Статистические методы изучения конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы это охарактеризовать понятие конъюнктуры рынка и обозначить методы и этапы статистического исследования конъюнктуры рынка.
Так же в данной курсовой работе были сформированы следующее задачи:
- Рассмотреть конъюнктуру рынка как объект статистического изучения.
- Дать определение системе статистических показателей, характеризующих конъюнктуру рынка
- Рассмотреть применение балансового метода в изучении конъюнктуры рынка

Вложенные файлы: 1 файл

курсов по статист.docx

— 855.76 Кб (Скачать файл)

На основе групповых итоговых строк «Всего»  табл. 3 формируется итоговая табл. 4, представляющая интервальный ряд распределения торговых точек по цене товара.

Таблица 4

Распределение торговых точек по цене товара

Номер группы

торговых точек по цене товара, млн руб.,

х

Распределение торговых точек,

f

1

16 – 20

8

2

20 – 24

8

3

24 – 28

10

4

28 – 32

4

 

Итого

30


Помимо частот групп в  абсолютном выражении в анализе  интервальных рядов используются ещё  три характеристики ряда, приведенные  в графах 4 - 6 табл. 1.4. Это частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частосты, рассчитываемые по формуле .

Структура торговых точек по цене за единицу товара

№ группы

Группы Число торговых точек, млн руб.

Число торговых точек, fj

Накопленная

частота,

Sj

Накопленная

частоcть, %

в абсолютном выражении

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

1

16 – 20

8

27,0

8

26,6

2

20 – 24

8

27,0

16

53,3

3

24 – 28

10

33,0

26

86,6

4

28 – 32

4

13,0

30

100,0

 

Итого

30

100,0

   

 

Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности торговых точки показывает, что распределение по цене за единицу товара не является равномерным: преобладают торговые точки с кредитными вложениями от 24 млн руб. до 28 млн руб. (это 10 торговых точек, доля которых составляет 33); 54% торговых точек имеют цены за единицу товара менее 24 млн руб., а 13% – менее 28 млн руб.

1.2. Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и путем расчетов

Мода и медиана являются структурными средними величинами, характеризующими (наряду со средней арифметической) центр распределения единиц совокупности по изучаемому признаку.

Мода  Мо для дискретного ряда – это значение признака, наиболее часто встречающееся у единиц исследуемой совокупности1. В интервальном вариационном ряду модой приближенно считается центральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту). Более точно моду можно определить графическим методом по гистограмме ряда (рис.1).

 

Рис. 1 Определение моды графическим  методом

Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:

                        (3)

где   хМo – нижняя граница модального интервала,

h –величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл.1.3 модальным  интервалом построенного ряда является интервал 24 – 28 млн. руб., так как его частота максимальна (f3 = 10).

Расчет моды по формуле (3):

Вывод. Для рассматриваемой совокупности банков наиболее распространенный цена за единицу товара характеризуется средней величиной 25 млн руб.

Медиана Ме – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.

Медиану можно определить графическим методом по кумулятивной кривой (рис. 2). Кумулята строится по накопленным частотам (табл. 5, графа 5).

 

 

Конкретное значение медианы  для интервального ряда рассчитывается по формуле:

,                                       (4)

где    хМе– нижняя граница медианного интервала,

h – величина медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.

Для расчета медианы необходимо, прежде всего, определить медианный  интервал, для чего используются накопленные  частоты (или частости) из табл. 5 (графа 5). Так как медиана делит численность ряда пополам, она будет располагаться в том интервале, где накопленная частота впервые равна полусумме всех частот или превышает ее  (т.е. все предшествующие накопленные частоты меньше этой величины).

Расчет значения медианы  по формуле (4):

 

 

Вывод. В рассматриваемой совокупности торговых точек половина торговых точек имеют в среднем цены за единицу товара не более 28,4 млн руб., а другая половина – не менее 28,8 млн руб.

3. Расчет характеристик  ряда распределения

Для расчета характеристик  ряда распределения  , σ, σ2, Vσ на основе табл. 5 строится вспомогательная табл. 6 ( – середина j-го интервала).

                                                                                     

Таблица 6

Группы торговых точек по цене за единицу товара, млн руб.

Середина интервала,

Число торговых точек,

fj

1

2

3

4

5

6

7

16 – 20

18

8

144

-5,3

28,09

224,72

20 – 24

22

8

176

-1,3

1,69

13,52

24 – 28

26

10

260

2,7

7,29

72,9

28 – 32

30

4

120

6,7

44,89

179,56

Итого

 

30

700

   

490,7





Расчетная таблица  для нахождения характеристик ряда распределения

Расчет средней арифметической взвешенной:

                                   (5)

Расчет дисперсии:

                                                                     (6)

Расчет среднего квадратического отклонения:

                                   

Расчет коэффициента вариации:

                                     (7)

Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя цена за единицу товара составляет 23,3 млн руб., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 4,0435 млн руб. (или 17,35%), наиболее характерные значения объема кредитных вложений находятся в пределах от 19,26 млн руб. до 27,34 млн руб. (диапазон ).

Значение Vσ = 17,35% не превышает 33%, следовательно, вариация цены за единицу товара в исследуемой совокупности торговых точек незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( =23,3млн руб., Мо=25млн руб., Ме=28,4млн руб.), что подтверждает вывод об однородности совокупности торговых точек. Таким образом, найденное среднее значение цены за единицу товара торговых точек (23,3млн руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности торговых точек.

4.Вычисление средней арифметической по исходным данным

Для расчета применяется  формула средней арифметической простой:

,                             (8)

Причина расхождения средних  величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим  значениям  исследуемого  признака  для  всех  30-ти банков, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального  ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).

 

 

Задание 2

По исходным данным табл. 1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

  1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками цена товара и количество проданного товара, используя метод аналитической группировки.
  2. Оценить тесноту и силу корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

       3.   Оценить статистическую значимость показателя силы связи.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2.

 

Выполнение Задания 2

Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи, оценка тесноты и силы связи.

Факторный и результативный признаки либо задаются в условии  задания, либо определяются путем проведения предварительного теоретического анализа. Лишь после того, как выяснена экономическая  сущность явления и определены факторный  и результативный признаки, приступают к проведению корреляционного анализа  данных.

По условию Задания 2 факторным является признак Объем кредитных вложений (X), результативным – признак Сумма прибыли (Y).

1. Установление наличия и характера  связи между признаками цена товара и количество проданного товара методом аналитической группировки

Применение метода аналитической  группировки

При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения  единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную  таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между  факторным признаком Х – Объем кредитных вложений и результативным признаком Y – Сумма прибыли. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):

 

Таблица 7

Зависимость суммы прибыли торговых точек от количества проданного товара

Номер группы

Группы торговых точек по цена за единицу товара,

млн руб.

Число торговых точек

Количество проданного товара,

млн руб.

всего

в среднем на торговый ряд 

1

16 – 20

8

312

39

2

20 – 24

8

248

31

3

24 – 28

10

270

27

4

28 – 32

4

100

25

Итого

 

30

930

122

Информация о работе Статистические методы изучения конъюнктуры рынка