Статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока.
Задачи данной работы:
выделить основные теоретические аспекты статистического анализа развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока;
раскрыть методику расчета статистических показателей туризма;
провести статистический анализ основных показателей, характеризующих развитие развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа развития туристического бизнеса…………..6
1.1 Туристический бизнес как объект статистического исследования………………………………………….………………………...........6
1.2 Основные показатели оценки туристического бизнеса туризма…………………………………………………………...……………........11
1.3 Методика статистического анализа развития туристического бизнеса........................................................................................................................15
2. Статистический анализ развития туристического бизнеса региона (на примере восточного федерального округа………………………………………..21
2.1 Статистическая оценка динамики основных показателей туристического бизнеса……………………………...……………………………………………….21
2.2 Статистический анализ спроса и предложения туристического бизнеса………………………………………………………………………………29
2.3 Проблемы и перспективы развития туристического бизнеса на Дальнем Востоке………………………………………………………………………….......38
Список использованных источников………………………………………….......40

Вложенные файлы: 1 файл

Moy_Kursach_33_3355.docx

— 186.25 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный  университет»

 

 


ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА


 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа  и аудита

 

З А Д А Н И Е

 

студентке                                   Лящевской Анастасии Игоревне                       группы Б1201ама                                                                                                           


(фамилия,  имя, отчество)

на тему Статистический анализ развития туристического бизнеса  на примере Дальнего Востока

 

Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):

Во введении обосновать актуальность выбранной темы, формулировку проблемы, требуемой решения; рассмотреть  цель и задачи исследования; предмет  и объект исследования; методы исследования. В первой главе  «Теоретические основы  анализа развития туристического бизнеса» рассмотреть туристический бизнес как объект статистического исследования, определить основные показатели оценки туристического бизнеса туризма, изучить методику статистического анализа (статистические методы) развития туристического бизнеса (анализ динамики, анализ структуры). Во второй главе «Статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока»  дать оценку динамики основных показателей туристического бизнеса, провести анализ спроса и предложения туристического бизнеса, выявить проблемы и перспективы развития туристического бизнеса на Дальнем Востоке. В заключении сделать вывод по всей курсовой работе.


 

Основные источники информации и прочее, используемые для разработки темы

Нормативные и законодательные  акты Российской Федерации, учебная  и специальная литература, публикации в периодической печати, ресурсы  сети Интернет.


 

Срок представления работы     «_____» ___________________ 2014   г.

Дата выдачи задания                 «_____» ___________________ 2013   г.

Руководитель ВКР  к.э.н. ст. препод.      _______________                                     Е.В. Кочева

                                          (должность, уч.звание)            (подпись)                                     (и.о.ф) 

Задание получил                                       _______________                                  А.И. Лящевская

                   (подпись)                                     (и.о.ф)             

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3 
1. Теоретические основы анализа развития туристического бизнеса…………..6

    1.1 Туристический бизнес как объект статистического исследования………………………………………….………………………...........6 
    1.2 Основные показатели оценки туристического бизнеса туризма…………………………………………………………...……………........11

    1.3 Методика статистического  анализа развития туристического  бизнеса........................................................................................................................15

2. Статистический анализ развития туристического бизнеса региона (на примере восточного федерального округа………………………………………..21 
    2.1 Статистическая оценка динамики основных показателей туристического бизнеса……………………………...……………………………………………….21 
    2.2 Статистический анализ спроса и предложения туристического бизнеса………………………………………………………………………………29

    2.3 Проблемы и перспективы развития туристического бизнеса на Дальнем Востоке………………………………………………………………………….......38

Список использованных источников………………………………………….......40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний  день туризм - необходимая социально-экономическая отрасль мировой экономики. Статистическое наблюдение – один из самых важных разделов статистики туризма. Знание существующих форм федерального наблюдения в области туризма, статистических стандартов Организации Объединенных Наций (ООН) и Всемирной туристской организации (ВТО) , методов проведения статистического наблюдения, принципов формирования вспомогательного счета в туризме (ВСТ) помогут менеджеру туризма создавать информационную базу. Кроме территориальных статистических комитетов, которые занимаются статистическими наблюдениями в туризме, существуют туристские ассоциации, туристические фирмы и другие общественные организации, которые имеют большую потребность в информации.

На сегодняшний  момент методология проведения статистического наблюдения в туризме находится на стадии формирования. Создаются новые подходы к развитию региональной и муниципальной статистики, предполагающие введение новых форм отчетности и статистических показателей. Туризм рассматривается как объект статистического исследования.

Туризм - особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, выделяющийся в отдельную, самостоятельную хозяйственную отрасль, которая обеспечивает туриста всем самым необходимым: транспортными средствами, культурно-бытовыми услугами, объектами питания, размещения, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в ряд перспективнейших отраслей национальной экономики. В статистике туризм - одна из форм миграции населения, не связанная со сменой местожительства или места работы.

Статистические, экономические данные подтверждают, туризм – отрасль хозяйства, которая  при сравнительно небольших затратах имеет наибольшую скорость оборота  капитала. Она в четыре раза выше, чем в среднем по мировому хозяйству. Сильным стимулом развития всего народного хозяйства является то, что туристический бизнес – стабильный источник доходов. Финансы, потраченные на создание одного рабочего места в туристическом бизнесе гораздо меньше, чем в промышленности.

Можно сказать, что ситуация, связанная со специализацией туристических фирм в настоящее  время кардинально меняется. Раньше на Дальнем Востоке России ориентировка турфирм была направлена в большей мере на организацию туров нашей страны за рубеж, составляющих 65%. Природа в ее естественном, первозданном виде, оздоровительные комплексы, культура и история коренных народов, особые разновидности туризма – спортивный туризм, охота, рыбалка, экологический туризм.

Возможность использовать статистические стандарты поможет формировать вспомогательный счет в туризме на уровне территориального образования, проводить полные статистические исследования, составлять статистические прогнозы. Существует необходимость умения проанализировать  состояние развития туристического бизнеса, динамику, при помощи статистических данных, для того, чтобы найти самые лучшие пути развития. Это способствует ведению грамотной политики развития туристического бизнеса на Дальнем Востоке. Этим и определяется актуальность данной темы.

Цель  работы: статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока.

Задачи  данной работы:

  • выделить основные теоретические аспекты статистического анализа развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока;
  • раскрыть методику расчета статистических показателей туризма;
  • провести статистический анализ основных показателей, характеризующих развитие развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока;
  • дать статистическую оценку динамики основных показателей туристического бизнеса;
  • провести статистический анализ спроса и предложения туристического бизнеса
  • выявить перспективы развития туристского бизнеса на Дальнем Востоке.

Объект  исследования: статистические характеристики уровня развития туризма в ДФО.

Предмет исследования: процессы, определяющие тенденции и динамику развития туризма в Дальневосточном федеральном округе.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

Методологической  и теоретической основой выполнения курсовой работы послужили нормативные  и законодательные акты, материалы  из РОСТАТА (федеральная служба государственной статистики России) и интернет источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты статистического анализа развития туристического бизнеса

 

1.1 Туристический бизнес как объект статистического исследования

Благодаря способу повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей сегодня туризм является показателем развития национальных экономик многих стран. Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

         Статистика туризма - отрасль социально-экономической статистики, исследующая вопросы развития туризма и туриндустрии.

Экономика туризма формирует разнообразные  информационные потребности органов  управления разных уровней, научных  работников, финансовых институтов в области туризма. Оценка влияния туризма на экономику, культуру, окружающую среду - это неполный перечень задач, которые ставит рыночная экономика перед статистическими органами и к решению которых можно приступать, имея в наличии единые определения, классификации и группировки в области туризма. Их отсутствие не позволит сравнивать и сопоставлять данные различных статистических обследований в территориальном и временном разрезе.

Разработка  ВТО и ООН системы понятийного  аппарата, характеризующего туристскую деятельность, посетителей, цели посещения, условия поездки и пребывания, способствовала развитию международной статистики туризма. Некоторые из этих понятий, начиная с 2000 г., введены Госкомстатом России в формы отчетности федерального наблюдения. [8]

Всемирная туристская организация дает следующее  определение туризма: «Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их "обычной среды" в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями, не связанными с занятием деятельностью, оплачиваемой из источника в стране посещения».

Со временем понятие «международный турист»  трансформировалось в понятие «посетитель», которое стало определяющим в статистике туризма, поскольку именно результаты его деятельности оценивает статистика туризма на микро- и макроуровне.

Понятие «посетитель» отличается от понятия  «турист», данного в Федеральном  законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ). «Посетителем» считается физическое лицо, которое путешествует не более 12 месяцев где-либо за пределами места жительства. Цель такой поездки не связана со служебной деятельностью.[6]

Помимо  понятия «посетитель» статистики туризма  ВТО предлагают употреблять следующие понятия: путешествующая группа, путешественник, поездка, посещение, международный посетитель, внутренний посетитель.

Путешествующая  группа включает в себя несколько  посетителей, которые совместно  путешествуют в течение всей или  части поездки и осуществляют туристские расходы. Такая группа, как  правило, включает в себя отдельных физических лиц, которые в том числе могут быть членами одной семьи.

Путешественник - физическое лицо, осуществляющее поездку  между двумя и более населенными  пунктами. Международный путешественник - физическое лицо, совершающее поездку между двумя и более населенными пунктами разных стран. Внутренний путешественник - физическое лицо, совершающее поездку между двумя и более населенными пунктами в стране места жительства.[12]

Поездка рассматривается с точек зрения места туристского посещения и периода, в течение которого путешествует физическое лицо.

Посещение - термин, который употребляется  для описания туристских услуг в месте назначения (страна или регион) и который характеризует период пребывания в указанном месте.

Международный посетитель - физическое лицо, путешествующее в страну, не являющуюся страной проживания.

Внутренний  посетитель - физическое лицо, путешествующее по территории страны проживания не более 12 месяцев. 

Начало  систематическому учету турпотоков было положено в первой половине ХХ века. Сбор и обработка сведений осуществлялись в интересах национальной безопасности, контроля за миграционными процессами и соблюдения законодательства о налогообложении. Собственно туристские цели отходили на задний план: туристов учитывали наряду с другими путешествующими лицами, не вычленяя в качестве особой категории. 

Новый этап в развитии статистики туризма наступил в конце 1940-х – начале 50-х гг. прошлого столетия. После Второй мировой  войны мир столкнулся с массой хозяйственных проблем, решение  которых требовало целого комплекса  скоординированных действий. Страны начали развивать сферу туризма, возлагая на него большие надежды, связанные  с активизацией платежного баланса, достижением финансового равновесия и, в конечном итоге, долгосрочным экономическим  подъемом [11, стр. 87].

Информация о работе Статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока