Статистическая характеристика высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение статистики сферы высшего образования в России. Задачами, поставленными для реализации этой цели, являются статистическое исследование системы показателей в сфере высшего образования и проведение анализа по его результатам. Структура данной курсовой работы содержит два раздела: теоретические аспекты статистики изучения сферы высшего образования и статистический анализ сферы высшего образования на современном этапе. Первый раздел содержит основные термины, которые используются в сфере высшего образования. Во втором разделе производятся расчеты основных показателей динамики, характеризующих образование в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы высшего профессионального образования……………………………………………………………………….4
1.1.Понятие, структура и роль высшего профессионального образования…………………………………………………………………….4
1.2.Источники статистической информации о сфере высшего образования………………………………………………………………………..8
Глава 2.Статистическая характеристика показателей ВПО……………..11
2.1.Анализ структуры ВПО……………………………………………………..11
2.2.Статистический анализ системы показателей сферы высшего образования………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиографический список…………………………………………………..26
Приложения…………………………………………………………………..…27

Вложенные файлы: 1 файл

целая.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Самарский государственный  экономический университет

 

Кафедра статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Статистическая характеристика высшего профессионального образования»

 

по дисциплине «Статистика»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса

специальности Менеджмент организации 

И. В. Дмитриева

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Н.И. Меркушова

 

 

 

 

 

 

Самара – 2011

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретические основы высшего профессионального образования……………………………………………………………………….4

1.1.Понятие, структура и роль высшего профессионального образования…………………………………………………………………….4

1.2.Источники статистической информации о сфере высшего образования………………………………………………………………………..8

Глава 2.Статистическая характеристика показателей ВПО……………..11

2.1.Анализ структуры ВПО……………………………………………………..11

2.2.Статистический анализ системы показателей сферы высшего образования………………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………...24

Библиографический список…………………………………………………..26

Приложения…………………………………………………………………..…27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Статистика сферы образования нужна для определения уровня грамотности населения. Так как значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием.

   Объектом  данной работы является высшее  профессиональное образование, а  предметом исследования – характеристика результатов ВПО.

   Целью данной курсовой работы является изучение статистики сферы высшего образования в России. Задачами, поставленными для реализации этой цели, являются статистическое исследование системы показателей в сфере высшего образования и проведение анализа по его результатам.

   Структура данной курсовой работы содержит два раздела: теоретические аспекты статистики изучения сферы высшего образования и

статистический анализ сферы высшего  образования на современном этапе.

   Первый раздел содержит основные термины, которые используются в сфере высшего образования. Во втором разделе производятся расчеты основных показателей динамики, характеризующих образование в России.

Для написания курсовой работы  были использованы статистические сборники, а также различные печатные и интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы высшего профессионального образования.

1.1.Понятие,  структура и роль высшего профессионального  образования.

Высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.

Система высшего  образования в разных странах  базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях  выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования, принятой в частности в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью.

Высшее образование  можно получить в очной, заочной, вечерней, свободной формах обучения или в форме экстерната.

       В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

       Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений; институты повышения квалификации специалистов с высшим образованием; учебные центры для переобучения безработных; отделения и филиалы зарубежных учебных заведений; негосударственные учебные заведения.

      В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСпО)

 

      Общероссийский классификатор специальностей по образованию (далее - ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

      ОКСпО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

  • - регулирования приема и выпуска специалистов;
  • - статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;
  • - интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;
  • - сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

      Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

    Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности. В качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня подготовки. Классификатор состоит из двух разделов:  
- раздел 1 "Среднее профессиональное образование";  
- раздел 2 "Высшее образование".

    В сфере высшего образования (раздел 2 "Высшее образование") специальности и направления подготовки могут использоваться в качестве равнозначных объектов без указания их принадлежности к уровню подготовки, поэтому для раздельной (непересекающейся) идентификации этих объектов выделены следующие серии кодов:  
- для групп специальностей в подразделе 1 "Специальности высшего образования" выделена серия кодов 01-50;  
- для областей знаний (наук) в подразделе 2 "Направления подготовки в высшем образовании" выделена серия кодов 51-99.

