Государственный надзор за деятельностью страховых компаний. Порядок лицензирования деятельности страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

В экономике Российской Федерации страхование занимает прочную позицию как один из финансовых инструментов, обеспечивающих защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и прочих рисков.
Важная роль в реализация единой государственной политики по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы принадлежит Федеральной службе страхового надзора (далее - Росстрахнадзор).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ. ОРГАН
СТРАХОВОГО НАДЗОРА, ЕГО ПРАВА И ФУНКЦИИ……………………..4
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………………12
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕКВИЗИТЫ ЛИЦЕНЗИЙ……………………...............19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ГОТОВО!!!.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

минобрнауки россии

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего  профессионального образования

 

 

Факультет экономики  и управления

Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

 

 

Государственный надзор за деятельностью  страховых компаний. Порядок лицензирования деятельности страховых организаций

 

Самостоятельная работа

по  дисциплине «Основы социальное страхование»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Необходимость регулирования. Орган

страхового надзора, его права  и функции……………………..4

ГЛАВА 2.  Необходимость  лицензирования страховой деятельностью……………………………………………12

ГЛАВА 3.  Классификация лицензированных видов деятельности. Реквизиты лицензий……………………...............19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В экономике Российской Федерации  страхование занимает прочную позицию  как один из финансовых инструментов, обеспечивающих защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и прочих рисков.

Важная роль в реализация единой государственной политики по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы принадлежит Федеральной службе страхового надзора (далее - Росстрахнадзор).

Росстрахнадзор в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает условия для оптимизации действующих и вновь принимаемых мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.

Стратегической целью  Росстрахнадзора и подведомственных ему территориальных органов является обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми субъектами страхового дела законодательства Российской Федерации, прозрачности и надежности функционирования страхового рынка.

В соответствии ст. 30 Федерального Закона «Об организации страхового дела  в  Российской Федерации» государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в  целях  соблюдения   требований   законодательства   РФ о страховании, эффективного   развития   страховых   услуг,   защиты   прав и интересов страхователей,  страховщиков,  иных  заинтересованных  лиц  и   государства.

Государственный надзор за страховой деятельностью в  Российской Федерации осуществляется на принципах законности, гласности, организационного единства надзора и обеспечивает проведение единой государственной политики в области страхования.

 

ГЛАВА 1. Необходимость регулирования.

Орган страхового надзора, его права  и функции

 

Страховой надзор существует 15 лет, и статус его периодически менялся. В 1992 году Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1992 года № 133 «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» был создан Госстрахнадзор.

В 1996 году ведомство было ликвидировано, и функции Госстрахнадзора переданы Минфину России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана Федеральная служба страхового надзора, с образованием которой разделились правоустанавливающие и правоприменительные функции страховой деятельности.

Росстрахнадзору переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, а нормативно-правовое регулирование и выработка государственной политики в сфере страховой деятельности находятся в ведении Минфина России в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

Росстрахнадзор обобщает практику страхового надзора, разрабатывает  и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Росстрахнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора (далее - Центральный аппарат) и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная служба страхового надзора имеет двухуровневую  систему управления. На верхнем уровне управления находится Центральный аппарат, который является главным распорядителем средств федерального бюджета.

На втором уровне управления находятся 7 инспекций страхового надзора, являющихся получателями средств федерального бюджета:

Инспекция страхового надзора  по Центральному федеральному округу;

Инспекция страхового надзора  по Приволжскому федеральному округу;

Инспекция страхового надзора  по Сибирскому федеральному округу;

Инспекция страхового надзора  по Дальневосточному федеральному округу;

Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу;

Инспекция страхового надзора  по Уральскому федеральному округу;

Инспекция страхового надзора  по Северо-Западному федеральному округу.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» определены следующие основные функции Росстрахнадзора1:

- принятие решений  о выдаче или отказе в выдаче  лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

- выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

- ведение единого государственного  реестра субъектов страхового  дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

- осуществление контроля  за соблюдением субъектами страхового  дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

- осуществление контроля  за представлением субъектами  страхового дела, в отношении  которых принято решение об  отзыве лицензии, сведений о прекращении  их деятельности или об их  ликвидации;

- получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

- выдача предписаний  субъектам страхового дела при  выявлении нарушений ими страхового законодательства;

- обращение в случаях,  предусмотренных законом, в суд  с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- обобщение практики  страхового надзора, разработка  и представление в установленном  порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

В своей деятельности Росстрахнадзор руководствуется постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 июня 2004 года № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора», в соответствии с которым осуществляет контроль и надзор за:

- достоверностью представляемой  субъектами страхового дела отчетности;

- обеспечением страховщиками  их финансовой устойчивости и  платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

- составом и структурой  активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

- выдачей страховщиками  банковских гарантий;

- соблюдением страховыми  организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Росстрахнадзора;

а также:

- принимает решения  о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении,  возобновлении действия и отзыве  лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;

- проводит аттестацию  страховых актуариев;

- выдает в соответствии  с законодательством Российской  Федерации предписания субъектам  страхового дела при выявлении  нарушений ими страхового законодательства;

- осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдает разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

- организует прием  граждан, обеспечивает своевременное  и полное рассмотрение обращений  граждан, принимает по ним решения  и направляет заявителям ответы;

- представляет Российскую  Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;

- участвует в установленном  порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора, и осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Одними из наиболее важных функций, реализуемых Росстрахнадзором в целях повышения надежности функционирования страхового рынка, являются:

- контроль за соблюдением  субъектами страхового дела страхового  законодательства;

- контроль и надзор  за достоверностью предоставляемой субъектами страхового дела отчетности;

- контроль за обеспечением  страховщиками их финансовой  устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

- лицензирование деятельности  страховых организаций.

Контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства

Законом об организации  страхового дела установлен государственный  контроль за деятельностью субъектов  страхового дела в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками  отношений, регулируемых данным законом, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела (пункт 1, статья 30, глава IV).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 330 контроль и надзор за соблюдением страховщиками страхового законодательства осуществляется посредством предварительного, текущего и последующего контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела, в том числе путем проведения проверок предоставляемой отчетности и деятельности страховых организаций на местах.

На этапе предварительного контроля проводится анализ документов, представленных субъектами страхового дела для получения лицензии.

Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок деятельности субъектов страхового дела, их отчетности на предмет достоверности и своевременности представления, а также выявления нарушений требований страхового законодательства, предъявляемых, прежде всего, к платежеспособности и обеспечению финансовой устойчивости субъектов страхового дела. Текущий контроль включает также ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и их объединений.

Информация о работе Государственный надзор за деятельностью страховых компаний. Порядок лицензирования деятельности страховых организаций