Статистические данные о занятости населения в Российской Федерации и Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 00:22, реферат

Краткое описание

Цель реферата: Изучить активную и пассивную политику занятости населения в Российской Федерации.
Задачи реферата:
- изучить понятие государственной политики занятости населения;
- дать определения активной и пассивной политики занятости;
- рассмотреть меры активной и пассивной политики занятости реализуемые в Российской федерации;

Содержание

Введение 2
Понятие государственной политики занятости 3
Понятия активной и пассивной политики занятости 5
1. Меры активной политики занятости реализуемые в Российской Федерации 6
2. Меры пассивной политики занятости реализуемые в Российской Федерации 11
Статистические данные о занятости населения в Российской Федерации и Омской области 13
1. Занятость населения в Российской Федерации 13
2. Занятость населения в Омской области 15
Заключение 19
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

УПР ПЕРСОНАЛОМ.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

 

     В практике государственного управления экономикой России одной из актуальных задач сегодня является уточнение некоторых параметров политики занятости.

     Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня в России, где все разговоры вертятся вокруг адаптации к рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения.

     В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения.

     Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработка, стабильность занятости, продвижение.

     Цель реферата: Изучить  активную и пассивную политику  занятости населения в Российской  Федерации.

     Задачи реферата:

- изучить понятие государственной  политики занятости населения;

- дать определения активной и пассивной политики занятости; 

- рассмотреть меры активной и пассивной политики занятости реализуемые в Российской федерации;

- рассмотреть статистические данные о занятости населения в Российской Федерации и Омской области.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие государственной политики занятости

    

     Государственная политика занятости - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.1

     Согласно российскому закону о занятости населения, государственная политика занятости направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

 - поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

-  координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.2

     Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.07.2010) "О занятости населения в Российской Федерации", федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.3

    Формой реализации государственной политики занятости на  всех  уровнях управления  являются  федеральная,  территориальные  и  местные  (городские, районные) программы.

 

 

Понятия активной и пассивной политики занятости

 

 

    

     Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости.

     Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

      Пассивная политика занятости обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты -социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.4

 

 

1. Меры активной политики занятости реализуемые в Российской Федерации:

1.1. Государственная программа содействия занятости населения5     Государственная программа содействия занятости населения один из основных инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важный элемент механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода. Это официальный документ, представляющий собой развернутый план деятельности государственной службы занятости определенного уровня на очередной календарный год. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе (или в национальных масштабах) в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных. (В программе содержится обзор ситуации на рынке труда и анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания, предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций.) По охвату территории и уровню принятия решений (разработки, утверждения и ответственности за реализацию).

     Государственная программа содействия занятости населения может быть:

1) федеральной;

2) региональной - республиканской  в составе Российской Федерации, краевой, областной, городов Москвы  и Санкт-Петербурга (т.е. субъекта  Федерации);

3) районной и городской.

     Федеральная программа содействия занятости населения разрабатывается Министерством экономики Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и является составной частью федеральных целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики; она содержит те мероприятия, которые могут быть осуществлены лишь на федеральном уровне управления либо на основе межрегионального взаимодействия (т.е. требуют соответствующей координации).

     Реализация Федеральной программы содействия занятости населения призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического      развития отдельных     регионов, иных программных   решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

     Основными задачами Программы являются:

-  обеспечение  правовых,  экономических  и  организационных  условий   для создания и сохранения  рабочих  мест,  развития  кадрового  потенциала  в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

- регулирование  складывающегося  национального  рынка  труда  и  повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

- формирование  эффективной  структуры  занятости   населения;   повышение качества  создаваемых   рабочих   мест;   развитие   профессиональной   и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных  условий для повышения уровня жизни за  счет  стимулирования  трудовой  активности населения, усиления роли и ответственности участников  социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;  развитие системы общественных работ.

1.2. Федеральная служба занятости

     Для реализации активной государственной политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской  Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению  и  профориентации населения создана Государственная служба занятости.

     Государственная  служба  занятости  является  структурой   специальных государственных  органов,   призванных   обеспечить   координацию,   решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и  предложение  на  рабочую силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве,  организации их профессиональной подготовки, оказании социальной  поддержки  безработным.

     Государственная служба занятости населения включает:

1) федеральный орган исполнительной  власти, осуществляющий функции  по контролю и надзору в  сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации" полномочия;

3) государственные учреждения службы  занятости населения.

     Деятельность государственной службы занятости населения направлена на: 1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения, включая программы содействия  занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам в поиске  подходящей работы, а работодателям  в подборе необходимых работников;

4) организацию мероприятий активной  политики занятости населения;

5) осуществление социальных выплат  гражданам, признанным в установленном  порядке безработными, в соответствии  с настоящим Законом и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации;

6) осуществление контроля за  обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.6

     Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

1.3. Государственный фонд занятости населения7

     Государственный фонд занятости населения РФ — это централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализации мероприятий в области содействия занятости населения и формируемый на страховой основе.

     Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет:

• обязательных страховых взносов работодателей;

• обязательных страховых взносов с заработка работающих;

• ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

• добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;

• других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований законодательства.

Информация о работе Статистические данные о занятости населения в Российской Федерации и Омской области