Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ показателей уровня и качества жизни населении в современных условиях. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Дать определение уровню и качеству жизни населения. Найти взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения.
Иметь общее представления о показателях уровня и качества жизни населения. Охарактеризовать основные показатели уровня и качества жизни населения. Выяснить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.

Содержание

Введение
. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения
.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения
. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях
.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения
.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях
.2.1 Характеристика показателей качества жизни населения
.2.2 Характеристика показателей уровня жизни населения
. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

качество жизни.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

дальнейшее  развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.

Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.

Важнейшей функцией государства останется обеспечение  государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. Для этого необходимо обеспечить:

создание экономических  предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

опережающий рост производительности труда по сравнению  с ростом заработной платы;

поэтапное повышение  размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

предотвращение  необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;

развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

В бюджетном  секторе будет сохранено государственное  регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого  разряда и совершенствования  Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения - повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.

На рынке  труда предусматривается реализовать  систему мер по созданию благоприятных  условий для обеспечения занятости  населения, преодолению дефицита рабочих  мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

В области социальной защиты населения предполагается повышение  ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных  социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения. Это будет достигаться путем:

оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;

социальной  реабилитации граждан с ограниченными  возможностями;

повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;

совершенствования государственной поддержки семей  при рождении и воспитании детей;

решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан  пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить выполнение возложенных на нее задач.

В 2006 - 2010 годах  будет обеспечен реальный рост пенсий, сопоставимый с темпами роста  реальной заработной платы. К концу  прогнозируемого периода реальная пенсия по возрасту увеличится в 1,5 - 2 раза. Намечается сохранить тенденцию роста покупательной способности средней минимальной пенсии по возрасту по отношению к бюджету прожиточного минимума пенсионера. В комплексе с другими мерами, в том числе в рамках государственной адресной социальной помощи, предусмотренные мероприятия позволят существенно повысить уровень жизни пенсионеров.

Для улучшения  демографической ситуации предусматриваются  мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению  рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе. Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

Развитие системы  образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и  государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий.

Ее основными  направлениями станут:

развитие новых  форм дошкольного образования, повышение качества образования, и прежде всего на селе;

расширение  использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;

создание эффективных  механизмов взаимодействия систем профессионального  образования с организациями - заказчиками  кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.

Будет проводиться  целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического  обеспечения во всех его звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.

В стране будет  проводиться дальнейшая работа по приведению объемов и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствие с требованиями национальной экономики.

В области здравоохранения  предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе:

внедрения передовых  медицинских технологий и создания научно-практических центров;

совершенствования системы социальных стандартов, а  также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;

расширения  доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным  средствам, формирования комплексной  программы лекарственного обеспечения  отдельных категорий граждан;

совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

Планируется разработать  и внедрить систему стандартов для  медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с широкой компьютеризацией медицинских организаций, созданием в них локальных вычислительных систем, введением в действие электронных версий медицинских карт пациентов. [5, с. 7-12]

 

Заключение

 

Изучив и  проанализировав показатели уровня и качества жизни населения, мы выявили их значение в современных условиях.

В главе 1 «Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения» мы выяснили, что существует множество подходов к определению  уровня и качества жизни. Из всех заключений можно дать обобщающие определения.

Под качеством  жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную  характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий  существования личности, положения человека в обществе.

Уровень жизни - это экономическая категория  и социальный стандарт, характеризующий  степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными  компонентами стандарта уровня жизни  является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

В главе 2 «Показатели  уровня и качества жизни в современных условиях» отображены и охарактеризованы основные показатели уровня и качества жизни населения, а именно:

. Показатели  качества жизни населения: 

показатели  естественного движения населения;

показатели  миграционного движения населения;

показатели  трудовых ресурсов;

показатели  занятости и безработицы;

показатели  уровня образованности.

. Показатели  уровня жизни населения:

показатели  доходов населения;

показатели  расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

сбережение;

показатели  накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

показатели  дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие  оценки уровня жизни населения.

В главе 3 «Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь» отображены основные аспекты «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы», где рассматриваются пути решения демографической ситуации, пенсионной системы, доходов населения, системы образования, здравоохранения и др.

Таким образом, учитывая и выполняя все пункты, предложенные в данной программе, Республика Беларусь сможет выйти на значительно  новую ступень по сравнению с  другими странами в области уровня и качества жизни населения.

 

Список литературы

 

1. Борисевич В.И. Источники роста доходов и уровня жизни населения в современных условиях развития страны. Журнал «Вестник БГЭУ», 2008 г., №4, с.11-16.

2. Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2007 год.

. Мясникович М.В., Дедков С.М. Макроэкономические аспекты повышения благосостояния и качества жизни населения. Журнал «Экономический бюллетень», 2007 г., с.45-58.

. Наука - образованию, производству, экономике. / Редколлегия: Б.М. Хрусталев, Ф.А. Романюк, А.С. Калиниченко. Мн. 2007 г. - 520 с.

. «Основные положения. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы».

. Пилуй М.П. Проблемы социальной защиты безработных и возможные пути их решения. Журнал «Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование» 2004 г., №12, с.11-16.

. Под ред. Нестерович С.Р. «Социально-экономическая статистика» Уч. пособие. Минск БГЭУ 2003 г. - 239 с.

. Политика доходов и качество жизни населения. Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Питер, 2003. - 652 с.

. Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь./ Науч.-исслед. экон. ин-т М-ва экономики Республики Беларусь. - Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2002. - 167 с.

 

Приложение 1

 

Численность и естественный прирост населения

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Численность населения (на конец года), тыс. чел.

9990

9951

9899

9849

9800

9751

9714

9690

Естественный  прирост (-), убыль населения: тыс. чел. на 1000 населения, человек

  -41,2 -4,1

  -48,6 -4,9

  -57,9 -5,9

  -54,7 -5,5

  -51,1 -5,2

  -51,4 -5,2

  -41,7 -4,3

  -29,4 -3,0

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

4441

4417

4381

4339

4316

4350

4402

4445

Численность безработных, зарегистрированных органами государственной  службы занятости (на конец года), тыс. человек в процентах к экономически активному населению

  95,8 2,1

  102,9 2,3

  130,5 3,0

  136,1 3,1

  83,0 1,9

  67,9 1,5

  52,0 1,2

  44,1 1,0


 

Приложение 2

 

Основные  показатели образования (на начало учебного года)

 

 

1995/ 1996

2000/ 2001

2001/ 2002

2002/ 2003

2003/ 2004

2004/ 2005

2005/ 2006

2006/ 2007

2007/ 2008

Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования

5007

4772

4718

4543

4408

4298

4187

4063

3927

В них учащихся, тыс. чел.

1582,2

1547,6

1488,9

1430,0

1369,0

1303,4

1240,9

1179,3

1134,9

Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования

149

156

156

201

204

206

204

205

204

В них учащихся, тыс. чел.

122,4

150,3

155,4

160,9

162,3

158,4

154,1

152,5

155,0

На10000 человек  населения, учащихся

120

150

156

163

165

162

158

157

160

Число учреждений, обеспечивающих получение высшего  образования

59

57

58

58

59

55

55

55

56

В них студентов, тыс. чел.

197,8

281,7

301,8

320,7

337,8

362,9

383,0

396,9

413,7

На 10000 человек  населения, студентов

194

282

303

324

343

370

393

409

427

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели