Статистико-экономический анализ эффективности производства подсолнечника на примере ООО «Нива» Аннинского района и других сельскохозяй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Подсолнечник - это ценная масличная культура. Семена его содержат 45-50% жира и 16 - 19% белка. Калорийность подсолнечного масла превышает калорийность сливочного масла и достигает 929 ккал на 100г продукта.
Подсолнечник – основная масличная культура, возделываемая в России на семена, из которых получают пищевое и техническое масло.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РЯДОВ ДИНАМИКИ 5
1.1. Показатели урожая, их сущность, методика расчета, динамика фактического сбора подсолнечника за последние шесть лет 5
1.2. Сущность урожайности и ее виды. Методика расчета средней урожайности подсолнечника, темпы ее изменения за 9 лет 9
1.3. Выявление тенденции в изменении урожайности подсолнечника 12
2. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 17
2.1. Сущность индекса. Индивидуальные и общие индексы как инструмент анализа динамики урожая и урожайности 17
2.2. Индексный анализ средней урожайности зерновых культур и валового сбора подсолнечника 19
3. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ И ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА 24
3.1. Сущность группировки, ее основные методологические аспекты. Задачи и виды группировок и их значение 24
3.2. Аналитическая группировка хозяйств района по величине производственных затрат на 1 га посева (уровень интенсивности возделывания данной культуры) по правилу трех сигм 27
3.3. Сущность дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния изучаемого фактора на урожайность подсолнечника 30
4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 35
4.1. Сущность и основные условия применения корреляционного анализа 35
4.2. Построение многофакторной корреляционной модели урожайности подсолнечника 37
4.3. Расчет резервов роста урожайности и валового сбора подсолнечника 41
5. Выводы и предложения 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк подсолн.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Статистической  группировкой называется разбиение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или нескольким признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы явлений, изучить структуру совокупности или проанализировать взаимосвязи и взаимозависимости между признаками.

Группировки являются важнейшим статистическим методом  обобщения статистических данных, основой  для правильного исчисления статистических показателей.

С помощью метода группировок решаются следующие основные типы задач:

• выделение социально-экономических типов, классов явлений;

• изучение структуры изучаемого явления и структурных сдвигов, 
происходящих в нем;

• выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями и признаками, их характеризующими.

Виды  группировок по характеру решаемых задач бывают:

  • типологические;
  • структурные;
  • аналитические.

Анализируя социально-экономические  явления, необходимо в первую очередь выделить качественно однородные типы данного явления.

Типологической  группировкой называется разбиение разнородной совокупности единиц наблюдения на качественно однородные группы, социально-экономические классы, типы явлений.

При построении типологической группировки основное внимание должно быть уделено выбору группировочных признаков. Решение вопроса об основании группировки должно осуществляться на основе анализа сущности изучаемого явления. Формирование типов явлений связано с учетом конкретных условий места и времени. Сущность того или иного типа явления или процесса может проявляться и раскрываться как в одном признаке, так и в их множестве. При изучении сложных социально-экономических явлений, для выделения социально-экономических типов целесообразнее рассматривать не отдельные, изолированные признаки, а их совокупность, характеризующую изучаемое явление с различных сторон.

При построении типологической группировки в качестве группировочных признаков могут выступать как количественные, так и атрибутивные признаки.

Группировка по атрибутивному (качественному) признаку предполагает, что число выделенных групп строго соответствует установленному числу градаций этого признака.

При построении типологической группировки по количественному признаку необходимо правильно установить интервал группировки и определить необходимое число групп. Границы интервалов устанавливаются таким образом, чтобы внутри каждой выделенной группы единицы совокупности были однородными в качественном и количественном отношении, а сами группы при этом существенно отличались друг от друга. Другими словами, проблема определения интервалов типологической группировки решается на основании выделения таких количественных границ изменения группировочного признака, при которых явление изменяет или приобретает новое качество. Число групп в типологической группировке зависит от числа реально существующих социально-экономических типов.

Социально-экономические  типы явлений, выделенные в отдельные типологические группы, изучаются с точки зрения их состава, структуры типически однородных групп и вариации признаков внутри групп.

Структурной группировкой называется разбиение однородной в качественном отношении совокупности единиц по определенным признакам на группы, характеризующие ее состав и структуру. Структурные группировки применяются в изучении практически всех социально-экономических явлений. В качестве группировочных признаков, так же как и при построении типологической группировки, могут рассматриваться количественные и атрибутивные признаки.

Одной из основных задач статистических группировок  является исследование связей и зависимостей между признаками единиц статистической совокупности, что обеспечивается путем построения аналитических группировок.

Аналитической называется группировка, выявляющая взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми социально-экономическими явлениями и признаками, их характеризующими.

При изучении взаимосвязей социально-экономических явлений  важно различать признаки факторные  и результативные.

Факторными называются признаки, которые оказывают влияние на изменение результативных признаков.

Результативными называются признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков.

Особенностями аналитической  группировки являются следующие аспекты ее построения:

  • единицы совокупности группируются по факторному признаку;
  • каждая  выделенная  группа  характеризуется  средними  значениями результативного признака, по изменению величины которых определяется наличие связи и зависимостей между признаками.

Важной задачей при  построении аналитической группировки, так же как и при построении структурной группировки, является выбор числа групп, на которые необходимо разбить изучаемую совокупность единиц наблюдения, и определение их границ. Выбор числа групп определяется целью, задачами и условиями конкретного исследования и спецификой изучаемого социально-экономического явления или процесса.

