Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ показателей уровня и качества жизни населении в современных условиях. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Дать определение уровню и качеству жизни населения. Найти взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения.
Иметь общее представления о показателях уровня и качества жизни населения. Охарактеризовать основные показатели уровня и качества жизни населения. Выяснить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.

Содержание

Введение
. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения
.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения
. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях
.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения
.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях
.2.1 Характеристика показателей качества жизни населения
.2.2 Характеристика показателей уровня жизни населения
. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

качество жизни.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Показатели уровня  и качества жизни в современных  условиях

 

.1 Общее  представление о показателях  уровня и качества жизни населения

 

Показатель - это  численная характеристика отдельных  сторон деятельности. Различают абсолютные показатели (численность населения, объем промышленной продукции, оборот различной торговли и т.д.) и относительные (соотношение доходов и расходов, среднедушевого дохода и прожиточного минимума и др.).

Классификация показателей  уровня и качества жизни населения являются необходимым условием его измерения.

Найти относительную меру уровня и качества жизни чрезвычайно  сложно в силу сложности и многогранности самого объекта измерения, поскольку  потребности людей в материальных и духовных благах находятся в постоянном изменении и развитии, зависят от системы внешних (экономико-географическое положение, природно-климатические условия, финансовая обеспеченность и т.д.) и внутренних (доходы населения, потребление и расходы населения, соотношение уровня доходов и стоимости жизни и др.) факторов.

Для анализа уровня жизни  населения как сложной экономической  категории предлагается система  статистических показателей, которые  можно сгруппировать в следующие  основные блоки:

показатели доходов населения;

показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

сбережение;

показатели накопленного имущества и обеспеченности населения  жильем;

показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие оценки уровня жизни населения.

Для характеристики качества жизни населения необходимо использовать показатели демографической и социальной статистики. К ним относятся:

показатели естественного  движения населения (рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, брачность, разводимость);

показатели миграционного  движения населения;

показатели трудовых ресурсов;

показатели занятости  и безработицы;

показатели  уровня образованности (доля населения  со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока  обучения). [8, с.42]

Эти показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения.

Систему показателей  качества жизни населения, отраженную в количественном измерении, следует  дополнить такими характеристиками, как: состояние здоровья, качество питания, качество жилья, условия и характер труда, качество свободного времени и условия отдыха, благополучие семейной жизни.

С помощью системы  показателей качества и уровня жизни  населения:

Разрабатывается система нормативов, связанных с доходами и расходами населения (минимальная заработная плата, минимальные трудовые и социальные пенсии, минимальные стипендии прочие минимальные потребительские бюджеты, минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и т.д.).

Существующие  нормативы отражают современные  представления о потребностях людей  в минимальных благах и услугах  или в минимальных личных потребностях.

Личные потребности  делятся на:

физиологические (пища, одежда, жилье);

интеллектуальные (образование, квалификация, творческая деятельность);

социальные (общественно-политическая деятельность, обеспечение социальных прав).

Изучаются процессы расслоения населения по уровню доходов  и потребления. Определяется влияние  различных социально-экономических факторов на их динамику.

Проводятся  международные сопоставления уровня и качества жизни населения по странам и территориям.

Осуществляется  комплексное изучение динамики и  структуры показателей уровня и  качества жизни как в целом  по населению, так и по отдельным социальным группам, домохозяйствам с различными доходами.

Разрабатывается социальная политика государства и определяются первоочередные направления социальной поддержки отдельных групп населения. [3, с.46]

Для единой количественной оценки динамики уровня и качества жизни и проведения их сравнительного анализа необходимы обобщающие показатели.

Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные показатели, характеризующие состояние экономики, часто используются в качестве обобщающих показателей уровня и качества жизни. К ним относятся валовой внутренний продукт, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход.

В современной статистической теории и практике остается актуальным вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни. В качестве такого показателя можно использовать разработанный специалистами Программы развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он отражает как благосостояние, так и качество жизни населения страны. Этот индекс рассчитывается как простая средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни:

 

ИРЧП = 1/3 * (ΣIxi),

 

где Ix1 - индекс средней продолжительности  предстоящей жизни населения; Ix2 - индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения (ix21) удельным весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (ix22) удельным весом 1/3, т.е. Ix2 = ix21 * 2/3 + ix22 * 1/3; Ix3 - индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности (ППС) валют разных стран в долларах США. [7, с.143]

 

2.2 Характеристика  основных показателей уровня  и качества жизни в современных  условиях

 

.2.1 Характеристика  показателей качества жизни населения

Как отмечалось выше основными показателями качества жизни населения являются: показатели естественного движения населения; показатели миграционного движения населения; показатели трудовых ресурсов; показатели занятости и безработицы; показатели уровня образованности.

Естественное  движение населения - процессы рождаемости  и смертности, которые обеспечивают естественный прирост населения, а также процессы брачности и разводимости.

Исходной характеристикой  данного показателя являются абсолютные величины. Абсолютные числа рождений и смертей, браков и разводов получают на основе данных текущего учета. К  данной группе показателей относятся:

число родившихся, (N);

число умерших (M);

естественный  прирост населения (Δe);

число зарегистрированных браков (Sбр);

число зарегистрированных разводов (Sр).

