Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Страховое дело включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.
Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю весьма сложно составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний. Именно поэтому задача по регулированию деятельности страховых компаний возложена на государство. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Государственный контроль за деятельностью
страховых организаций ……………………………………………
2. Тест …………………………………………………………………………
3. Задача………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

страх-е контр.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

   2. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Основные факторы финансовой устойчивости страховой компании:

- достаточный  собственный капитал;

- размер  обязательств (включая технические  резервы);

- размещение  активов;

- портфель  рисков, переданных в перестрахование;

- тарифная политика.

     Предметом контрольной формы  надзора является ведение страховщиками  финансовых операций, связанных  с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением  наличия свободных активов в  размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

   3. Разработка форм и порядка  статистической отчетности и  контроль за своевременным представлением  финансовой отчетности страховых  организаций.

   Статистическая  форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами.

   4. Налогообложение страховщиков и  страхователей.

   5. Другие меры государственного регулирования страховой деятельности, включая ответственность за уклонение страховщика от возмещения убытков при наступлении страхового случая.

   Известны  три системы регулирования деятельности страховщиков:

- система публичности;

- нормативная система;

- система материального надзора.

   При использовании системы публичности  на страховщиков лишь возлагается обязанность  в установленные сроки представлять государственным органам отчеты о своей деятельности, а также  публиковать их в открытых изданиях.

   Такая система является наиболее либеральной, она не обеспечивает потребителей страховых услуг должными гарантиями; никак не защищены интересы тех лиц, которые заключили договоры страхования еще до того, как у страховщика были обнаружены какие-либо проблемы; не осуществляется контроль государства за условиями заключаемых договоров страхования. Поэтому в чистом виде такая система сейчас практически не используется.

   Суть  нормативной системы состоит  в том, что, помимо требований, предусматриваемых  системой публичности, государство устанавливает определенные требования (нормативы), которым должны соответствовать как те организации, которые только приступают к страховой деятельности, так и уже функционирующие на страховом рынке. При невыполнении этих требований на страховщиков накладывают установленные санкции. Данный метод уже в течение длительного времени используется в Великобритании, а с созданием единого внутреннего рынка стран-членов ЕС в сфере страхования — и в других странах-членах ЕС.

   Наконец, система материального надзора предполагает, что, помимо возложения на страховщиков обязанности публиковать отчетность о своих операциях и осуществления контроля за выполнением страховщиками установленных требований, надзирающие органы следят за условиями договоров страхования (имеет своей целью недопущение ущемления интересов страхователей), с которыми страховые организации выходят на рынок, за размерами тарифных ставок по ним (осуществляется для пресечения фактов осуществления страховщиками ценового демпинга), за порядком формирования резервов и т.д.

   Таким образом, система материального  надзора значительно шире нормативной  системы по охвату объектов регулирования. При этом она во многом опирается  на принцип, в соответствии с которым  ничто не может быть сделано страховщиком без получения разрешения в органе страхового надзора.

   Такая система регулирования, с одной  стороны, в большей степени ограничивает деятельность страховщиков, но, с другой стороны, эта система предоставляет потребителям страховых услуг наибольшие гарантии того, что их интересы не будут ущемлены.

   Система материального надзора долгое время, до создания единого страхового рынка  стран-членов ЕС, преобладала в большинстве  стран континентальной Европы. При  этом наиболее строгим контролем  всегда отличалась Германия. Во многом на этой системе покоятся и принципы государственного страхового надзора в нашей стране.

   К основным функциям органа страхового надзора относят:

   лицензирование  деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев  и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов  страхового дела;

   контроль  за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

   выдача  в течение 30 дней в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

   разработка  и утверждение нормативных и  методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;

   обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в  сфере страхового дела.

   Можно выделить 3 стадии контроля за деятельностью страховщиков — предварительный, текущий и последующий контроль.

   На  первой стадии — стадии предварительного контроля — осуществляется отбор  организаций, которые получают право  осуществлять страховую деятельность. Главная задача при этом — не допустить на страховой рынок компании, не соответствующие установленным критериям.

