Статистика цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является рассмотрение таких тем как статистика цен и инфляции, статистика инвестиционного процесса, а так же экономико-статистический анализ финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач123.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Важной особенностью экономической статистики является ее системный подход к изучению экономики, что предполагает разработку для  изучения экономики системы показателей, которая охватывает основные виды экономической  деятельности и аспекты экономического прогресса.

 В первую очередь  это касалось макроэкономических  показателей, отражающих важнейшие  пропорции национальной экономики.  Это вызвало необходимость перехода  отечественной статистики на  рекомендуемую ООН и другими  международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве и принятую в международной практике, т.е.  систему национальных счетов (СНС). Единая статистическая методология дает возможность сопоставлять экономические показатели всех стран, получать сводные показатели на мировом уровне, определять место и роль национальной экономики в мировой экономике, т.е. значительно упрощается решение проблемы международных сопоставлений, повышается их достоверность.

Для определения статистических показателей необходимо прежде всего идентифицировать те явления и процессы в экономике, которые подлежат изучению, а также выяснить особенности организации экономики, методов финансирования затрат, субсидирования производства и т.д.

В настоящее время  главным учетно-статистическим центром в стране является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). Особое значение придается формированию бухгалтерских и статистических показателей в соответствии с требованиями международного бухгалтерского учета и системы национальных счетов, поскольку эта система наиболее полно отвечает требованиям рыночных отношений.

В связи с переходом  на принятую в международной практике систему учета статистики, в России создан и функционирует Единый государственный  реестр (регистр) предприятий, организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО).  Цель его создания – обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда.

   Благодаря статистике  управляющие органы получают  всестороннюю характеристику управляемого объекта – отрасли экономики, предприятия или его отдельных подразделений. Статистика системой своих показателей выражает результаты их работы за истекший период, осуществляет контроль за выполнением плана, выявляет качество планирования.

Целью данного курсового  проекта является рассмотрение таких тем как статистика цен и инфляции, статистика инвестиционного процесса, а так же экономико-статистический анализ финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СТАТИСТИКА ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ

1.1.Статистика цен. Основные понятия и задачи  статистики цен

Не  реже  одного  раза  в  месяц  в  средствах  массовой  информации,  в электронных  информационных ресурсах, на лекциях  в вузе или в обывательских  дискуссиях мы слышим об изменениях цен, об уровне инфляции, об отставании роста доходов от роста цен, о различных факторах изменения  цен (сезонных,  случайных,  вызванных  социально-экономическими, политическими и другими событиями). 

Цены, процессы их образования  и изменения представляют собой  предмет статистического исследования. Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Цена  как  статистическая  категория есть  выражение  стоимости  товара в денежных  единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации  рынка  и  т. п.),  а  также субъективных  обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).

К задачам статистики цен относятся:

  •   отбор товаров-представителей  продукции как производственного, так и потребительского  назначения,  по  которым  можно  судить  об уровне и динамике цен в целом;
  • формирование репрезентативной совокупности предприятий и организаций (отдельно  торговых  и  производственных)  для  выполнения выборочного наблюдения за уровнем и динамикой цен;
  • регистрация  цен  и  тарифов  по  сформированному  кругу  товаров-представителей, наблюдение за изменением цен;
  • создание  системы  показателей  статистики  цен  и  выполнение  на  ее основе анализа ценовых процессов по экономике страны или региона в целом, а также по конкретным видам экономической деятельности, товарным и ассортиментным группам;
  • изучение динамики цен на основе расчетов индексов цен, принятых в международной статистической практике;
  • определение и  анализ индексов цен  для  отдельных  территорий,  регионов и субъектов Российской Федерации;
  • определение  уровня  и  темпов  инфляции  на  основе  системы  статистических  показателей,  определение  индекса-дефлятора  ВВП  как
  • обобщающего показателя инфляции и  корректировка на  его  основе обобщающих  показателей  системы  национальных  счетов  как  на уровне страны, так и для отдельных территорий и регионов;
  • выполнение прогнозных расчетов о тенденциях изменения цен и построение  экономико-математических моделей, позволяющих оценивать влияние цен на качество жизни, расходы и потребление населения в целом и для его отдельных групп. [2]

Таким образом, статистика цен – один из разделов экономической статистики, изучающий цены в различных секторах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, тарифы на разные услуги. Статистика цен исследует их уровень, структуру, закономерности изменения, динамику, изучает принципы и методы регистрации цен и тарифов, исследует колебание и соотношение цен, изучает информационные процессы и индексацию денежных доходов населения. проблемы цен в конкретных условиях, с учетом места, времени и периода экономического развития.

 

 

 

 

1.2. Индекс потребительских  цен

Индекс потребительских  цен и тарифов на товары и платные  услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, а также измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. [4]

ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих  уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной  финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса  национальной валюты.

Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится как в целом  по Российской Федерации, так и по всем субъектам Федерации (республикам, краям, областям, автономным округам  — всего по 89 регионам).

Ценовая информация собирается во всех столицах республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей и автономных округов. В таблице 1.1 приведены индексы потребительских цен на товары и услуги в РФ  на конец периода, в %, по данным Росстата.

Таблица 1.1.

Индексы потребительских  цен на товары и услуги по Российской Федерации в 2008-2011гг., %

 

2008

2009

2010

2011

Январь

102,3

102,4

101,6

102,4

Февраль

101,2

101,7

100,9

100,8

Март

101,2

101,3

100,6

100,6

Апрель

101,4

100,7

100,3

100,4

Май

101,4

100,6

100,5

100,5

Июнь

101,0

100,6

100,4

100,2

Июль

100,5

100,6

100,4

100,0

Август

100,4

100,0

100,6

99,8

Сентябрь

100,8

100,0

100,8

100,0

Октябрь

100,9

100,0

100,5

100,5

Декабрь

100,7

100,4

101,1

100,4


 

Расчет индекса потребительских  цен производится на базе информации, полученной из двух источников:

• данных об изменении  цен, собранных путем ежемесячной  регистрации цен и тарифов  на потребительском рынке;

• данных о структуре фактических  потребительских расходов населения  за предыдущий год, рассчитанных на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств. [11]

Наблюдение за ценами на товары и  платные услуги на потребительском  рынке и расчет индекса потребительских  цен включают в себя следующие  этапы работы:

• отбор базовых предприятий  торговли и сферы услуг;

• отбор товаров и услуг-представителей;

• регистрацию цен и тарифов;

• формирование структуры весов  для расчета индекса цен потребительского рынка;

• расчет индекса потребительских  цен;

• расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги.

При рассмотрении теории и методологии  построения индексов цен целесообразно выделить отдельные показатели, изменение которых изучается.

1. Цена единицы определенного  товара р.

2. Средняя цена единицы товара: 

                                                                                                        (1.1)

где q — количество однородного набора товаров (услуг).

Средняя цена по городу определяется по формуле простой средней геометрической величины: 

                                          

                                            (1.2)

Индивидуальный индекс цен по товару (услуге) определяется как частное от деления средних сопоставимых цен.

Индивидуальный или  простой индекс цен динамики определяется как отношение цены товара (или  полезности товара) текущего периода  к цене предыдущего или базисного  периода.

Обозначим последовательные периоды временного ряда цен от 0 до п, т. е.:

t = 0, 1,2,3......,п.

При последовательном сопоставлении  цены текущего периода (п) с ценой предыдущего периода (п-1) получают систему цепных индексов:

                                           iр(п/п-1) п п-1                                                     (1.3)

а при сопоставлении  с одним из периодов, взятым за базисный (0), получают базисный индекс:

                                          iр(п/0) = рп/ р0.                                                  (1.4)

Расчет индекса потребительских  цен осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с месячной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т. е. путем перемножения месячных индексов потребительских цен. 

                                            

                                              (1.5)

где т — количество отдельных видов товаров в укрупненной товарной позиции или по изучаемой совокупности в целом; п — текущий период; п-1 — предыдущий период; qi0 — постоянные веса в натуральных единицах измерения.

 

1.3. Индекс цен производителей

Индекс цен производителей PPI (Producer Price Index) — показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.

Эконометрический анализ показывает, что индекс цен производителей в России формируется следующим образом. Важнейшим фактором, влияющим на инфляцию, является рост денежной массы. Увеличение расширенной денежной массы (агрегата М2 плюс депозиты в иностранной валюте) сказывается на ускорении инфляции с лагом в 7 и 11-12 месяцев. Рост денежной массы в течение месяца на 1% через год приводит к росту цен производителей на 0,1%.

Таблица 1.2.

Об индексе цен производителей промышленных товаров 2010-2012гг., Росстат, %

 

2010

2011

2012

Индекс цен производителей промышленных  
товаров

116,1

106,6

118,8

Добыча полезных  
ископаемых

125,1

114,3

132,6

Обрабатывающие  
производства

115,0

104,0

115,8

Производство и распределение электроэнергии, 
газа и воды

106,2

106,1

111,2


 

Рост цен в августе 2012г. в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых был вызван в основном их увеличением на сырую нефть на 26,8%.

Информация о работе Статистика цен