Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственный надзор за страховой деятельностью в
Российской Федерации…………………………………………………….5
2. Основные направления государственного регулирования
страховой деятельности …………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАХОВОЕ право.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Особую актуальность в настоящее время приобретают  проблемы искусственного ограничения  конкуренции в результате действий органов власти в отдельных регионах или государственных ведомств при  проведении страховых операций. В связи с этим задача государственных органов должна состоять  в том, чтобы не допускать создания привилегированного положения для отдельных страховых организаций при проведении страховых операций в каких-либо регионах или в отношении каких-либо государственных или иных программ, осуществлять на конкурсной основе отбор страховщиков для участия в реализации программ, проводимых с использованием государственных ресурсов.

Одним из условий успешного  развития страхования в стране является наличие соответствующей инфраструктуры страхового рынка. Она должна включать в себя систему перестрахования, страховые пулы и другие объединения страховщиков, страховых посредников, сюрвейеров, аварийных комиссаров, аудиторов, актуариев, информационно-аналитические центры, рейтинговые агентства, организации по подготовке и переподготовке кадров и т.д. Задача государства в этой части должна состоять в организации и регламентировании деятельности данных структур.

Особое значение имеет  развитие системы перестрахования, использование которого в разумных масштабах позволяет страховщикам повышать свою финансовую устойчивость. В то же время чрезмерная передача рисков и перестрахование ограничивает развитие страховых организаций, делает страховщиков чересчур зависимыми от выполнения перестраховщиками страховых обязательств по договорам перестрахования, превращает страховщиков в страховых посредников. Кроме того, не обусловленное необходимостью заключение договоров перестрахования с зарубежными перестраховщиками приводит к оттоку средств за рубеж и даже является одним из каналов вывоза капитала.

Это делает необходимым  государственное регулирование  перестраховочной деятельности, а также  создание структуры отечественного перестрахования, позволяющей оставлять  значительную часть рисков, а следовательно, и перестраховочной премии, внутри страны4.

Дополнительно к мерам, предусмотренным Правилам размещения страховщиками страховых резервов, целесообразно было бы, по мнению некоторых ученых, регламентировать минимальное собственное удержание страховщика по отдельным договорам страхования, а также ввести определенные ограничения по перестрахованию за рубежом договоров по отдельным видам страховой деятельности.

Кроме того, следует осуществлять меры, направленные на повышение гарантии исполнения иностранными перестраховщиками своих обязательств: установление минимального размера капитала для иностранных перестраховщиков, с которыми российские цеденты имеют право заключать договоры перестрахования; проверка финансового состояния перестраховщиков по методике, разработанной органом государственного страхового надзора, и предоставление  права последнему давать страховщикам предписания об ограничении доли рисков, перестраховываемых у организаций, в отношении платежеспособности которых имеются сомнения; обязательное депонирование в российских компаниях-цедентах определенной доли резервов по передаваемым в перестрахование рискам.

Успешное функционирование страховой  системы во многом зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых организациях и в других структурах, связанных со страховым рынком. Задача государства в связи с этим состоит в установлении квалификационных требований к лицам, занимающим ключевые позиции на страховом рынке, в организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки специалистов в области страхования,  в разработке и утверждении программ их обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс государственного регулирования страховой деятельности определяется степенью остроты и  сложности решаемых проблем, сочетание которых позволяет устанавливать участников процесса регулирования: политические элиты, бюрократию, страховую отрасль, потребителей.

Острой проблемой в последнее  время стала неплатежеспособность страховых организаций. В ряде случаев  неплатежеспособность вызвана не только неквалифицированным подходом к делу самих страховщиков, но и банкротством отдельных коммерческих банков, в которых были размещены страховые резервы.

В этих условиях возрастает роль государственного регулирования страхового рынка, основной задачей которого является защита интересов всех его субъектов. Особое внимание при принятии законодательных актов должно уделяться защите интересов страхователей, как более уязвимых участников страхового рынка.

Особенность деятельности страховых организаций состоит в том, что они, помимо страховых операций, активно занимаются инвестиционной деятельностью, в полной мере неся инвестиционный риск. В связи с этим роль государства состоит в том, чтобы, с одной стороны, осуществлять регулированию инвестиционной деятельности страховщиков, а с другой – способствовать эффективному вложению страховыми организациями своих ресурсов.

Как мы видим, страховой  надзор за деятельностью субъектов  страхового дела осуществляется в целях  соблюдения страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, законодательством о страховании, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты:

1. «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета № 7 от 21.01.2009.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-Ф3 // Российская газета № 238-239 от 08.12.1994.

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26. 01.      1996 № 14-ФЗ // Российская газета № 23 от 06.02.1996.

4. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // СЗ РФ 1993 N 2.

5. Федеральный закон от 4 мая 2011г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ 2011 N 19.

Учебная литература:

1. Страховое право: учебное пособие/ Под ред. В.В Шахова.- М.: Юнити, 2009.

2. Страховое право: учебное пособие/ Под ред. В.Б. Гомеля- М.: Юрист, 2010.

3. Страховое  право: учебник/ Под ред. В.Ю. Абрамова -М.: Анкил, 2009.

  

1 Страховое право: учебник/ Под ред.В.Ю. Абрамова -М.:Анкил, 2009, с.37.

2 Страховое право: учебник / Под редакцией В.Ю. Абрамова –М.:Анкил, 2009, с.61

3 Страховое право: учебное пособие/ Под ред. В.В Шахова.- М.:Юнити, 2009, с.52.

4 Страховое право: учебное пособие/ Под ред. В.Б. Гомеля-М.: Юрист, 2010, с.39.




Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью