретами и одним постановлением нормы страхового права были кодифицированы, и появился Страховой кодекс (ФСК). Стоит отметить, что это была первая в Европе страна, решившаяся на такой шаг. Объясняется это тем, что практически все французское законодательство главным образом кодифицировано, и французские правоприменители уже привыкли к такому построению источников права.

       Заслуживающим отдельного внимания является тот факт, что на постсоветском пространстве почти все страны установили у себя обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств практически в одно и то же время. Так, например, одной из первых стала Республика Беларусь, в которой 19 февраля 1999 года Президент подписал Декрет "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и два Указа: "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и "Об утверждении устава белорусского бюро по транспортному страхованию". Позже, 12 июня 2000г., был подписан еще один Указ - "О совершенствовании порядка и условий проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Таким образом, в основе данного вида страхования в Республике Беларусь лежат нормативно-правовые акты, принятые на уровне указа Президента, а не Закона.

       Аналогичная картина наблюдается и в Молдавской Республике, где основным документом в рассматриваемой области является Постановление Правительства Республики Молдова "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и городского электрического транспорта" от 28 декабря 1994 г.

       В остальных же странах бывшего СССР обязательное страхование гражданской ответственности установлено отдельным законом, в частности Закон Грузии 1997 г., Закон Эстонии 2002 г., Закон Украины 2003 г.

       В Российской Федерации данный вид  страхования появился относительно недавно и пока еще находится в стадии своего становления. Именно в этот период законодателем активно изучается практика применения принятого им ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств",  складывающаяся при непосредственном участии субъектов таких правоотношений, ибо в противном случае не представляется возможным создание сбалансированного механизма, способствующего защите прав и законных интересов потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии [9].

       Интересным моментом является то, что некоторые бывшие советские республики, например Украина, Латвия, Литва, уже успели вступить в международную систему "зеленая карта" и, соответственно, в этой области интегрировались в европейское международное пространство. Их нормативно-правовые акты стали составной частью данной системы, и положения, содержащиеся в них, отвечают установленным в заключенных государствами-участниками соглашениях специальным императивным правилам.

       Для законодательства стран, использующих "зеленую карту", равно как и для всех государств - членов Европейского союза, важную роль играют принятые Европейским союзом директивы, призванные гармонизировать и привести к единству разнообразные юридические нормы, существующие в тех или иных правовых системах, а также определить основные направления и установить гарантии прав потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия, осложненного иностранным элементом.

       Однако  стоит заметить, что в Европе регулирование  ОСГОВТС осуществляется не только посредствам издания государством правовых норм. Так, в частности, в некоторых странах, таких, как Франция, Испания, Италия, страховщики пришли к выводу, что, когда речь идет об урегулировании убытков, в целях улучшения предлагаемых услуг лучше работать сообща и заключать многосторонние договоры (конвенции), с помощью которых можно установить определенные положения, предоставляющие потерпевшим дополнительные права и облегчающие процедуру получения страхового возмещения.

Информация о работе Законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности в Республике Беларусь