Статистические методы изучения конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы это охарактеризовать понятие конъюнктуры рынка и обозначить методы и этапы статистического исследования конъюнктуры рынка.
Так же в данной курсовой работе были сформированы следующее задачи:
- Рассмотреть конъюнктуру рынка как объект статистического изучения.
- Дать определение системе статистических показателей, характеризующих конъюнктуру рынка
- Рассмотреть применение балансового метода в изучении конъюнктуры рынка

Вложенные файлы: 1 файл

курсов по статист.docx

— 855.76 Кб (Скачать файл)

├─────┼───────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤

│  5  │Всего                                                  │100%       │

└─────┴───────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘

 

  -Изменение цен. Оказывает сильное влияние на конъюнктуру рынка и конкуренцию. Является важным статистическим и экономическим показателем.

Таким образом были рассмотрены некоторые важные показатели используемые для статистических характеристик конъюнктуры, на примере статистической формы №1 конъюнктура (опт). Для расчета в большинстве случаев использовались арифметические вычисления основанные на данных организации, а так же средние показатели, такие как простая средняя.

 

,

где Xi – варианта (значение) осредняемого признака; 
m – показатель степени средней; 
n – число вариант.

Ссылка на источник

1.http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144574

 

3. Применение балансового метода в изучении конъюнктуры рынка

 

Пропорциональность — это оптимальное соотношение между различными элементами рынка, обеспечивающее его нормальное поступательное развитие.

При анализе пропорций  рынка статистика использует следующие  инструменты: балансовый метод, относительные  величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы, коэффициенты эластичности, бета-коэффициенты многофакторных моделей, графический метод.

Важнейшим показателем пропорциональности рынка товаров и услуг следует  считать соотношение спроса и  предложения, предопределяющее развитие остальных категорий рынка и  его социальную и экономическую  эффективность. Пропорции спроса и  предложения определяются как в  целом по рынку товаров и услуг, так и в региональном разрезе, по отдельным товарам и услугам, по различным группам потребителей. Одним из способов измерения данной пропорции по всей совокупности товаров  и услуг служит баланс спроса и  предложения, в котором покупательские фонды (спрос) сопоставляются с товарными  ресурсами и потенциалом услуг (предложение). Выявленное таким образом  сальдо служит характеристикой диспропорции рынка и отражает либо наличие  дефицита, либо кризис сбыта. Схема  расчета представлена в таблице:

Покупательные фонды

Товарные ресурсы

Денежные доходы населения  из всех источников за вычетом обязательных платежей и части прироста сбережений, не связанных с покупкой товаров  и услуг

Денежные средства (сбережения), не израсходованные в связи с  отложенным и неудовлетворенным  спросом

ИТОГО

Средние товарные запасы за год

Реализовано товаров за год  Оказано услуг за год

ИТОГО

 

САЛЬДО ( + , — )


 

Пропорциональная зависимость  спроса и предложения от факторов, определяющих их значения, может быть выражена коэффициентом эластичности, который покажет процентное изменение  спроса или предложения при увеличении факторного показателя на один процент. 

 

Следующей важной пропорцией рынка нужно считать соотношение  средств производства и предметов потребления. Оно определяется и в статике, и в динамике. Для этого используются относительные величины структуры и координации.


где аi – величина изучаемой части совокупности; 
 
å аi – величина всей совокупности. 

 где аi – сравниваемая часть совокупности; 
 
bi – часть, принимаемая за основание или базу сравнения.

Для реализации задач конъюнктуры  рынка разработана соответствующая  система показателей, включающая в  себя:

 

1. Показатели предложения  товаров и услуг:

- объема, структуры и динамики предложения (производства). Предложение-  понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке. 

QD= k*P+b – функция предложения;

- потенциала предложения (производственного и сырьевого);

- эластичности предложения.

 

2. Показатели покупательского  спроса на товары и услуги:

- объема, степени удовлетворения спроса. Спрос- это платежеспособная потребность и качественная характеристика, выражающаяся в объеме товаров, которые покупатель готов приобрести по определенной цене.

QD= k*P+b – функция спроса

- эластичности спроса. Сведения об эластичности спроса необходимы для принятия решения при пересмотре  цен на товары и т.д. EDP= Δ QD (%)/ΔP (%) – коэффициент эластичности спроса по цене. И Другие методы.

Более подробно остановимся  на рассмотрении применение балансового  метода.

В статистике соотношение  спроса и предложения (с некоторой  степенью точности) устанавливается  с помощью баланса спроса-предложения. Однако такой расчет можно осуществить  только в границах всего товарного  рынка в целом.

Суть расчета в следующем: определяется объем товарного предложения (по данным о поступлении или фактической  продаже с необходимыми дорасчетами) и покупательные фонды населения (доходы с корректировкой на прирост сбережений минус обязательные платежи, представляющие совокупный спрос населения) (таблица 3):

Таблица 3. Баланс спроса и предложения.

