Статистическая характеристика высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение статистики сферы высшего образования в России. Задачами, поставленными для реализации этой цели, являются статистическое исследование системы показателей в сфере высшего образования и проведение анализа по его результатам. Структура данной курсовой работы содержит два раздела: теоретические аспекты статистики изучения сферы высшего образования и статистический анализ сферы высшего образования на современном этапе. Первый раздел содержит основные термины, которые используются в сфере высшего образования. Во втором разделе производятся расчеты основных показателей динамики, характеризующих образование в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы высшего профессионального образования……………………………………………………………………….4
1.1.Понятие, структура и роль высшего профессионального образования…………………………………………………………………….4
1.2.Источники статистической информации о сфере высшего образования………………………………………………………………………..8
Глава 2.Статистическая характеристика показателей ВПО……………..11
2.1.Анализ структуры ВПО……………………………………………………..11
2.2.Статистический анализ системы показателей сферы высшего образования………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиографический список…………………………………………………..26
Приложения…………………………………………………………………..…27

Вложенные файлы: 1 файл

целая.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Главным источником информации о государственных учреждениях  образования остается государственная  статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами.

С переходом  к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, получает развитие обучение по программам зарубежных университетов. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организаций в России в 1880, 1911 и 1927 гг. переписей учебных заведений («школьных переписей»).

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Статистическая характеристика показателей ВПО

2.1.Анализ  структуры ВПО

В статистике под  структурой понимают совокупность элементов  в социально-экономических явлениях, обладающих определенной устойчивостью  внутригрупповых связей, при сохранении основных свойств, характеризующих эту совокупность как целое. Структура сложного социально-экономического явления всегда обладает той или иной степенью подвижности, имеет свойство меняться с течением времени как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому большое практическое значение имеют изучение структуры в динамике, выявление и характеристика основных тенденций ее развития.

   Для анализа структуры воспользуемся относительным показателем структуры и рассчитаем его для каждой из предоставленных таблиц.

Таблица 1

Численность студентов  образовательных учреждений ВПО  по субъектам РФ на начало 2009/10 учебного года.1

(тысяч человек)

Название федерального округа

Число студентов

В % к итогу

Российская Федерация

7418,8

100

Центральный

2366,1

31,89

Северо-западный

749,7

10,1

Южный

982,6

13,24

Приволжский

1471,4

19,83

Уральский

605,2

8,16

Сибирский

927,2

12,5

Дальневосточный

316,7

4,23


   

На основе табл. 1построим объемный вариант круговой диаграммы (см. рис.1)

Рис.1 Численность студентов образовательных учреждений ВПО по субъектам РФ

    На основе  данной таблицы можно сделать  вывод о том, что наибольшее  количество студентов обучается  в центральном федеральном округе, что вполне закономерно, учитывая  площадь данной территории, плотность  населения, а также другие многочисленные факторы, влияющие на приток студентов именно в этот федеральный округ. Доля студентов составляет там более 30 %.На втором месте приволжский округ, в котором число студентов достигло в 2009/10 году 1471,4 тысяч, что составило почти 20 % от всего числа студентов Российской Федерации. Федеральным округом, отличающимся самым небольшим числом высших учебных заведений, а в следствие наименьшим количеством студентов, является дальневосточный округ. (Всего 4,23 % от общего числа студентов)

Таблица 2

Государственные и муниципальные  образовательные учреждения ВПО  по видам на конец 2009 года2

 

Число учреждений

В % к итогу

Все образовательные  учреждения

662

100

Университеты

345

52,1

Академии

177

26,7

Институты

140

21,1


 

Рис.2 Государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО по видам

 

    Самое большое количество государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования составляют университеты, число которых равно 345, что составляет больше половины всех учреждений. Далее по убыванию идут академии и институты, доля которых соответственно составляет 26,7 % 21,1 %.

Таблица 3

Прием в образовательные  учреждения ВПО по формам обучения в 2009 году

(тысяч человек)3

Форма обучения

Число студентов

В % к итогу

Все формы

1544,2

100

Очная

678,2

44

Очно-заочная

59,1

3,8

Заочная

773,4

50

Экстернат

33,4

2,2


 

 

 

        

Рис.3 Прием в образовательные  учреждения ВПО по формам обучения

    В 2009 году наибольшее число студентов поступило на заочную форму обучения, где оно составило 773 тысяч человек или 50 % от всего числа. На очную форму поступило на 6 % процентов меньше  - 678 тысяч человек.

Таблица 4

Конкурс на вступительных  экзаменах в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях ВПО по группам специальностей4

(на 100 мест подано заявлений  о приеме)

Специальности

Количество заявлений

физико-математические науки

535

естественные науки

481

гуманитарные науки

295

социальные науки

578

образование и педагогика

234

здравоохранение

368

культура и искусство

240

экономика и управление

344

информационная безопасность

850

сфера обслуживания

340

сельское и рыбное хозяйство

185

геодезия и землеустройство

317

геология, разведка и разработка полезных  
ископаемых

257

энергетика, энергетическое машиностроение  
и электротехника

279

металлургия, машиностроение и 
материалообработка

243

авиационная и ракетно-космическая  техника

325

оружие и системы вооружения

327

морская техника

172

транспортные средства

233

приборостроение и оптотехника

475

электронная техника, радиотехника и  связь

329

автоматика и управление

454

информатика и вычислительная техника

440

химическая и биотехнологии

396

воспроизводство и переработка  лесных ресурсов

271

технология продовольственных  продуктов и  
потребительских товаров

286

архитектура и строительство

301

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

281


 

     В 2009 году самое большое количество подаваемых заявлений наблюдалось по направлению специальности информационной безопасности и составило 850 заявлений, на втором месте – социальные науки, где количество поданных заявлений о приеме на 100 мест составило 578, и примерно такое же число составляют физико-математические науки(535 заявлений на 100 мест).

Наименьший поток студентов наблюдается у специальности, связанной с морской техникой – всего 172 заявления на 100 мест, а также у специальности, связанной с сельским и рыбным хозяйством – всего 185 заявлений на 100 мест, что говорит о том, что для будущих студентов не составляют большого интереса специальности, связанные с агропромышленным сектором экономики России. И поэтому, для того чтобы сельское хозяйство успешно развивалось, государству необходимо разрабатывать различные методы привлечения молодых специалистов в данную отрасль.

Таблица 5

Численность специалистов государственных и муниципальных  образовательных учреждений ВПО  по источникам финансирования в 2009 году5

(тысяч человек)

Численность студентов (на начало  
учебного года)

 

В % к итогу

всего

6135,6

100

в том числе обучающихся за счет средств:

   

федерального бюджета

2691,1

43

бюджетов субъектов Российской Федерации

69,7

1,14

местных бюджетов

3,1

0,8

с полным возмещением затрат на обучение

3371,7

55


 

    На основе данной таблицы построим диаграмму, для того, чтобы наглядно увидеть, какова доля каждого источника финансирования специалистов государственных и муниципальных учреждений.

Рис.4 Доля специалистов государственных и муниципальных  образовательных учреждений ВПО  по источникам финансирования

    Как видно из табл. 5 и рис.4, более половины специалистов обучаются на так называемой договорной основе, т.е. полностью возмещают все затраты на обучение. Чуть меньше студентов обучается за счет средств из федерального бюджета(43 % или 2691,1 тысяч человек) Однако преимущественно, в России преобладает платное высшее образование.

Таблица 6

Численность студентов  из стран СНГ, обучавшихся в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях ВПО России на условиях общего приема в 2009 году6

(на начало учебного года, тысяч человек)

Численность студентов из стран СНГ

 

В % к итогу

всего

61,8

100

в том числе  
   из стран:

   

Азербайджан

4,1

6,63

Армения

2,4

3,9

Беларусь

19,1

31

Казахстан

17,5

28,3

Киргизия

0,8

1,3

 

Республика  
Молдова

 

1,3

2,1

Таджикистан

1,8

2.9

Туркмения

1,9

3,07

Узбекистан

7,3

11,8

Украина

5,5

9


 

   Больше трети  студентов из стран СНГ, обучающих  в ВУЗах России – из Беларуси, численность которых равна 19,1 тысяч человек или 31 % от общего  числа студентов. Немного меньше  студентов, приехавших из Казахстана – их численность равна 17,5 тысяч человек или 28,3 %.И на третьем месте по количеству студентов, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях России, стоит Узбекистан, где доля студентов составляет 11,8 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Статистический  анализ системы показателей сферы высшего образования

Таблица 7

Образовательные учреждения высшего профессионального образования7

(на начало учебного года)

 

Годы

Число 
учебных заведений

В них 
студентов - всего, тыс. человек

в том  числе обучавшихся на отделениях

очных

очно-заочных (вечерних)

заочных

экстернат

2004/05

1071

6884,2

3433,5

361,8

2942,5

146,4

2005/06

1068

7064,6 

3508,0

371,2

3032,0

153,4

2006/07

1090

7309,8

3582,1

372,3

3195,9

159,6

2007/08

1108

7461,3

3571,3

352,9

3367,9

169,2 

2008/09

1134

7513,1

3457,2

343,7

3540,7

171,5

2009/10

1114

7418,8

3280,0

323,6

3639,2

175,9

Информация о работе Статистическая характеристика высшего профессионального образования