Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Страховое дело включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.
Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю весьма сложно составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний. Именно поэтому задача по регулированию деятельности страховых компаний возложена на государство. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Государственный контроль за деятельностью
страховых организаций ……………………………………………
2. Тест …………………………………………………………………………
3. Задача………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

страх-е контр.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вариант 3. 
 
 
 

Введение  …………………………………………………………………………3 

1. Государственный  контроль за деятельностью 

    страховых организаций ……………………………………………………..4

2. Тест …………………………………………………………………………..18

3. Задача………………………………………………………………………...20 

Список  литературы…………………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Страховое дело включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

   Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю весьма сложно составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний. Именно поэтому задача по регулированию деятельности страховых компаний возложена на государство. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования.

   В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой  деятельности действуют различные  регламентации  и состав документов для осуществления страхования  жизни и иных страхований.

   За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка. 
 
 
 
 
 

     Государственный контроль за деятельностью  страховых организаций 

   Государственное регулирование страховой деятельности является необходимым элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Оно представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.

   Целями  государственного регулирования являются:

- обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;

- обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;

- повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;

- обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;

- защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;

- получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

   Другими словами, целью государственного регулирования  является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

   Регулирование деятельности страховых организаций  осуществляется, как правило, с помощью  специально создаваемых государственных  организаций страхового надзора. Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью в нашей стране, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ). В марте 2011 года президент РФ подписал указ об упразднении ФССН и присоединении ее к Федеральной службе по финансовым рынкам.

   Основными функциями ФССН являлись:

- выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;

- ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;

- ведение реестра страховых брокеров;

- установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;

- установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;

- контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов;

- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

- обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

   Регламентированные  права ФССН состоят в следующем:

- получение  необходимой для выполнения функций  информации от страховщиков, предприятий,  учреждений, граждан;

- проведение  проверок соблюдения страховщиками  законодательства Российской Федерации;

- ограничение  действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;

- обращение  в арбитражный суд с иском  о ликвидации страховщиков

      Президент РФ сообщил о подписании  указа об упразднении ФССН  и разделении надзорных функций  за участниками финансового рынка  между ФСФР и Банком России на совещании по созданию в Москве Международного финансового центра (МФЦ). Комментируя указ, президент отметил, что обновленная служба получит «определенные возможности», «включая функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности»

   Свои  полномочия орган страхового надзора  реализует как непосредственно  через федеральный департамент, так и через территориальные  органы страхового надзора. Территориальными органами страхового надзора являются инспекции, осуществляющие свою деятельность на соответствующей территории РФ в пределах предоставленной компетенции. Инспекции подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей, и инспекции субъектов Российской Федерации.

   Помимо  органа страхового надзора государственный  контроль на страховом рынке в  пределах предоставленной им компетенции  осуществляют налоговая служба (уплата налогов), Центробанк (страхование в  иностранной валюте), орган по антимонопольной политике. На последний, в частности, возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.

   Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям: законодательное обеспечение деятельности страховых компаний; установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования; проведение специальной налоговой политики; государственный надзор за страховой деятельностью; защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

   Государственному регулированию подлежат: деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);  деятельность страховых посредников;  деятельность страхователей, застрахованных и выгодо-приобретателей (потребителей страховых услуг).

   С точки зрения результативности осуществления  надзора необходимо соблюдение следующих принципов: стабильность системы органов; стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций; соответствие функций, структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве; обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти; неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.

   Методы  государственного регулирования состоят  в:

- принятии законов и других нормативных актов в области страхования;

- контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;

- регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;

- контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;

- наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.

   В систему мер государственного регулирования  входят следующие:

   1. Лицензирование — регистрация  страховых организаций и выдача  им лицензий на проведение  определенных видов страхования.  Лицензия на проведение страховой  деятельности выдается в соответствии  с Условиями лицензирования страховой  деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

- форму  лицензии и ее реквизиты;

- требования  к владельцу лицензии (факт регистрации  в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала  и требования к его размеру  в зависимости от вида страхования);

- перечень  документов, прикладываемых к заявлению  на получение лицензии (учредительные  документы, документы, подтверждающие  оплату уставного капитала, бизнес-план  на первый год деятельности, расчет  соотношения активов и обязательств  по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);

- порядок  рассмотрения документов и выдачи  лицензии;

- порядок  публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

   Полученная  страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.

   Лицензирование  страховой деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

   Основные  условия получения лицензии на право  осуществления деятельности в сфере  страхового дела предусматривают: регистрацию  соискателя на территории РФ; наличие  уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством; выполнение определенных нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности; выполнение ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

   За  выдачу лицензии взимается плата  в установленном порядке, которая  поступает в бюджет. При выявлении  нарушений в деятельности страховых  организаций государственный орган  по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

Информация о работе Государственный контроль за деятельностью страховых организаций