Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ показателей уровня и качества жизни населении в современных условиях. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Дать определение уровню и качеству жизни населения. Найти взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения.
Иметь общее представления о показателях уровня и качества жизни населения. Охарактеризовать основные показатели уровня и качества жизни населения. Выяснить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.

Содержание

Введение
. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения
.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения
. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях
.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения
.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях
.2.1 Характеристика показателей качества жизни населения
.2.2 Характеристика показателей уровня жизни населения
. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

качество жизни.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

в расчете на 1000 жителей в возрасте 10 лет и  старше (а по последней переписи - в возрасте 15 лет и старше);

в расчете на 1000 человек занятого населения.

В Республике Беларусь выделяют следующие уровни образования:

высшее профессиональное (высшее);

среднее профессиональное (среднее  специальное);

начальное профессиональное (профессионально-техническое);

среднее общее;

базовое общее (неполное среднее);

начальное общее;

неграмотный (-ая).

Для изучения образовательного состава населения старше 15 лет  рассчитываются абсолютные и относительные  величины структуры (удельные веса) и  координации как в целом по республике, так и по городскому и сельскому населению, по полу, по отдельным отраслям и др. Основные показатели образования, а также численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования отображены в приложениях Б и В. [7, с. 124-126]

 

2.2.2 Характеристика  показателей уровня жизни населения

Основными показателями уровня жизни населения являются:

показатели доходов населения;

показатели расходов и  потребления населением материальных благ и услуг;

сбережение;

показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие оценки уровня жизни населения.

В современных  условиях перехода к рынку большое  значение имеет изучение и анализ доходов населения. Принято определение  дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом: доход - это максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится. [1, с. 11]

Согласно концепции  Дж. Хикса исчисляются показатели доходов домашних хозяйств, отражающие различные этапы процесса распределения  доходов:

первичные доходы;

располагаемые доходы;

скорректированные располагаемые доходы.

Первичные доходы домашних хозяйств - это доходы, полученные данным сектором экономики в результате первичного распределения добавленной стоимости. Сюда входят: оплата труда, смешанные доходы, чистые доходы от собственности, а также прибыль и приравненные к ней доходы от жилищных услуг, оказываемых для собственного потребления владельцем занимаемого им жилья. Чистые доходы от собственности определяются как разница между суммами полученного и выплаченного дохода. Следует также отметить, что показатель оплаты труда в данном случае включает валовую заработную плату наемных работников и отчисления работодателей на социальное страхование.

При изучении уровня жизни населения страны необходимо учитывать только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых  за определенный период в рыночных ценах представляет собой национальный доход.

Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов, образуют располагаемые доходы домашних хозяйств.

 

РД = ПД + ТТ,

 

где ПД - первичные  доходы, ТТ - сальдо текущих трансфертов, определяемая как разница между  текущими трансфертами, полученными  и уплаченными другими секторами  экономики.

Национальный доход, исчисленный с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за границу, представляет собой располагаемый национальный доход - макроэкономический показатель, который наряду с показателями национального дохода может использоваться при проведении комплексного анализа уровня жизни населения и состояния экономики страны (бесплатных услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.). Если сумму таких поступлений, именуемых социальными трансфертами, прибавить к располагаемому доходу, то можно получить скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств:

 

СРД = РД + СТ,

 

где СТ - социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами  от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Структура денежных доходов населения в период с 1995 по 2007 год отображены в приложении 4.

Баланс денежных доходов и расходов населения  является одним из основных источников информации об объеме и структуре  денежных доходов, расходов и сбережений населения. [8, с. 79-83]

Доходы от оплаты труда рабочих и служащих:

оплата за отработанное и неотработанное время;

стимулирующие доплаты и надбавки;

компенсирующие  выплаты;

премии и  единовременные выплаты;

выплаты за питание, жилье и топливо, носящие регулярный характер.