Процесс построения аналитических группировок предполагает соблюдение определенных требований построения статистических группировок, к основным из которых относятся следующие:

• каждая выделенная группа должна содержать статистически однородные единицы совокупности по группировочному признаку;

• количество единиц совокупности в каждой выделенной группе должно быть достаточным для получения надежных статистических характеристик изучаемого явления или процесса.

Виды  группировок по способу построения бывают:

  • простые;
  • комбинационные.

Простой называется группировка, в которой группы образованы по одному признаку.

Комбинационной  называется группировка, в которой разбиение совокупности на группы производится по двум и более группировочным признакам, взятым в сочетании (комбинации) друг с другом. Сначала группы формируются по одному признаку, затем группы делятся на подгруппы по другому признаку, а эти, в свою очередь, делятся по третьему и т.д. Таким образом, комбинационные группировки дают возможность изучить единицы совокупности одновременно по нескольким признакам.

Комбинационные  группировки обычно применяются при изучении сложных социально-экономических явлений и процессов. Необходимым и обязательным условием построения этого вида группировок является наличие достаточно большого числа наблюдений. Особенно это условие является актуальным при решении с помощью комбинационных группировок, задачи исследования зависимости результативных признаков от двух и более факторов. Это объясняется тем, что комбинация группировочных признаков приводит к резкому увеличению числа групп, численность единиц в каждой из которых может быть недостаточной, что, в свою очередь, приведет к получению малообоснованных выводов [19].

 

3.2.Аналитическая  группировка хозяйств района  по величине производственных  затрат на 1 га посева (уровень  интенсивности возделывания данной  культуры) по правилу трех сигм.

 

  1. Группировочный признак – аналитическую группировку строим по факторному признаку, т.е. производственным затратам на 1 га посева (уровень интенсификации).
  2. Построение интервального ряда распределения и расчет характеристик и .

а) для определения  характера группировочного признака, построим ранжированный ряд распределения 25 хозяйств по производственным затратам на 1 га посева подсолнечника (на основе данных приложения 3):

3274 5795 6911 7189 7267 7335 7739 9624 9860 9973 10010 10113 10262 11008 11361 12568 13505 14738 15579 16174 17094 18171 19006 21148 21843

б) определим  число групп, на которые необходимо разбить данные:

n=1+3,322*lgN,

где n-число групп,

N-число предприятий района.

n=1+3,322*lg25=6

в) определим  равный интервал:

i=,

где i-равный интервал,

Хmax-максимальное значение группировочного признака,

Хmin-минимальное значение группировочного признака,

n-число групп.

i==3095

Построим интервальный ряд распределения 25 предприятий  по уровню интенсификации.

Таблица 7. – Интервальный ряд распределения предприятий Аннинского, Калачеевского и Бутурлиновского районов по уровню интенсификации.

Группы предприятий по величине производствен-ных затрат на 1 га посева,руб.

Число 
предприя-тий 
(f)

Середина 
интервала 
(x)

x*f

x-х ̅

(x-х ̅)2

(x-х ̅)2*f

3274- 6369

2

4821

9642

-7428

55175184

110350368

6369-9464

5

7916

39580

-4333

18774889

93874445

9464-12559

8

11011

88088

-1238

1532644

12261152

12559-15654

4

14106

56424

1857

3448449

13793796

15654-18749

3

17201

51603

4952

24522304

73566912

18749-21844

3

20296

60888

8047

64754209

194262627

 

25

 

306225

   

498109300


 

Определяем среднее  значение группировочного признака, т.е. средний уровень производственных затрат на 1 га посева по средней взвешенной:

===12249 руб.

  1. Определяются показатели вариации:

а) Размах вариации:

R=Хmaxmin

R=20296-4821=15475 руб.

б) Дисперсия  определяется как средневзвешенная:

2=

2==19924372 руб.

в) Определяется Среднее квадратическое отклонение:

=

==4463,4 руб.

г) Определяем коэффициент  вариации:

V=*100

V=*100=36,4%

Рассчитанный  коэффициент вариации равен 36,4%, а  дисперсия  и Среднее квадратическое отклонение значительны, значит рассчитанные средние производственные затраты на 1 га посева не типичны и не достоверны, а совокупность, на базе которой произведен расчет средней величины, не однородна.

Однако, в связи  с тем, что группы содержат разное число предприятий, то для нахождения новых границ групп применим правило  трех сигм.

Таблица 8. – Интервальный ряд распределения предприятий Аннинского, Калачеевского и Бутурлиновского районов, построенный с использованием правила трех сигм.

Группы предприятий по величине производственных затрат на 1 га посева, руб.

Нижняя граница

Верхняя граница

Число хозяйств

формула

значение

формула

значение

I

͞x-3*σ

-1141,2

͞x͞͞-2*σ

33322,2

1

II

͞x͞͞-2*σ

3322,2

͞x-σ

7785,6

6

III

͞x-σ

7785,6

͞x

12249

8

IV

͞x͞

12249

͞x+σ

16712,4

4

V

͞x+σ

16712,4

͞x+2*σ

21175,8

5

VI

͞x+2*σ

21175

͞x+3*σ

25699,2

1


 

 

Образование новых  групп называется методом вторичной  группировки, в результате  которой  получен новый интервальный ряд  распределения.

Для изучения влияния производственных затрат на 1 га посева, руб. (уровень  интенсификации) рассмотрим аналитическую  группировку хозяйств по уровню интенсификации. Сводные и обобщающие данные для  аналитической группировки представлены в таблице 9, рассчитанной на основании приложения 1.

Информация о работе Статистико-экономический анализ эффективности производства подсолнечника на примере ООО «Нива» Аннинского района и других сельскохозяй