Уровень жизни населения России и его региональные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Уровень жизни включает: данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения (в том числе сферу распространения низких доходов); основные показатели социального обеспечения и социальной помощи; жилищный фонд и жилищные условия населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

 

Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной  цели являются:

 

содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;

 

содействие снижению смертности, в  первую очередь от неестественных причин;

 

укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

 

Таблица. Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:

 

ПоказательГодЗначениеЦель 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуацииЧисло родившихся, чел. на 1000 человек населения2007г. 2008г. 2009г. целевое значение10,5-10,6 10,8 -11,0 11,0 -11,4 17,0Число умерших, чел. на 1000 человек населения2007г. 2008г. 2009г. целевое значение16,3 -15,8 16,3 -15,6 16,4 -15,4 10,0Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населенияУдельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения)2007г. 2008г. 2009г. целевое значение14,3% 12,4% 11,2% 8-10%Цель 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучияОжидаемая продолжительность жизни при рождении, лет2007г. 2008г. 2009г. целевое значение66,1 66,2 66,3 70Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет2007г. 2008г. 2009г. целевое значение12,5 13,5 14 15Цель 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидовУдельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, %2007г. 2008г. 2009г. целевое значение81% 85% 88% 100%Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области трудаУровень общей безработицы, в % к экономически активному населению2007г. 2008г. 2009г. целевое значение7,4% 7,3% 7,0% 6-7%

 

В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно  возрастают, охватывая все большую  часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.

 

В числе приоритетных задач в 2009 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение  качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.

 

Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.

 

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации принимаются  меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

 

Конституция Российской Федерации  провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Для решения поставленных задач  необходимо, чтобы главными условиями  предоставления социальной помощи населению  считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.

 

Целями программы являются:

 

содействие гражданам, проживающим  на территории России, в поддержании  уровня жизни, создании условий для  выхода из трудной жизненной ситуации;

 

содействие улучшению условий  жизни пожилых людей и повышение  ее качества;

 

содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.

 

Реализация основной цели Программы  достигается решением следующих  задач:

 

предоставление единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации;

 

предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с  печным отоплением, требующим ремонта;

 

оказание дополнительных мер социальной поддержки для повышения качества жизни граждан пожилого возраста (материальная помощь на ремонт жилья одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет , компенсация расходов труженикам тыла на установку стационарных телефонов, адресная социальная помощь вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны, умерших до 12 июня 1990 года, на установку (замену) памятника, надгробия;

 

компенсация расходов на проезд по территории Российской Федерации один раз в  год реабилитированным лицам);

 

создание условий для участия  ветеранских организаций в жизни  общества, в организации и проведении консультативной и иной работы с ветеранами и пенсионерами посредством оказания социальной помощи.

 

Реализация долгосрочной целевой  программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.

 

Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между территориями края.

 

Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

 

качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.

 

по индексу развития человеческого  потенциала Россия по своему рейтингу отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного  показателя. Следовательно, государству  необходимо задуматься о влиянии  на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.

 

государством принимаются различные  меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Анализ изменений в уровне жизни  населения в России в последние  годы показал, что сохранение низкого  жизненного уровня большинства населения  блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Годы реформирования российской экономики сопровождались обвальным падением уровня жизни и интенсивным социальным расслоением населения , если судить по публикуемым Госкомстатом России официальным показателям реальных денежных доходов и их дифференциации. Общий объем розничного товарооборота и конечного потребления домохозяйств в физическом объеме сократился относительно незначительно, а средняя обеспеченность населения предметами длительного пользования и общей площадью жилищного фонда возросла. Одно это перечисление противоречивых тенденций показывает необходимость построения целостной картины измерения уровня жизни населения, как базы последующих прогнозных разработок.

 

Методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет:

 

. устанавливать ориентиры социально-экономической  политики государства на перспективу;

 

. осуществлять анализ текущего  уровня социально-экономического  развития страны;

 

. оценивать уровень бедности;

 

. проводить межрегиональные сопоставления  уровня и качества жизни населения.

 

Снижение жизненного уровня населения - неизбежное следствие столь масштабных преобразований, глубина падения - процесс  регулируемый. Более эффективное  государственное управление и регулирование на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества.

 

По производственным показателям  и по уровню жизни Тюменская область  заслуженно занимает одну из лидирующих позиций в стране.

 

По уровню жизни Тюменская область (включая ХМАО и ЯМАО) находится на втором-третьем месте по уровню жизни в России.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

.Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Бек, 2008.

 

.Бобков В. Уровень социального  неравенства // Экономист. - 2008. - №3.

 

. Васильев, В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации // В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007.

 

.Ржаницына Л.А. Бедность в  России: причины, особенности, пути  уменьшения // Экономист. - 2009.

 

.Региональные особенности уровня  жизни населения // А.В. Цимбалист,  В.Н. Сидорова. - 2008.

 

. Мироедов, А.А. Качество жизни  в статистических показателях  социально- экономического развития // А.А. Мироедов. - М.: Вопросы статистики, 2008.

 

. Прохоров, Н.В. Экология человека / Н.В. Прохоров. - М.: ЭКОС, 2007.

 

.Бобков В. Структура общества // Экономист. 2009.

 

.Маневич В.Е. Социально-экономическое  положение России в зеркале  научной периодики // Бизнес и  банки. - 2007.

 

. Гусаров, В.М. Статистика: учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 

. Демографический ежегодник России. 2008. Росстат.

 

. Кошелев А.Н. Национальная экономика.2008.

 

.Крыжановская А.Г. Теоретические  подходы к определению качества  жизни населения. 2009.

 

.Тихонова Н. Неравенство как  норма жизни//Литературная газета. - 2007.

 

.Выступление Дмитрия Медведева  на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008г.

 

.Байгереев М.В. Анализ российской  бедности: причины, особенности и  методика счета // Человек и  труд. - 2007.

 

. Злобина, Г.Ю. Качество жизни:  структурные составляющие и перспективные  направления развития. 2007.

 

.Кудров В.М. Национальная  Экономика России.2007.

 

.Диденко Н.И. Мировая  экономика: методы анализа экономических  процессов.2008.

 

. Социальное положение  уровня жизни населения России. 2011. Росстат.

 

. Регионы России социально  экономические показатели. 2011. Росстат.


Информация о работе Уровень жизни населения России и его региональные особенности