     При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного кода (первых 4 знаков блока идентификации). Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов.

     Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации. Блок фасетов классификационных признаков для специальностей, направлений подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие данного объекта определенной позиции Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков.

   Признаки распределяют следующим образом:  
- 1-й знак - ступень образования;  
- 2, 3-й знаки - изучаемая область в рамках ступени;  
- 4, 5-й знаки - группа образовательных программ в пределах изучаемой области.

     Для объектов классификации по высшему образованию (раздел 2 "Высшее образование") имеется второй фасет, характеризующий:  
- для специальностей и специализаций в подразделе 1 - сокращенный (4-значный) код направления подготовки, к которому отнесена данная специальность (специализация);  
- для направлений подготовки и специализаций в подразделе 2 - код группы специальностей высшего образования, к которой отнесено данное направление подготовки (специализация).

 

 

 

 

1.2.Источники статистической информации о сфере высшего образования

Основным источником об уровне образования населения  является перепись. «В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи, создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их динамики.

    Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учился или закончил. Так же проводятся выборочные переписи населения. Основное назначение выборочной переписи - получение с наименьшими стоимостными, трудовыми и временными затратами объективной информации по ряду экономических и социально-демографических факторов, значительно дополняющих, углубляющих и расширяющих программу сплошной переписи. Применение выборочного наблюдения в переписях населения достаточно широко практикуется и в нашей стране, и за рубежом. При этом чаще всего выборочная перепись проводится одновременно со сплошной переписью, что обусловлено (при идентичном ее целевом назначении) более низкими затратами на получение необходимых сведений. В целом относительно международного опыта в части использования выборочного наблюдения в период проведения переписей населения можно отметить следующее:

1. При планировании  выборок в рамках переписи  населения используются вероятностные  схемы отбора, обеспечивающие получение  достоверной информации.

2. В целях уменьшения  затрат на подготовку и проведение  выборочного наблюдения в качестве  единиц отбора используют переписные  единицы (переписные участки,  статистические районы, жилые помещения  и т.п.), что обусловлено, прежде  всего, наличием готовой основы выборки. Последняя, как правило, составляется до проведения переписи и уточняется в процессе предварительного обхода территорий.

3. Объем выборок определяется, как правило, на основе известных  теоретических соотношений или  в зависимости от степени точности получаемых результатов (в сочетании с другими известными факторами), или с учетом функции расходов (при известной величине общих ассигнований и средних расходов на обследование единицы наблюдения).

4. Наиболее распространенным  способом включения единиц в выборку является систематический (механический) отбор, при котором начало отбора определяется по таблице случайных чисел или по способу жеребьевки. Не исключается также проведение и полностью случайного отбора, если в процессе подготовки к переписи населения технологически предусмотрена запись информации на технических носителях и выделены средства на алгоритмизацию и программное обеспечение процедур формирования выборки. В нашей стране выборочные переписи населения (25-процентная выборка) проводились неоднократно и, как правило, одновременно со сплошной переписью. В дальнейшем также планируется провести традиционную 25-процентную выборочную перепись с одновременным сбором информации по первому и второму блокам вопросов программы При проведении переписи фиксируются следующие уровни образования:  высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное. Другие формы и виды обучения в программах переписей обычно не учитывались. Впервые в программу переписи 1989 г. и микропереписи 1994 г. был внесен вопрос об окончании профессионально-технического училища. Не учитывается при проведении переписей окончание аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры. Необходимо, чтобы часть будущих переписей позволили отразить введение многоуровневой системы высшего образования (бакалаврита и магистратуры). Практически ни в одной переписи не фиксировались профиль обучения, сочетания различных профилей при окончании нескольких учебных заведений.»

     Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке внесены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 года.

Информация о работе Статистическая характеристика высшего профессионального образования