Статистическое исследование государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что она необходима для эффективного изучения развития социально-экономической статистики.
Экономике России, активно участвующей в процессах глобализации, необходима качественно функционирующая финансовая система, способная противостоять негативным внешним факторам и являющаяся основой для реализации стратегии экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

tema-22_Statisticheskoe_issledovanie_gosudarstve.docx

— 117.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Актуальность темы заключается в том, что она необходима для эффективного изучения развития социально-экономической статистики.

Экономике России, активно участвующей в процессах глобализации, необходима качественно функционирующая финансовая система, способная противостоять негативным внешним факторам и являющаяся основой для реализации стратегии экономического роста.

Проведение статистического анализа развития финансовой системы в современных условиях требует оценки широкого круга макроэкономических и финансовых индикаторов, выявления взаимосвязей между ними, определения последствий их воздействия на экономику. Процесс анализа предполагает учет специфических условий стабильности финансов отдельных секторов, образующих финансовую систему в целом.

Так, принятие эффективных управленческих решений по государственному бюджету должно основываться на всестороннем статистическом анализе развития финансовой системы.

Переход российской статистики на международные стандарты является одним из важных приоритетов развития методологии обработки и анализа данных. Внедрение этих стандартов в практику статистической финансовой отчетности непосредственно касается институциональных единиц, составляющих финансовую систему и стремящихся выйти на мировые финансовые рынки.

Результаты статистического исследования финансовой системы России важны не только на национальном, но и на международном уровне. Членство Российской Федерации в международных организациях подразумевает предоставление полной, своевременной, достоверной и качественной информации о состоянии финансовой системы страны, её отдельных секторов и подсекторов в соответствии с международными стандартами. Эти требования являются важным и необходимым условием динамичного развития экономики России и привлечения в неё инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы статистических  государственных финансов

 

1.1 Основные понятия статистики  государственных финансов

финансы бюджет доход статистика

Государственные финансы – важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке – статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета – это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.

Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:

• общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

• структуру доходов государственного бюджета;

• структуру расходов государственного бюджета;

• источники финансирования бюджетного дефицита;

• размеры государственного внутреннего долга;

• размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;

• влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;

• эффективность проведения государством фискальной политики. [3, c. 89]

В соответствии с законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» бюджетная классификация включает:

– классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

– функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

– классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

– классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

– классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов федерации;

– классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

– ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

 

1.2 Методы расчета статистических  показателей

 

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике.

Определения и показатели статистики государственного бюджета. Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является «сектор государственного управления». Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц – государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:

– поступления или платежи;

– поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

– поступления (платежи) возмездные или невозмездные;

– текущие или капитальные поступления (платежи);

– приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

– приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью

Статистические показатели имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Качественная сторона показателей отражается в его содержании безотносительно к конкретному размеру признака (например, численность населения Республики Беларусь, объём производства продукции и так далее). Количественная сторона статистических показателей – это его числовое значение.

С учётом сказанного аналитические расчёты, выполняемые в статистической практике, принято подразделять на виды по основным признакам группировки (классификации) статистических показателей:

1) по сущности  исчисляемых статистических показателей: на расчёты объёмных (характеризующих  размеры признаков, процессов, явлений) и атрибутивных качественных (характеризующие  качественные соотношения, типичные  свойства изучаемых явлений) показателей;

2) в зависимости  от характера развития изучаемых  явлений во времени целесообразно  выделить расчёты интервальных  и моментных статистических показателей;

3) по степени  агрегирования изучаемых единиц  совокупности можно различать  расчёты индивидуальных (характеризующих  единичные признаки или процессы  относительно конкретной единицы  совокупности) и обобщающих (отображающие  совокупность в целом или её  части) статистических показателей;

4) по статистической  структуре расчеты можно условно  разделить на расчёты абсолютных (объёмных), относительных и средних  величин, приростных величин.

5) В практике статистики наиболее широко применяются также следующие вида расчётов показателей, необходимых для анализа статистических данных:

  • 1) приближённые расчеты на основе экстраполяции или интерполяции;

  • 2) расчёты сложных (производных) показателей или итогов на основе объединения данных по составным частям сложных явлений;

  • 3) балансовые расчёты

При приближённых расчётах отсутствующих в сводках статистических величин исходной базой служат уже известные абсолютные и другие статистические величины, связанные с теми статистическими величинами, которые необходимы для осуществления соответствующего анализа.

При экстраполяции расчёт неизвестной величины производится с помощью заимствованных из других статистических источников или рассчитанных вспомогательных величин, которые связывают известную исходную величину с необходимой для анализа статистической величиной.

Например, пусть за последние 5 лет значение изучаемого признака возрастало стабильно на 5% ежегодно и составило в базовом году величину А. Тогда ожидаемое значение признака в следующем за базовым годом можно принять примерно равным. Расчет распространяется за пределы известных данных.

В статистике известны и другие подходы к экстраполяции (так называемый способ и распространённых «итогов»).

При интерполяции расчёт необходимых для анализа величин основывается на особых предположениях о характере изменения интересующей исследователя величины в пределах исследуемой совокупности, внутри известных данных.

Например, расчёты, основанные на интерполяции, используются при вторичной группировке (перегруппировке статистических данных, более соответствующей целям проводимого анализа). Для второго вида примером может служить расчёт неизвестных значений на основе количественного выражения его зависимости от других признаков. Сюда же относится расчёт общего итога в условно-натуральном выражении, себестоимости продукции и т.д.

Основное назначение балансовых расчётов в статистике – сопоставление между собой и объединение в одной общей таблице данных о составных частях (элементах), из которых слагается общее изменение изучаемого явления.

1. Показатель среднего размера назначенной пенсии рассчитывается по всем категориям пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР):

– по состоянию на 1-е число отчетного месяца;

– в среднем за месяц квартала, полугодия, 9 месяцев и отчетного года.

2. Показатель среднего размера назначенных пенсий по состоянию

на 1-е число отчетного месяца на основании отчетности ПФР

определяется на основании данных формы №94 (ПЕНСИИ) – краткая делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР

Порядок расчета по отчетному периоду, в котором производилась

индексация и / или дополнительное увеличение базовой и страховой части трудовой пенсии.

В целях выполнения расчетов, предусмотренных данным пунктом, на основании данных формы №94 (ПЕНСИИ) – краткая по состоянию на 1-е число отчетного месяца предварительно рассчитываются следующие показатели:

(6) размер базовой части пенсии – делением суммы назначенной базовой части пенсии на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР

Информация о работе Статистическое исследование государственных финансов