Уровень жизни населения России и его региональные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Уровень жизни включает: данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения (в том числе сферу распространения низких доходов); основные показатели социального обеспечения и социальной помощи; жилищный фонд и жилищные условия населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

В январе-феврале 2010г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 88%, работников образования - 77% (в январе-феврале 2009г. - соответственно 92% и 82%).

 

Просроченная задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов  малого предпринимательства). Суммарная  задолженность по заработной плате  по кругу наблюдаемых видов экономической  деятельности на 1 апреля 2010г. составила 3966 млн. рублей и по сравнению с 1 марта 2010г. снизилась на 3,7%.

 

Объем просроченной задолженности  по заработной плате, сложившийся на 1 апреля 2010г., составлял 1% месячного  фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической  деятельности.

 

 

Таблица 8. Динамика просроченной задолженности  по заработной плате на начало месяца

 

Просроченная задолженность по заработной платеВ том числе задолженностьЧисленность работников, перед которыми имеется  просроченная задолженность по заработной плате, млн.человекиз-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровнейиз-за отсутствия собственных средствмлн. рублейв % к предыдущему месяцумлн. рублейв % к предыдущему месяцумлн. рублейв % к предыдущему месяцу2009г.Январь467460,226170,7441359,70,3Февраль6965149,0378144,86587149,30,5Март8087116,1536142,07551114,60,5Апрель8755108,348690,78269109,50,5Май792690,538779,6753991,20,5Июнь8779110,829576,18484112,50,5Июль719482,027091,6692481,60,4Август647890,116059,5631891,20,4Сентябрь555785,8181112,8537685,10,3Октябрь508191,4191105,5489091,00,3Ноябрь5406106,4237124,05169105,70,3Декабрь504793,4239101,0480893,00,32010г.Январь356570,619681,9336970,10,2Февраль4119115,5233118,53886115,40,2Март4118100,0283121,8383598,70,2Апрель396696,313848,6382899,80,2

 

На 1 апреля 2010г. просроченная задолженность  по заработной плате снизилась по сравнению с 1 марта 2010г. в 46 субъектах  Российской Федерации, выросла - в 30 субъектах, отсутствовала - в 6 субъектах Российской Федерации, образовалась - в Ямало-Ненецком автономном округе.

 

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых  видов экономической деятельности на 1 апреля 2010г. составила 138 млн.рублей, или 3,5% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.

 

Из общего объема задолженности  из-за бюджетного недофинансирования 77,4% приходилось на федеральный бюджет, 14,1% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 8,5% - на местные бюджеты. При определении задолженности  из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.

 

Из общей суммы просроченной задолженности 1853 млн.рублей (46,7%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2009г., 464 млн.рублей (11,7%) - в 2008г. и ранее.

 

Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 66 млн. рублей (47,6%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.

 

На 1 апреля 2010г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 57 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 марта 2010г. - в 12 субъектах.

 

Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за март 2010г. снизилась на 7 млн.рублей (0,2%) и на 1 апреля 2010г. составила 3828.

 

 

2.2 Региональные особенности уровня  жизни населения

 

 

Важнейшей задачей современного этапа  развития экономики России является тесная взаимосвязь с принципиально новой стратегией социальной политики, главным объектом которой должен стать прежде всего каждый гражданин страны, его благополучие и социальная ответственность.

 

В основе роста благополучия населения, на наш взгляд, лежит категория благосостояния - сложная социально-экономическая категория, интегрирующая характеристики уровня и образа жизни и условий жизнедеятельности - категорий, каждая из которых отражает определенный элемент содержательной составляющей благосостояния. Векторной же составляющей благосостояния является категория качества жизни, которая характеризует направленность развития благосостояния, охватывая и уровень, и образ жизни, и условия жизнедеятельности и отражая как объективные, так и субъективные их характеристики.

 

Существует множество определений  и моделей «качества жизни». Представим наше видение этой категории на основе обобщения существующих подходов и  точек зрения и исходя из концепции  благосостояния. «Качество жизни» - это интегральная комплексная характеристика физического, психологического, материального, морального, духовного состояния индивида и общества, являющаяся своеобразным гуманистическим ориентиром их развития и благосостояния. Эта категория:- охватывает количественные и качественные характеристики таких компонент благосостояния, как уровень жизни, образ жизни, условия жизнедеятельности (включая условия проживания, среду обитания);- опирается на категории «потребности» и»ценности»;- учитывает деятельностную (функциональную) составляющую, связанную с удовлетворением потребностей, реализацией ценностей;- выражает взаимодействие индивида и общества, различных его составляющих;- охватывает все аспекты и сферы человеческой жизнедеятельности (в числе последних необходимо выделить тесно взаимоувязанные между собой профессионально-трудовую, семейно-бытовую , социально-культурную, связанную с развитием способностей, духовности индивида, обеспечением рекреации, здоровья, отдыха, досуга);- объединяет объективную и субъективную стороны жизнедеятельности людей и общества, характеризует состояние субъектов общественной жизни;- отражает сознательное формирование со стороны государства общественной жизни, экономики в интересах большинства населения страны;- характеризует не только достигнутый уровень удовлетворения потребностей, развития индивида и общества, но и возможность их дальнейшего развития, доступность для населения необходимых для этого развития благ и услуг материального и духовного характера;- определяет степень и возможность накопления, продуктивного использования, реализации человеческого капитала;- является категорией относительной;- формируется под воздействием множества разнохарактерных факторов и потому требует учета демографических, общественных, исторических, этнографических, экологических, политических, юридически-правовых, экономических, психологических, поведенческих, духовно-нравственных аспектов;- имеет ярко выраженную функциональную составляющую, что про является в многостороннем(много аспектном) и много объектном воздействии собственно качества жизни на развитие индивида и общества, а следовательно, требует оценки результатов этого воздействия.

 

Как уже сказано, содержательная часть  категории «качество жизни» охватывает уровень жизни, образ жизни и  условия жизнедеятельности. Остановимся на представлениях об «уровне жизни».В современной научной литературе категория»уровень жизни» и ее оценка трактуются в зависимости от целей и задач исследования, различных подходов. Согласно рекомендациям статистической комиссии ООН, при оценке уровня жизни населения в качестве приоритетных следует выделять условия жизнедеятельности, уровень потребления, обеспечение занятости и свободы человека. При определении уровня потребления необходимо учитывать обеспеченность населения благами и услугами материального характера, а также степень удовлетворения потребностей в них. В ст. 4 Европейской социальной хартии отмечается: «Признать право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни» 1.С экономических позиций важнейшими характеристиками достойного труда, именно того, который может обеспечить достойный уровень жизни, называются:- высокие расходы общества на заработную плату (40-60 % ВВП);- развитая система социальной защиты , расходы на которую составляют не менее 20-25 %ВВП;- высокая доля социальных расходов государственного бюджета на здравоохранение (7-9 % ВВП)и образование (4-6 % ВВП);- развитая система профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства, недопущение высокого уровня безработицы, системная деятельность государства по созданию новых рабочих мест 2.Если в развитых странах доля заработной платы и доля социального страхования (то есть зарезервированной части заработной платы на случаи социальных рисков) составляют в ВВП 45-60 % и12-25 %, то в России удельный вес заработной платы в ВВП (без налогов , нетто заработной платы) - 22 %, а взносов на социальное страхование - 7 %.

 

Совокупные расходы на два эти  базовых института - около 30 % ВВП, вдвое  меньше, чем в развитых странах 3.Одной из актуальных в современной России проблем является дифференциация уровня жизни и социальное расслоение населения по регионам страны. По данным института социологии РАН ,среднедушевые доходы в столичных регионах в 2007 г. находились на уровне 8 тыс. рублей, в крупных областных центрах - 5 тыс. рублей, в малых городах - 3,5 тыс. рублей, а жители сел располагали не более чем 2,8 тыс. рублей 4.Региональные особенности уровня жизни населения во многом определяются конкурентоспособностью регионов. К основным факторам региональной конкурентоспособности можно отнести природные ресурсы, инвестиционный потенциал, потенциал качества жизни населения. Потенциал качества жизни населения определяется уровнем доходов, социальной защиты, безопасности проживания, качеством культурной среды и т. д. 7.С позиции региональной дифференциации отмечается, что рост стоимостных параметров экономики на 65-75 % обеспечен сегодня деятельность нескольких десятков крупных корпораций, расположенных не более чем в 150-200 населенных пунктах страны. Это объясняется во многом доминированием экспортно-сырьевой модели развития экономики. России, которая приводит к росту отдельных отраслей экономики и развитию регионов, где концентрируется значительная часть финансовых ресурсов. Данная тенденция концентрации финансов, производства, социальной инфраструктуры будет носить характер нарастания до 2010 года 8.Анализ региональных особенностей уровня жизни и конкурентоспособности регионов Российской Федерации, по таким показателям, как величина прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет, (показатели, по которым в России, как и в большинстве стран мира определяется уровень бедности) представлен в таблице.

 

Дифференциация уровня жизни по регионам была обусловлена различным  уровнем развития производительных сил, богатством недр, экспортно-импортными возможностями и характером ведения экономической деятельности.

 

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с прожиточным  минимумом по федеральным округам ( октябрь 2007 год)

 

 

 

Таблица

 

Федеральные округаМаксимальный и  минимальный среднедушевой денежный доход в округеПрожиточный минимум  оценка по федеральному округуРанг по ПМСоотношение срднедушевого денежного  дохода с ПМ по регионурегионсреднедушевой денежный доход ,руб.Рубсоотношение с РФ ,разРоссийская федерацияЯмало-Ненецкий авт.округ Республика Ингушетия26895,8 2995,834341.07,83 0,87Центральныйг.Москва Ивановская область25943,9 4727,636261,0957,05 1,30Северо-ЗападныйНенецкий авт.округ Псковская область15203,4 6690,937181,1264,09 1,95ЮжныйВолгоградская область Республика Ингушетия9521,7 2995,828720,8713,315 1,043ПриволжскийСамарская область Республика Мордовия11544,0 4602,329920,923,86 1,54УральскийЯмало-Ненецкий авт.округ Курганская область26895,8 6537,332170,973836 2,03СибирскийТаймырский (Долгано-Ненецкий) авт.оркруг Усть-Ордынский Бурятский авт.округ10352,9 3474,633751,0243,07 1,03Дальне -восточныйСахалинская область Амурская область15930,9 6968,744801,4773,56 1,43

 

 

 

Прожиточный минимум оставался  наиболее низким в Южном федеральном округе, составляя лишь 0,87 к среднему уровню по России, наиболее высоким - в Дальневосточном федеральном округе, что превысило средний уровень России в 1,47 раза. Сравнение минимального и максимального среднедушевого дохода по округам выявляет достаточно противоречивую картину. Максимальный среднедушевой доход принадлежал Ямало-Ненецкому автономному округу - 26 895,8 рублей, превышая прожиточный минимум по РФ (III квартал2006 г. - 3434 рублей) в 7,83 раза , а минимальный среднедушевой доход - Ингушетии, составляя от средне российского прожиточного минимума лишь 87 %. В целом в этот период наибольшая дифференциация доходов населения была в Центральном округе, наименьшая - в Дальневосточном . При анализе дифференциации уровня жизни по регионам следует выделить особенное положение и представление об уровне душевого дохода по Москве. В Москве живут люди, уровень богатства которых в 2-2,5 раза выше уровня богатства соответствующего слоя богатых людей на периферии. По некоторым оценкам, богатые в Москве - это люди, богатые по мировым критериям, их годовой доход на человека составляет более 120 тыс. долларов. В среднем же по России богатыми считаются люди, имеющие душевой доход около 60 тыс. долларов в год 10.

 

Если анализировать уровень  жизни по критерию доходности, то по этому параметру, согласно данным Минэкономразвития, за последние два года доля населения России, которое относится к среднему классу, выросла с 17 до 21 % 11. К 2010 г. По прогнозу МЭРТ доля среднего класса увеличится до 30 %, а к 2020 г. представителем этого социального слоя станет каждый второй россиянин. Реально к 2010 г. располагаемые доходы населения по сравнению с 2007 г. увеличатся в 1,5 раза, а к 2020 по сравнению с 2008 г. - в 2,5 раза. Важно, чтобы при решении этой глобальной в рамках страны задачи учитывались особенности экономического развития, экономического неравенства, специфические задачи и острота проблем повышения уровня жизни населения каждого региона .

 

 

2.3 Направления повышения уровня  жизни населения России

 

 

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Цели и задачи деятельности Министерства Российской Федерации:

 

повышение материального уровня жизни  населения;

 

повышение уровня здоровья населения;

 

обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;

 

обеспечение продуктивной занятости  и достойных условий труда;

 

воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.

 

Исходя из системы целей Правительства  Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

 

. Улучшение демографической ситуации  и положения семей с детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

 

. Повышение благосостояния населения,  снижение бедности и неравенства  по денежным доходам населения.

 

. Повышение качества и доступности  медицинской помощи, лекарственного  обеспечения, особенно для малоимущих  групп населения, обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия.

 

. Повышение эффективности системы  социальной защиты и социального  обслуживания, в первую очередь  пожилых граждан и инвалидов.

 

. Содействие продуктивной занятости  населения, обеспечение защиты  прав граждан в области труда.

 

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:

 

решение демографических проблем  на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;

 

реализация приоритетного национального  проекта в сфере здравоохранения  в целях повышения доступности  и качества медицинской помощи;

 

поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения  и эффективности предоставляемой социальной помощи.

 

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению  заработной платы и увеличению занятости  населения, будут способствовать решению  главной задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг .

Информация о работе Уровень жизни населения России и его региональные особенности