   Известны  два способа допуска страховщиков на рынок — явочный и концессионный. Первый из них — явочный —  присущ, главным образом, системе  публичности. Его суть состоит в том, что организация, желающая осуществлять страховую деятельность, обязана лишь уведомить соответствующий государственный орган об этом (зарегистрироваться) и после этого может приступать к проведению страховых операций.

   При использовании концессионного способа необходимо получить в органе страхового надзора разрешение (лицензию) на право заниматься страхованием. Этот способ, с одной стороны, ограничивает свободу выхода на рынок всех желающих продавать страховые услуги, удлиняет сроки начала деятельности страховщиков, в ряде случаев может привести к злоупотреблениям государственных чиновников, решающих вопрос о выдаче лицензий, и коррупции. Но, с другой, он ставит заслон перед теми организациями, которые по тем или иным параметрам еще не готовы к проведению страховых операций.

   В настоящее время концессионный  способ является доминирующим и используется в большинстве стран. В нашей  стране для получения права заниматься страховой деятельностью юридическое  лицо также должно получить в Министерстве финансов РФ лицензию на проведение оговоренных в ней видов страхования.

   Для получения лицензии страховщик должен обладать на день подачи документов оплаченным за счет денежных средств уставным капиталом в следующих размерах:

- не менее 25 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;

- не менее 35 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования;

- не менее 50 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.

   Для получения лицензии на осуществление  страховой деятельности юридическими лицами представляются в Министерство финансов РФ следующие документы:

   1. Заявление установленной формы. 

   2. Учредительные документы: а) устав,  разработанный в соответствии  с действующим законодательством;  б) протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный  договор; в) документ, подтверждающий  государственную регистрацию юридического лица.

   3. Документы, подтверждающие оплату  уставного капитала (справка банка,  акты приема-передачи имущества,  другие документы).

   4. Экономическое обоснование страховой  деятельности: а) бизнес-план на  первый год деятельности; б) план по перестрахованию, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10 процентов собственных средств страховщика; в) положение о порядке формирования и использования страховых резервов; г) план размещения средств страховых резервов; д) баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; е) расчет соотношения активов и обязательств (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года).

   5. Правила страхования с приложением  к ним образцов форм договоров  страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

   6. Расчет страховых тарифов с  приложением использованной методики  расчета и указанием источника  исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок.

   7. Сведения о руководителе страховой  компании и его заместителях  по установленной форме. 

   Надзорный орган рассматривает заявления  юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. Об отказе в выдаче лицензии орган страхового надзора сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.

   При осуществлении текущего контроля органы страхового надзора рассматривают  и анализируют представляемую страховщиками бухгалтерскую и статистическую отчетность, при необходимости требуют от них представления дополнительных сведений о деятельности страховых организаций, рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования, проводят проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. Задача здесь состоит, главным образом, в том, чтобы составить представление о положении дел в страховых организациях, проконтролировать соблюдение ими норм законодательства, оценить способность и готовность выполнить принятые на себя обязательства.

   На  стадии последующего контроля принимаются  решения о принятии мер воздействия  к страховщикам, не соответствующим каким-либо требованиям. Основной задачей этой стадии является минимизация убытков потребителей страховых услуг от деятельности таких страховщиков. При этом органы страхового надзора могут давать предписания по ограничению или приостановлению приема новых договоров на страхование, изменению размеров тарифных ставок, внесению корректив в инвестиционную деятельность и по другим аспектам функционирования страховой организации.

   Так, в частности, Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ и его территориальные органы имеют право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на такие организации следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии, отзыв лицензии.

   Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, обязывающее  страховщика в установленный  срок устранить выявленные нарушения.

   Основаниями для дачи предписания, в частности, являются:

- осуществление страховой деятельности на территории или по видам страхования, не предусмотренным лицензией и приложением к ней;

- осуществление видов деятельности, запрещенных для страховщиков действующим законодательством;

Информация о работе Государственный контроль за деятельностью страховых организаций