Данный вид  доходов имеет наибольший удельный вес (более 50%) в их общей сумме. Оплата труда является основным средством, побуждающим индивидуума к высокопроизводительному  и качественному труду. Следует  отметить низкий уровень средней заработной платы в Республике Беларусь. (см. Приложение Д). Ставится задача довести ее в 2010 году до 500 дол. США в месяц. Величина оплаты труда за 2007 год в ведущих странах ЕС была выше в 10 и более раз, и даже в государствах, недавно вступивших в сообщество (Польша, Литва, Латвия, Эстония), она выше в 2-3 раза. При относительно небольшом в розничных ценах на товары и оказываемые услуги это обусловливает более низкий уровень жизни населения Республики Беларусь.

Причин такой  ситуации много. Некоторые из них имеют как объективный характер, так и во многом обусловлены проводимой политикой в области регулирования заработной платы.

Придание приоритетной роли в экономическом развитии материальным, топливно-энергетическим ресурсам, средствам производства, изделиям оборонного назначения, другим предметам материального характера. Человеческий фактор рассматривался как менее существенный, не требующий особого внимания при формировании и функционировании.

Низкий уровень  оплаты труда не стимулирует научно-технический прогресс - основной фактор развития, поскольку нанимателям целесообразнее экономически содержать дополнительную численность, чем осуществлять внедрения современных технологий, проводить научные разработки и т.д. Это в существенной мере снижает конкурентоспособность производимой продукции, которая, к тому же, нередко реализуется на внешних ранках по заниженным ценам. Излишняя численность работающих, ограниченное поступление средств от внешнеэкономической деятельности также являются существенными факторами уменьшения доходов персонала.

Сохранения  чрезмерной роли органов госуправления  в регулировании оплаты труда.

Неоднозначная роль показателя «производительность  труда», когда исходя из темпов ее прироста делается заключение и об уровне оплаты труда. При исчислении производительности труда в натуральной или трудовой форме такой подход, при определенных условиях (стабильный уровень цен), можно считать достаточно обоснованным. Но когда показатель выражается через стоимостной измеритель, и при высоких темпах инфляции его применение не позволяет дать объективную оценку эффективности труда.

Доходы от собственности  определяются наличием и возможностями  ее реализации как у субъектов  хозяйствования, так и населения  страны. По мере развития процессов приватизации и в целом экономической ситуации следует ожидать и роста поступления доходов по данному направлению. Доходы от собственности включают в себя: проценты по вкладам, дивиденды по акциям, выплаты по долевым паям; сдачу в наем собственности или недвижимости.

Поступления из финансовой системы - это ссуды банков, возмещение по государственному страхованию, проценты по вкладам и др. Размеры  таких выплат будут тем больше, чем богаче станет государство и  его население, когда больший  удельный вес в расходах граждан займут сбережения, т.е. в определенной мере эти выплаты зависят от массы финансовых ресурсов, осуществляющих оборот в национальной экономике.

Социальные  трансферты - имеют самый широкий  спектр видов поступлений, в том  числе из бюджета, специальных фондов, спонсорской помощи и др. Как правило, выплачиваются гражданам, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут самостоятельно зарабатывать себе доходы или их размер является недостаточным для приемлемого, по принятым стандартам, существования. Это, прежде всего, пенсии, стипендии, пособия и другие специальные выплаты, которые составляют сравнительно большой удельный вес в общей величине доходов населения. (см. Приложение Д) В Республике Беларусь неоднократно пересматриваются размер и порядок таких выплат как в сторону либерализации, так и ужесточения. Однако, как и применительно к доходам от заработной платы, их абсолютный уровень остается низким. Например, размер пенсий существенно меньше, чем в развитых странах.

