Статистическое наблюдение в таможенной статистике, статистические величины. Система показателей и признаков в таможенной статистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:17, лекция

Краткое описание

1. Сущность статистического наблюдения в таможенной статистике (единицы наблюдения).
2. Структурные и степенные средние величины.
3. Содержание системы показателей и признаков, разрабатываемых таможенной статистикой внешней торговли на основе сведений декларации на товары (ДТ).

Вложенные файлы: 1 файл

lektsia_2.docx

— 108.94 Кб (Скачать файл)

Статистическое наблюдение в таможенной статистике, статистические величины. Система показателей и признаков в таможенной статистике

 

План:

  1. Сущность статистического наблюдения в таможенной статистике (единицы наблюдения).
  2. Структурные и степенные средние величины.
  3. Содержание системы показателей и признаков, разрабатываемых таможенной статистикой внешней торговли на основе сведений декларации на товары (ДТ).

 

В настоящее время российский экспорт имеет строго сырьевую направленность, что ставит страну в зависимость от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка. Это существенно снижает роль экспорта как “двигателя” российской экономики в условиях ее спада. Для развития экспортного сектора, в сложившихся условиях, огромное значение имеет создание системы содействия экспорту, а также ведение государством политики защиты российского производителя, которая включает в себя меры тарифного и нетарифного регулирования. Однако, в настоящее время идет наращивание объемов экспорта “любой ценой”, которое влечет за собой утечку капитала за рубеж. Как следствие, возникает необходимость строгого учета и анализа экспортных операций, как мера осуществления контроля за возвратом валютной выручки. Такой учет и анализ необходим еще и для выработки правильных управленческих решений в отношении экспортных пошлин. Организация учета внешнеэкономической деятельности возложена на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации. Основные правила и процедуры ведения таможенной статистики РФ, сбор, обработка и публикация данных внешней торговли и порядок их учета осуществляются в соответствии с методологией таможенной статистики внешней торговли РФ. Методология должна обеспечивать международную сопоставимость данных и сопоставимость с данными государственной статистики РФ для облегчения решения разнообразных аналитических задач, к числу которых, в частности, можно отнести разработку общей экономической политики страны, наблюдение за выполнением торговых соглашений, анализ рыночной конъюнктуры и др. Для решения этих задач, а также для исследования явлений и процессов внешней торговли следует, прежде всего, систематизировать цифровые данные, то есть вести статистический мониторинг внешнеторговых операций. А также разработать систему показателей, характеризующих эти операции. Для формирования таможенной статистики внешней торговли используется система показателей статистического мониторинга, основными в которых являются исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт. Статистические показатели позволяют проводить различного рода аналитические исследования экспортных операций, для чего таможенными органами могут быть использованы такие статистические методы анализа, как: сводка и группировка; графический метод; индексный метод; факторный анализ; анализ динамики внешней торговли и многие другие. Цель данной работы – рассмотреть методологию статистического учета внешней торговли в части экспорта и методологические рекомендации ООН по статистическому учету экспортных операций; исследовать и охарактеризовать экспортные операции. Дать обзор статистических методов анализа и возможность их применения в анализе внешней торговли; провести анализ экспортных операций. 

 

  1. СУЩНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ (ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ)

Статистическое изучение тех или иных явлений в статистике предполагает обязательное условие - наличие информации, сведений об этих явлениях. Поэтому начало любого статистического исследования сводится к сбору необходимой информации. От того, насколько полными и качественными окажутся собранные первичные данные, зависят в значительной степени и конечные результаты работы, и выводы исследователей.

Особенностями объекта изучения и поставленными задачами определяется специфика системы показателей и атрибутивных признаков, а также формы, виды и методы статистического наблюдения. В таможенной статистике внешней торговли эти вопросы регламентируются Методологией таможенной статистики внешней торговли РФ.

Методология, по статистической сути, является программой статистического наблюдения за внешней торговлей России. Она определяет объект статистического наблюдения, систему показателей и признаков, характеризующих объект наблюдения и представляющие его единицы наблюдения, задает правила сбора статистической информации о внешней торговле и определяет возможности ее дальнейшей обработки и анализа. Методология разработана в соответствии с международными стандартами в области статистики, что делает информацию, полученную на ее основе, пригодной для международных сопоставлений. 

Согласно Методологии таможенная статистика внешней торговли учитывает торговлю товарами и не затрагивает торговлю услугами. То есть объектом изучения таможенной статистики внешней торговли является внешняя торговля товарами. Причем учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза или вывоза на территорию РФ. Соответственно не учитываются транзитные товарные потоки и временно (сроком до 1 года) ввозимые и вывозимые товары. В новой редакции Методологии не определен порог статистического наблюдения, хотя в предыдущей редакции он был установлен.

В практике статистики международной торговли традиционно используются две системы учета торговли: общая и специальная. В соответствии с общей системой учет товаров осуществляется при пересечении ими государственной границы страны, а согласно специальной системе учета – при пересечении ее таможенной границы. Эти границы различны при наличии на территории государства свободных таможенных зон и свободных складов, которые находятся вне таможенной территории и, следовательно, действие таможенного законодательства не распространяется.

В рекомендациях Статистической комиссией ООН приоритет отдается общей системе учета торговли. В Методологии установлено, что в таможенной статистике внешней торговли РФ используется общая система учета торговли что способствует обеспечению сопоставимости данных. 

Единицами наблюдения в таможенной статистике внешней торговли РФ являются партии товаров, декларируемые при таможенном оформлении (табл. 1).

Экспорт — вывоз из страны в другие страны продукции  и услуг.

Импорт  — ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и т. П. На таможенную территорию страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.

Таблица 1. Единицы наблюдения в таможенной статистике внешней торговли 

 
Экспорт

 
Импорт

 
товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта

 
товары, ввозимые для выпуска внутреннего потребления (для свободного обращения);

 
товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенного режима переработки на таможенной территории

 
товары, ввозимые и помещаемые под таможенный режим реимпорта

 
товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории

 
товары, ввозимые для переработки на таможенной территории

 
товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенного режима переработки для внутреннего потребления

 
товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории

 
товары, вывозимые с таможенной территории государства и помещаемые под таможенный режим реэкспорта

 
товары, ввозимые в соответствии с таможенным режимом переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения)

 
отечественные товары, помещаемые в магазины беспошлинной торговли для реализации

 
иностранные товары, ввозимые для реализации в магазинах беспошлинной торговли

 
отечественные товары, временно вывозимые за пределы таможенной территории государства сроком на один год и более

 
иностранные товары, временно ввозимые на таможенную территорию государства сроком на один год и более

 
товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций

 
товары, ввозимые на таможенную территорию государства и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций

 

 

 
товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны и склада

 

 

 
ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства


 

Как видно из табл. 1, не все установленные в законодательном порядке виды таможенных режимов участвуют в формировании внешнеторгового оборота страны.

Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли при общей системе учета категории товаров, правовой статус которых определен в соответствии со следующими таможенными режимами:

1)товары, перемещаемые транзитом  через территорию государства;

2)товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года;

3)товары, помещаемые на  таможенный склад, на свободный  склад, в свободную зону и предназначенные  для вывоза за пределы таможенной территории государства;

4)иностранные товары, уничтожаемые на территории государства;

5)вывозимые товары, от  которых лицо отказалось в пользу государства;

6)перемещаемые припасы;

7)товары, вывозимые с таможенной  территории государства и предназначенные  для обеспечения функционирования  посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств государства за рубежом;

8)товары, перемещаемые через  таможенную границу между воинскими  частями государства, дислоцированными  на таможенной территории государства  и за пределами этой территории;

9)товары, вывозимые в государства  – участники СНГ и предназначенные  для обеспечения деятельности  расположенных на территориях  этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных  и иных учреждений социальной  сферы, имущество которых находится  в собственности данного государства  или субъектов государства, а  также для проведения на территориях  указанных государств отечественными  организациями научно-исследовательских  работ в интересах государства  на некоммерческой основе;

10)отечественные товары, перемещаемые между таможенными  органами через территорию иностранного государства.

Порядок перемещения товаров через таможенную границу, предусматривающий установление таможенных режимов, не является абсолютным. Существуют категории товаров, на которые он не распространяется. Такие товары также не учитываются таможенной статистикой внешней торговли РФ. К ним относятся:

1. Монетарное золото, отечественная  и иностранная валюта, ценные  бумаги, выпущенные в обращение.

2. Товары, не являющиеся  предметом коммерческих операций:

  • перемещаемые через границу физическими лицами для собственного пользования, в количественном или стоимостном выражении не превышающие норм, установленных национальным законодательством;
  • периодические издания (газеты, журналы), рассылаемые по прямой подписке для физических лиц;
  • товары, приобретаемые дипломатическими или другими представительствами иностранных государств, вооруженными силами, научными организациями на территории государства для собственных нужд.

3. Товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года.

4. Товары, утерянные или уничтоженные после вывоза с экономической территории экспортирующей страны, но до ввоза на экономическую территорию предназначаемой импортирующей страны, не подлежат включению в статистику импорта предназначаемой страны-импортера (но включаются в статистику экспорта страны-экспортера).

5. Товары для обеспечения  деятельности отечественных организаций за границей.

6. Товары, перемещаемые трубопроводным  транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ.

7. Товары (припасы) для обеспечения  нормальной эксплуатации и технического  обслуживания транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления  пассажирами и членами экипажа, а также предназначенные для  реализации пассажирам и членам  экипажа морских и воздушных судов.

8. Предметы материально-технического  снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для нормальной эксплуатации  транспортных средств, осуществляющих международные перевозки.

9. Продукция морского  промысла, ввозимая отечественными  или арендованными (зафрахтованными) отечественными лицами судами.

10. Топливо и смазочные  материалы, вывозимые для бункеровки  отечественных транспортных средств  или арендованных (зафрахтованных) отечественными лицами судов, находящихся  за пределами таможенной территории государства.

11. Воздушные суда, перемещаемые  через границу государства в  целях технического обслуживания.

12. Товары, перемещаемые через  границу государства в целях ремонта.

13. Выставочные экспонаты.

14. Товары, перемещаемые для  проведения зрелищных и спортивных мероприятий.

15. Товары, поставляемые в счет залога.

16. Образцы товаров.

17. Перемещаемая через границу «транспортировочная» тара.

18. Товары, ранее ввезенные  и помещенные под иной таможенный  режим на таможенной территории  государства, которые были учтены  в импорте государства, при изменении  таможенного режима повторно  не учитываются в таможенной  статистике внешней торговли  государства (без изменения направления перемещения товара).

Документальной основой ведения таможенной статистики является информация, содержащаяся в первичном документе – в  декларации на товры (ДТ).

Информация о работе Статистическое наблюдение в таможенной статистике, статистические величины. Система показателей и признаков в таможенной статистике