Если число  родившихся превышает число умерших, естественный прирост положительный, а если число смертей больше числа рождений, естественный прирост отрицательный.

Миграционное (механическое) движение - перемещение населения  через границы страны и ее территориальных  подразделений, связанное с переменой  места жительства на более или менее продолжительный период.

Абсолютные  показатели миграционного движения населения - это число прибывших (иммигрантов) в данный населенный пункт (Sпр) и число выбывших (эмигрантов, Sвыб).

Абсолютные  показатели движения населения - это  интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени (за месяц, за год и т.д.).

Для характеристики воспроизводства и миграции населения  исчисляют ряд относительных  показателей интенсивности. Это  демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытия, выбытия, миграционного и общего приростов. Они рассчитываются как отношение соответствующего числа демографических событий (числа родившихся, умерших, естественного прироста, числа зарегистрированных браков, разводов, числа прибывших, выбывших, миграционного и общего абсолютного прироста населения) в течение календарного периода к соответствующей средней численности населения.

Коэффициент естественного  прироста может быть получен также  как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, а коэффициент миграционного прироста - как разность общих коэффициентов прибытия и выбытия. Коэффициент общего прироста в свою очередь можно рассчитывать как сумму коэффициентов естественного и миграционного приростов.

Демографические коэффициенты исчисляются в промилле, т.е. в расчете на 1000 человек, и  обозначаются «‰». Чтобы они были сопоставимы во времени, их исчисляют  в расчете на год.

Среднегодовая численность всего постоянного  населения (S) определяется как численность населения на начало и конец года, деленная на 2.

Так, среднегодовая  численность населения Республики Беларусь в 2007 году составляла 9690 тыс. чел., а коэффициент естественного  прироста - -29,4 тыс. чел. или -3,0‰. [2]

Показатель  средней продолжительности предстоящей жизни (e0х) рассчитывается путем деления табличного числа человеко-лет, которые предстоит прожить дожившим до данного возраста до предельного (Tx), на табличное число доживших до этого возраста (lx), т.е.

х = Tx / lx

 

Этот показатель является одним из важнейших обобщающих показателей жизненности населения.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, квалификацией и профессиональными  знаниями для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы  включают следующие категории:

население в  трудоспособном возрасте;

трудоспособное  население в трудоспособном возрасте;

трудовые ресурсы.

Для их изучения и анализа используется система  показателей, характеризующих численность трудовых ресурсов, их состав по различным признакам, коэффициенты нагрузки, замещения, естественного и миграционного движений и др.

В Республике Беларусь в соответствии с Конституцией трудоспособным считается возраст: для мужчин - 16-59 лет и для женщин - 16-54 года. В соответствии с этим возрастным критерием все население подразделяется на население в возрасте:

моложе трудоспособного (добрачный возраст);

трудоспособным (рабочий возраст);

старше трудоспособного (послерабочий возраст).

В Республике Беларусь численность всего населения в 2007 году составляла 9690 тыс. чел., из них численность населения в добрачном возрасте - 1547 тыс. чел., в рабочем - 6053 тыс. чел., в послерабочем возрасте - 2090 тыс. чел. [2]

По определению  Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет.

Для характеристики степени вовлечения населения в  народное хозяйство страны рассчитывают удельный вес экономически активного  населения в общей численности  населения. Если же численность экономически активного населения разделить на численность населения в трудоспособном возрасте, получается коэффициент экономической активности населения.

К занятым в  экономике Министерство статистики и анализа Республики Беларусь относят  лиц, работающих в учреждениях и  организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в кооперативах всех видов; в фермерских хозяйствах; занятых предпринимательской деятельностью, а также самозанятое население.

Так, среднегодовая  численность населения, занятая  в экономике, в 2007 году составляла 4445 тыс. чел. [2]

Безработица - это  социально-экономическое явление, при  котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в  производстве товаров и услуг. В  реальной экономической жизни безработица  выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В соответствии с законодательством Республики Беларусь о занятости безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [6, с. 11]

Обобщающим  показателем, характеризующим уровень  официальной зарегистрированной безработицы, служит коэффициент (уровень) безработицы, который рассчитывается как отношение численности безработных к численности экономически активного населения и выражается в процентах.

В 2007 году в Республике Беларусь коэффициент безработицы составил 1,0 % против 3,0 % в 2002 году. Таким образом, коэффициент (уровень) безработицы снизился на 66,7 % (1,0% : 3,0% = 0,333 или 33,3%). (см. Приложение А) [2]

Важными качественными  характеристиками населения являются показатели образовательного уровня. В связи с этим изучается состав населения по грамотности и уровню образования. Степень грамотности характеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке обычно в возрасте 9-49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте. Этот показатель в нашей республике близок к 100%, т.е. в республике достигнута практически полная грамотность. Уровень образования характеризует образовательную структуру населения и рассчитывается двумя методами как число лиц, имеющих тот или иной уровень образования:

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели