Статистическо-экономический анализ кадрового потенциала науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной, так как важнейшей задачей государственной политики Российской Федерации на среднесрочный период, определенной «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» является оптимальное решение кадровой проблемы в научно-техническом комплексе. Целью проекта является анализ закономерности изменения кадрового потенциала науки и оценка степени влияния факторов на него.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ. 4
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 4
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКИ И ГРУППИРОВКИ 8
ПОНЯТИЕ ВАРИАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЁ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ11
ГЛАВА 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 14
Задание 1 14
Задание 2 21
Задание 3 22
Задание 4 25
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ 29
Задание 1 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.doc

— 900.00 Кб (Скачать файл)

Статистика  кадров науки имеет своей целью  сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок.     

В статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций, выполняющих научные исследования и разработки.       

В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем  квалификации в составе персонала, занятого научными исследованиями и  разработками, выделяются четыре категории работников:

исследователи - работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (руководители научных организаций и подразделений, выполняющих научные исследования и разработки);

техники - работники, участвующие  в научных исследованиях и  разработках и выполняющие технические  функции, как правило, под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание научных приборов, лабораторного  оборудования, вычислительной техники, подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и анализов и т. п.). В основном техники имеют среднее профессиональное образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания;

Вспомогательный персонал - работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научных исследований и разработок (сотрудники планово-экономических, финансовых, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего профессионального образования);

прочий персонал - работники, осуществляющие хозяйственное обслуживание и иные функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения, машинистки и т. п.).     

Статистика  учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям, уровню образования (высшее, в том числе имеют ученую степень доктора или кандидата наук, среднее профессиональное, пр.). Кроме того, численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и возрасту.  

Таблица 2. Динамики численности  персонала, занятого исследованиями и  разработками в РФ (человек)

 

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Численность персонала – всего

1061044

887729

858470

839338

813207

807066

801135

761252

в том числе:

               

исследователи

518690

425954

409775

401425

391121

388939

392849

375804

техники

101371

75184

71729

69963

65982

66031

64569

60218

вспомогательный персонал

274925

240506

229214

223356

215555

213579

208052

194769

прочий персонал

166058

146085

147752

144594

140549

138517

135665

130461


 

Как видно по данным таблицы 3, за 8 представленных лет численность персонала снизилась почти вдвое. Причем резкое снижение показателей наблюдается в 2005 году, далее численность возрастает по всем категориям работников, кроме техников, а к 2008 году снова происходит сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками.

Рассмотрим динамику структуры численности персонала  занятого исследованиями и разработками в России в разрезе четырех основных секторов деятельности, согласно статистических данных.

Таблица 4. Динамика численности  персонала, занятого исследованиями и  разработками в РФ по секторам деятельности

Годы

Численность  
персонала – всего

в том числе по секторам деятельности

государственный

предпринимательский

высшего  
профессионального образования

некоммерческих организаций

1995

1061044

282166

726568

52065

245

2000

887729

255850

590646

40787

446

2001

885568

256137

585416

43463

552

2002

870878

257462

568628

44135

653

2003

858470

256098

558668

43120

584

2004

839338

258078

537473

43414

373

2005

813207

272718

496706

43500

283

2006

807066

274802

486613

44473

1178

2007

801135

272255

478401

49059

1420

2008

761252

260854

451532

47595

1271


Таким образом, наибольшая доля персонала, занятого исследованиями и разработками приходится на предпринимательский и государственный секторы. Рост показателей наблюдается только в некоммерческих организациях от 245 до 1271 человек, что свидетельствует о развитии данного сектора.

Далее проведем сравнительную оценку по данным показателям по Орловской области.

Таблица 5. Динамика численности  персонала, занятого исследованиями и  разработками, по субъектам РФ (человек)15

 

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Российская Федерация

1061044

887729

 

839338

813207

 

807066

801135

 

761252

Центральный федеральный округ

544759

455985

 

420375

408330

 

411958

415522

 

396272

Белгородская область

4164

1953

 

1321

1289

 

1297

1314

 

1189

Брянская область

3510

2611

1816

1927

1770

1950

2010

Владимирская область

11795

9499

 

8638

7913

 

7640

7453

 

7075

Воронежская область

12163

13140

13772

13806

14144

14984

14651

Ивановская область

3087

1557

1289

1105

918

892

732

Калужская область

15568

11881

10778

10413

10708

10920

10386

Продолжение таблицы 5

Костромская область

496

305

159

147

139

137

146

Курская область

2607

2016

1641

1571

3469

3377

3185

Липецкая область

990

547

367

362

417

352

353

Московская область

110047

100601

90755

88681

91062

88114

84375

Орловская область

2742

1900

1260

920

1082

1006

936

Рязанская область

6212

3637

2976

3311

3461

3584

3555

Смоленская область

1552

1102

986

944

1170

1094

1031

Тамбовская область

3234

2933

2825

2800

2285

2282

2038

Тверская область

6701

5978

5628

5499

5430

5340

5505

Тульская область

10940

10241

10304

9959

10359

7544

5754

Ярославская область

11594

9259

7593

6608

6660

7190

6739

г. Москва

337357

276825

258267

251075

249947

257989

246612


Статистический анализ численности и состава кадров науки сочетается с изучением  их фактической занятости научной  деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует определение численности работников (по категориям персонала) в эквиваленте полной занятости научными исследованиями и разработками. Целью таких оценок является учет не только лиц, полностью занятых этим видом деятельности (причем многие из них могут участвовать в нескольких проектах одновременно), но также тех, кто занят исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов, аспирантов и др.).

Численность персонала, занятого научными исследованиями и  разработками, в эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических лиц, а объем трудозатрат, выраженный суммой долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах.

Оценки кадров науки  по объему рабочего времени, фактически затраченного на научные исследования и разработки, наиболее распространены в статистике стран с развитой рыночной экономикой; они используются в расчетах производительности общественного труда и международных сопоставлениях. Первичным источником информации для расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками служат оценки бюджета времени работников науки  и профессорско-преподавательского персонала вузов.

В соответствии с «Канберрским руководством» научно-технические кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, категориям занятости (включая безработных и не занятых в экономике), отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному происхождению. Кроме того, рассматриваются их приток (по источникам, включая пополнение за счет выпускников учебных заведений) и отток (по направлениям, в том числе за рубеж).

Статистическое изучение подготовки научных кадров охватывает показатели деятельности аспирантуры и докторантуры (число научных организаций и вузов, имеющих аспирантуру и докторантуру; численность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в разрезе отраслей наук и научных специальностей). Отдельно учитывается численность искателей ученой степени кандидата наук, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших кандидатские либо докторские диссертации.

 

 

 

 

 

 
 

ГЛАВА 2.

РАССЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 ЗАДАНИЕ 1

 

По исходным данным таблицы 1.1:

Таблица 2.1- Численность  исследователей по регионам РФ, чел.

№ п/п

исследователей  всего

в том числе

численность аспирантов

выпуск из аспирантуры

доктора наук

кандидаты наук

1

276

6

68

41

12

2

1352

15

46

58

24

3

134

3

13

23

6

4

2955

30

103

51

16

5

844

24

149

50

14

6

873

6

23

50

12

7

1964

28

152

78

24

8

964

8

56

46

17

9

1473

23

108

53

13

10

3064

29

154

62

15

11

1185

46

258

79

19

12

5089

58

419

71

19

13

7361

42

231

49

13

14

6638

50

265

76

23

15

2057

113

367

89

25

16

5099

182

537

86

24

17

466

7

65

63

19

18

774

58

197

54

19

19

14677

151

924

59

18

20

6358

171

682

69

21

21

5521

43

145

45

13

22

20627

103

448

49

12

23

6463

116

482

59

16

24

1899

29

112

72

15

всего

98113

1341

6004

1432

409

Информация о работе Статистическо-экономический анализ кадрового потенциала науки