 

Предложение

Спрос

 

объем отечественного производства товаров потребительского назначения

объем импорта

изменение стоимости товарного  поступления за счет роста цен

Денежные доходы населения (за вычетом прироста сбережения, инвестиций в покупку ценных бумаг и недвижимости, а также обязательных платежей)

Покупка производственными  предприятиями товаров для производственного  потребления и промышленной переработки

Покупка товаров учреждениями и предприятиями

Изменение стоимости купленных  товаров за счет снижения цен

 

Итого

Итого

 

Сокращение товарных запасов

Рост товарных запасов

 

Баланс

Баланс

 

Дефицит (П<С)

Дефицит (П>С)

 
     

Итоговая строка отражает степень сбалансированности спроса и предложения. Превышение предложения  над спросом проявляется в  росте товарных запасом, а превышение спроса над предложением - в из сокращении. Этот факт используют для косвенной оценки пропорциональности рынка. Дело в том, что количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара практически не представляется возможным. Исключение составляют биржевые рынки, где предложение и спрос регистрируются.

Сбалансированность спроса и предложения обусловливает  стабильность товарных запасов. Товарные запасы могут выполнять функцию  индикатора конъюнктуры рынка. В  этом случае можно использовать абсолютный показатель объема товарных запасов, но более точным будет относительный  показатель запасов товарооборота (в днях):

Is = 1 > П = С (рынок - сбалансирован)

Is > 1 > П > С (диспропорция: предложение превышает спрос)

Is < 1 > П < С (диспропорция: спрос превышает предложение)

Где Is - индекс товарных запасов, П - предложение, С - спрос.

Существует ряд других приемов исследования конъюнктуры  рынка, но их суть неизменна - сопоставление  между собой индикаторов рынка  и индексов деловой активности, оценка спроса и предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 3

Тема: Статистические методы изучения конъюнктуры рынка

Имеются следующие  выборочные данные по торговым точкам

города (выборка 15%!ная  механическая):

№ п\п

Цена

за единицу

товара, руб.

Количество

проданного

товара,

тыс. шт.

п/п

Цена

за единицу

товара, руб

Количество

проданного

товара,

тыс. шт.

1

25

30

16

28

21

2

28

24

17

21

28

3

16

46

18

18

39

4

24

25

19

27

19

5

32

28

20

26

21

6

20

33

21

25

37

7

22

44

22

17

36

8

26

28

23

19

29

9

23

25

24

20

39

10

16

49

25

22

26

11

23

31

26

26

32

12

28

27

27

18

44

13

17

24

28

21

22

14

19

45

29

24

25

15

25

28

30

27

25


 

Задание 1

Признак — цена товара.

Число групп — четыре.

Задание 1

По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:

  1. Построить статистический ряд распределения торговых точек по цене товара, образовав четыре группы с равными интервалами.
  2. Графическим методом и путем расчётов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.
  3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
  4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1.1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.

 

Выполнение Задания 1

1. Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности путем построения и анализа статистического ряда распределения торговых точек по признаку цена товара.

1.Построение интервального  ряда распределения торговых точек по объему кредитных вложений

Для построения интервального  вариационного ряда, характеризующего распределение торговых точек по цене товара, необходимо вычислить величину и границы интервалов ряда.

При построении ряда с равными  интервалами величина интервала h определяется по формуле

,                                                   (1)

где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k- число групп интервального ряда.

Число групп k задается в условии задания или рассчитывается по формуле Г.Стерджесса

k=1+3,322lgn,                                                              (2)

где  n - число единиц совокупности.

Определение величины интервала  по формуле (1) при заданных k = 4,           xmax = 32 млн руб., xmin = 16 млн руб.:

При h = 4 млн руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):

Таблица 2

Номер группы

Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1

16

20

2

20

24

3

24

28

4

28

32


 

 

Для построения интервального  ряда необходимо подсчитать число торговых точек, входящих в каждую группу (частоты групп). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.

Процесс группировки  единиц совокупности по признаку цена товара вложений представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).

Таблица 3

Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения  и аналитической группировки

Группы торговых точек по цене за единицу товара, млн руб.

Номер

Цена за единицу товара. руб.

Количество проданного товара, тыс. шт.

1

2

3

4

16-20

3

16

46

 

10

16

49

 

13

17

24

 

14

19

45

 

18

18

39

 

22

17

36

 

23

19

29

 

27

18

44

Всего

8

140

312

20-24

6

20

33

 

7

22

44

 

9

23

25

 

11

23

31

 

17

21

28

 

24

20

39

 

25

22

26

 

28

21

22

Всего

8

172

248

24-28

1

25

30

 

4

24

25

 

8

26

28

 

15

25

28

 

19

27

19

 

20

26

21

 

21

25

37

 

26

26

32

 

29

24

25

 

30

27

25

Всего

10

255

270

28-32

2

28

24

 

5

32

28

 

12

28

27

 

16

28

21

Всего

4

116

100

ИТОГО

30

683

930

Информация о работе Статистические методы изучения конъюнктуры рынка