Прочие доходы носят разнообразный характер. За последние годы среди них возрос удельный вес доходов от трудовой деятельности за пределами страны и прежде всего в Российской Федерации, ведения приграничной торговли. Учитывая большую возможность получения доходов от работы за границей, чем в Республике Беларусь, от ведения полунелегальной торговой деятельности, их величина, скорее всего, будет иметь тенденцию к росту. [1, с. 11-16]

На практике рассчитывают номинальные (валовые - начисленные  или чистые - полученные на руки) доходы и реальные. Обычно рассчитывается индекс реальных доходов (Iр.д):

р.д = Iн.д / Iр,

 

где Iн.д - индекс номинальных доходов; Iр - сводный  индекс потребительских цен.

Этот индекс можно рассчитать и через индекс покупательной способности денег (Iп.с):

р.д = Iн.д * Iп.с

 

Индекс покупательной  способности денег в настоящее  время характеризует изменение  объема товаров и услуг, которые  можно приобрести на одинаковую сумму  денег в отчетном периоде по сравнению  с базисным. (см. Приложение Е)

При сравнительном  анализе доходов населения часто используют показатели душевых денежных доходов населения (отношение денежных доходов на среднегодовую численность населения), а также рассчитывают индекс реальных доходов на душу населения (Iр.д на д.н):

р.д на д.н = Iр.д / I S

 

где I S - индекс среднегодовой численности населения.

Кроме того, исчисляют  средний размер начисленной заработной платы и средний размер месячной пенсии с учетом компенсации. [1, с.11-16]

Составной частью системы показателей уровня жизни  является потребление населением продуктов и услуг. Оно характеризуется показателями объема. Состава, динамики потребления в натуральном и стоимостном выражении, по классам, социальным группам, территории, отраслям, типам потребления и т.д.

Объем потребления  продуктов и услуг определяется по ценам фактического потребления, т.е. при покупке в розничной сети - розничным, при покупке на колхозном рынке - по ценам рынка, при поучении «бесплатных» услуг - по затратам.

Кроме общего объема потребления, рассчитывается душевое  потребление продуктов и услуг всего и по видам как по отношению ко всей среднегодовой численности населения, так и по отдельным его социальным группам.

При стоимостной  оценке потребления в динамике используют текущие и сопоставимые цены.

При изучении потребления  населения по территории страны часто используют коэффициент локализации - это отношение удельных весов фонда потребления и объема производства или доходов населения и численности населения по отдельным территориям. Если L<1, то на данную территорию приходится меньший фонд потребления по сравнению с пропорциональным для нее объемом факторного признака.

Существуют  определенные особенности в расчете  показателей потребления продовольственных  и непродовольственных продуктов.

Сумма расходов на продукты питания равна объему потребления населением продовольственных товаров. Показатели потребления продуктов питания рассчитывают на душу населения (как правило за год) в стоимостном, натуральном и условно-натуральном выражении. (см. Приложение Ж) Пересчет в условно-натуральные измерители осуществляют на основе коэффициентов перевода. Например, мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, молоко и молочные продукты в пересчете на молоко.

Расчет показателей  потребления непродовольственных  товаров имеет свои особенности. При характеристике потребления товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви, тканей, чулочно-носочных изделий) рассчитывают показатели в натуральном выражении в расчете на душу населения.

Для характеристики потребления предметов длительного  пользования используют показатели обеспеченности ими на 1000 человек или 100 домашних хозяйств. В отличие от потребностей в продуктах питания, которые имеют определенные пределы уменьшения и роста, потребности в непродовольственных товарах являются более изменчивыми и возрастают значительно быстрее. [7, с. 157-162]

 

3. Необходимость  и пути повышения уровня и  качества жизни в Республике  Беларусь

качество  уровень жизнь миграционный движение

Главной целью  социально-экономического развития Беларуси было и остается повышение уровня и качества жизни. Для этого была разработана «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы», в которой дается оценка положения Беларуси за 2001-2005 годы и прогноз на 2006-2010 годы.

Важнейшими  целями социальной политики должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

рост реальных денежных доходов - 149-156 процентов;

повышение реальной заработной платы как основного  источника формирования доходов  и важного стимула трудовой активности работников - 152-158 процентов;

снижение уровня малообеспеченности в два раза;

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели