Статистический анализ экспортных цен РФ и мировых экспортных цен на нефть на основе данных таможенной статистики внешней торговли и стати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Нефть была, есть и в обозримом будущем останется основным источником первичной энергии, потребление которой неуклонно расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики. Одновременно растет использование нефти и нефтепродуктов в качестве сырья для химической промышленности, что, как известно, экономически более оправданно и эффективно по сравнению с прямым энергетическим использованием углеводородов.
Целью работы является проведение статистического анализа экспортных цен РФ и мировых экспортных цен на нефть на основе данных таможенной статистики внешней торговли и статистики международной торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению Российского и мирового рынка нефти……………………………………………………………………………..5
1.1 Основные аспекты мирового рынка нефти. Организация стран экспортеров нефти……………………………………………………………....5
1.2 Факторы формирования экспортных цен РФ и мировых экспортных цен на нефть…………………………………………………………………………12
1.3 Особенности российского рынка нефти. Структура отрасли и основные рынки сбыта российской нефти……………………………………………….16
Глава 2. Статистический анализ экспортных цен Российской Федерации и мировых экспортных цен на нефть…………………………………………….21
2.1 Анализ динамики мировых и Российских экспортных цен на нефть на основе данных таможенной статистики внешней торговли и статистики международной торговли……………………………………………………….21
2.2 Исследование основных факторов, влияющих на изменение цен на нефть……………...................................................................................................24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский Государственный университет технологий и

управления ФГБОУ ВПО «ВСГУТУ»

 

Кафедра «Таможенное дело и международное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Таможенная статистика»

 

на тему: Статистический анализ экспортных цен РФ и мировых экспортных цен на нефть на основе данных таможенной статистики внешней торговли и статистики международной торговли

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

                                                                               Выполнил: студент 4 курса 598-1

                                             Матвеев А.Н

                                                                            Проверил: Гыргенова Ю.К.

                                                                         ________ «____»______2012г.

                                                                                    отметка о допуске к защите дата

                                           допуска

                                                                              ________ «____»______2012г.

                                                                         оценка по защите    дата защиты

 

 

Улан-Удэ,2012г.

Оглавление

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению Российского и  мирового рынка нефти……………………………………………………………………………..5

1.1 Основные аспекты мирового рынка нефти. Организация стран экспортеров нефти……………………………………………………………....5

1.2 Факторы формирования экспортных цен РФ и мировых экспортных цен на нефть…………………………………………………………………………12

1.3 Особенности  российского рынка нефти. Структура отрасли  и основные рынки сбыта российской нефти……………………………………………….16

Глава 2. Статистический анализ экспортных цен Российской Федерации и мировых экспортных цен на нефть…………………………………………….21

2.1 Анализ динамики мировых и Российских экспортных цен на нефть на основе данных таможенной статистики внешней торговли и статистики международной торговли……………………………………………………….21

2.2 Исследование основных факторов, влияющих на изменение цен на нефть……………...................................................................................................24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемой литературы……………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Добыча и потребление этих ресурсов, пришедших в начале XX века на смену дереву и углю, растет с каждым годом.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств и 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны.

Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная.

Нефть является одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов.

Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машинно-технических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования импорта, который необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Нефть была, есть и в обозримом будущем останется основным источником первичной энергии, потребление которой неуклонно расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики. Одновременно растет использование нефти и нефтепродуктов в качестве сырья для химической промышленности, что, как известно, экономически более оправданно и эффективно по сравнению с прямым энергетическим использованием углеводородов.

Целью  работы является проведение статистического анализа экспортных цен РФ и мировых экспортных цен на нефть на основе данных таможенной статистики внешней торговли и статистики международной торговли.

        Для достижения цели работы необходимо  решить следующие  задачи:

1.      Исследовать теоретическую базу Российского и  мирового рынка нефти, а именно отразить основные аспекты мирового рынка нефти и особенности  российского рынка нефти.

2.      Рассмотреть структуру отрасли  и основные рынки сбыта российской нефти.

3.      Провести анализ динамики мировых и Российских экспортных цен на нефть.

4.      Анализировать влияние колебаний мировых и Российских цен на нефть на экономическое развитие России.

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению Российского и  мирового рынка нефти.

1.1 Основные аспекты мирового рынка нефти. Организация стран экспортеров нефти.

На протяжении всей истории развития мировой цивилизации заключенные в недрах полезные ископаемые являлись основой развития экономики, а объемы их потребления увеличивались все возраставшими темпами.

Необходимым условием для осуществления масштабных долгосрочных инвестиций в нефтедобывающую промышленность при условии благоприятных перспектив спроса на нефть на мировом рынке, является наличие соответствующих геологических запасов нефти, как в конкретном регионе, так и в мире в целом.

Необходимые масштабы геолого-поисковых и разведочных работ определяются в первую очередь неуклонно растущей потребностью в нефти, долговременной динамикой мировых цен на нефть, а также, естественно, наличием соответствующих месторождений, а в последние десятилетия — чрезвычайно быстрым развитием новых более эффективных технологий их разведки и последующей добычи нефти.

Обеспеченность страны геологическими запасами тех или иных полезных ископаемых, в том числе и нефти, наиболее часто оценивается количеством лет, в течение которого эти запасы могут быть исчерпаны при уже достигнутом уровне добычи. Следует, однако, отметить, что этот в принципе очень важный показатель имеет не статический характер, фатально определяющий срок полного исчерпания природных запасов в той или иной стране или в мире в целом, а динамический, характеризующий соотношение степени реальной геологической изученности соответствующей территории и месторождений, с одной стороны, темпов и объемов добычи полезного ископаемого год от года в перспективе — с другой.

Чрезвычайно важно, что общие мировые достоверные геологические запасы нефти, даже при наличии существенных отклонений в оценках по отдельным странам, в целом за последние три десятка лет имеют устойчивую тенденцию к повышению. Так, по последним данным, на 1 января 2011 г. они достигли 1,23 трлн. барр. или 140,9 млрд. т и по сравнению с 1980 г. увеличились почти вдвое[1].

Таблица 1.1

Географическое распределение основных запасов нефти.

 

Регион

 

млрд. т.

 

доля, % к итогу

отношение запасов к уровню текущей добычи

Всего

140.9

100

40.9

Северная. Америка

10.2

7.1

16.0

Центральная и Южная Америка

12.4

8.1

37.7

Европа

2.6

1.8

8.2

Россия

6.7

4.7

21.7

Ближний и Средний Восток

91.6

65.2

87.7

Африка

9.3

6.8

25.0

АТР

5.7

4.1

15.6

 

 

Таблица. 1.2.

Мировая добыча нефти

Регион

1995 г 

млн. т.

2007 г.

млн. т.

2008 г.

млн. т.

Всего

3073.7

3369.8

3474.7

Сев. Америка

697.7

661.0

668.8

Центр. и Южн. Америка

210.2

314.1

330.9

Европа

216.7

327.9

327.5

Россия

568.8

301.3

305.6

Ближн. и Сред. Восток

748.0

990.7

1045.3

Африка

247.4

358.0

373.1

АТР

303.0

363.0

356.1

 

С учетом имеющихся оценок, при нынешнем уровне добычи нефти ее мировых геологических запасов хватит, по крайней мере, на 42 года, в том числе в Саудовской Аравии — на 83 года, Иране — 69 лет, Венесуэле — 58, Ливии — 56, Мексике — 43, России — 22, Китае — 21, Алжире — 19, США — 10, Норвегии — 9, Индонезии — 9 и в Великобритании — на 5 лет3[2].

Около 2/3 мировых геологических запасов нефти сосредоточены в странах Ближнего и Среднего Востока, в том числе по состоянию на 1 января 2008 г. 25,4% в Саудовской Аравии, 11% — в Ираке, 9,2% — в Кувейте, 9,2% — в Иране и 9,0% в Абу Даби. На этот же регион приходится 9/10 прироста новых достоверных запасов за последние 30 лет.

Второе место в мире по объему геологических запасов нефти занимает Западное полушарие (15,2%), где они сосредоточены прежде всего в Венесуэле (7,0%), Мексике (3,9%), США (2,2%), Канаде и Бразилии (по 0,5%). Характерно, что разведанные запасы нефти в США в последние годы неуклонно снижаются, что, в частности, связывают с крайне высокой себестоимостью добычи нефти в США, предопределяющей невысокую активность нефтяных компаний в сфере поисково-разведочных работ. В то же время в Венесуэле только за последние 5 лет они, напротив, возросли на 14%.

На третьем месте находится Африка, где сегодня сосредоточено около 6,8% всех мировых геологических запасов нефти. Ведущее положение на континенте занимают Ливия (2,9%), Нигерия (1,6%), Алжир (0,9%) и Ангола (0,5%).

Четвертое место в мире занимает территория бывшего СССР, где находится около 5,6% мировых запасов нефти, и прежде всего Россия (4,7%). Однако в связи с серьезным сокращением объема поисково-разведочных работ, разведанные запасы нефти в этом регионе с конца 95-х годов имели тенденцию к снижению, хотя в последнее время (2006—2011гг.) наблюдается заметная тенденция к росту.

Далее следуют Азиатско-Тихоокеанский регион (4,1%) и Западная Европа (1,8%). В первом — ведущее положение занимает Китай (2,4% мировых и почти 57% региональных запасов), за которым следуют Индонезия (0,5%), Индия и Малайзия (по 0,4%).  В Западной Европе основные запасы принадлежат Норвегии (1,1%) и Великобритании (0,4%). Более 4/5 нефтяных запасов этого региона приходится на месторождения континентального шельфа Северного моря. Характерно, что в целом на континентальных морских шельфах сосредоточено около 1/5 части современных мировых запасов нефти, и их доля в последнее десятилетие имеет устойчивую тенденцию к росту, несмотря на относительно высокий уровень издержек по их добыче.

Международная торговля жидким топливом в последние годы продолжает неуклонно расти. В 2011 году ее объем возрос по сравнению с 2007 годом на 3.8% и на 42.2% за период с 1995 года. Следующие данные дают представление о географической структуре внешней торговли жидким топливом в мире в 2011 году .

Таблица 1.3.

Географическая структура внешней торговли нефтью.

Регион

Импорт

млн.т

Экспорт

млн.т

Всего

1543.8

1543.8

США

398.1

5.6

Канада

37.9

56.5

Мексика

-

85.4

Центр. и Южн. Америка

51.3

112.6

Зап. Европа

389.1

45.4

Россия

-

110.1

Центр. Европа

52.5

0.1

Ближн. и Сред. Восток

4.3

784.1

Сев. Африка

7.3

101.0

Зап. Африка

2.1

153.0

Вост. и Южн. Африка

23.0

-

Австралия

23.3

9.3

КНР

35.5

20.7

 

Проблема  энергообеспечения  является  одной  из  основных  как  для  каждой  страны  в  отдельности, так  и  для  всего  мира  в  целом. Непосредственное  отношение  к  ней  имеют  страны - экспортеры  нефти, среди  которых  можно  выделить  группу, оказавшую  огромное  влияние  на  развитие  как  нефтяной  промышленности, так  и  всего  энергетического  комплекса  мира. Это  страны  ОПЕК - международная экономическая организация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти[3].

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве, позже перенесена в Вену. Организация была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая организация ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В настоящее время организация ОПЕК объединяет 11 стран и является одним из главных участников мирового рынка нефти.

Впервые  эти  страны  заявили  о  себе  в  1971  -  1973 гг., в  период  нефтяного  кризиса, когда  ситуация  на  мировом  рынке  нефти  кардинально  изменилась  в  их  пользу. До  этого  времени  они  были  практически  бесправны  и  всецело  зависели  от  стран- концессионеров. Но  в  силу  сложившихся  обстоятельств  им  удалось  взять  власть  в  свои  руки  и  освободиться  от  зависимости.

Начало 70-х  годов  можно  охарактеризовать  как  «поворотный пункт»  в  истории  борьбы   стран - членов  ОПЕК  за  свою  экономическую  независимость  против  господства  международного  нефтяного  картеля. В  связи  с  ростом  издержек  производства  цены  стали  опережать  средние  издержки, что  изменило  положение  стран - продавцов  в  лучшую  сторону. Осознав  эти  изменения, страны  производители  оказались  в  состоянии  навязать  свои  условия  “ игры ”  международным  нефтяным  компаниям (вставшим  сразу  же  на  сторону  покупателей)  и  странам - импортерам, заставив  их  поднять  цены  на  нефть  минимум  до  уровня  цен  на  конкурентные  виды  топлива.

В  последующие  годы  странам - членам  ОПЕК  удалось  достичь  цели, поставленные  ими  при  создании  данной  организации, т.е.  им  удалось:

   прекратить  практику  одностороннего  снижения  цен  на  нефть  нефтяными  компаниями;

   возвратить  активы  от  иностранных  компаний  в  свою  собственность.

Страны, входящие  в  ОПЕК, принадлежат  к  разным  группировкам. К  радикальной  группировке  относятся  Ирак, Иран, Ливия  и  Алжир.    Они  традиционно  выступают  за  установление  цен  на  возможно  более  высоком  уровне[4]. Остальные  страны  можно  отнести к умеренной, которая  соответственно  выступает  за  умеренную  политику.    Страны - экспортеры  нефти  поняли, что  регулируя  объемы  добычи они  смогут  контролировать  цены  на  нефть, но  и  страны - импортеры  нефти, а  в  целом  ряде  случаев  и  нефтяные  монополии  делали  все, чтобы  не  дать  ОПЕК  сдерживать  рост  предложения  нефти. В  своем  давлении  на  ОПЕК   страны- импортеры  нефти, и  в  первую  очередь  США, использовали  и  используют  объективные  расхождения  между  странами - членами  ОПЕК  по  вопросу  о  расширении  добычи  нефти. Многие  исследователи  подчеркивают  стремление  США  нарушить  единство  нефтедобывающих  стран,  исключить  возможность  их  совместных  действий. Американский  капитал  всеми  правдами  и  неправдами  стремился  усилить  свои  позиции  в  некоторых  нефтедобывающих  странах.

Периоды, в  течение  которых  участникам  этой  организации  удавалось  проводить  единую  рыночную  политику, чередовались с  резким  ослаблением  дисциплины  в  рамках  ОПЕК, когда  многие  страны -  участницы наращивали  уровень  добычи  и  экспорта  для  удовлетворения  текущих  финансовых  нужд, нарушая  согласованную  политику  квот  и  цен  и  не  считаясь  с  опасностью  дестабилизации  рынка.

Отражением  такого  положения  являлось  то  ослабевающее, то  усиливающееся  воздействие  ОПЕК  на  рынок  и  связанные  с  этим  колебания  цен  в  широких  пределах. То  есть  проблемой  этой  организации  является  несогласованность  действии. Ключевым  фактором, определяющим  ситуацию  не  только  в  ОПЕК, но  и  на  мировом  рынке  нефти   в  целом, остается  политика  Саудовской  Аравии - крупнейшего  в  мире  продуцента  и  экспортера  жидкого  топлива. 

 

1.2 Факторы формирования экспортных цен на нефть в РФ

Цены в нефтегазовом комплексе складываются под влиянием большого количества внешних и внутренних факторов: издержек, баланса спроса и предложения, мер государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, цен мирового рынка, инвестиционной политики, состоянием мировой экономики, курсом валюты, за которую продается нефть и др. По мере развития рыночных отношений круг регулируемых государством цен сужается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными нефтегазовыми компании, так и между отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями.

Цены внутреннего рынка естественным образом зависят от изменения уровня вывозных таможенных пошлин, сезонных колебаний спроса на отдельные нефтепродукты (бензины, дизтопливо – летом; мазут – в осенне-зимний период) и иных рыночных факторов (например, сокращения предложения в связи с выводом в ремонт нефтеперерабатывающих заводов).

В России ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) в большинстве своем рассматривают нефтепереработку как часть системы нефтяного холдинга, а не как самостоятельный бизнес. Это подтверждают сохранившиеся в ряде ВИНК давальческие схемы переработки нефти на собственных заводах, относительно малая доля инвестиций, направленных в последние годы на повышение глубины переработки и качества производимой продукции. В результате, возросший спрос на высокооктановые бензины в связи с увеличением автопарка в стране за последние годы не обеспечен адекватным ростом предложения. Это является существенным фактором роста цен на бензины в периоды сезонного увеличения спроса (весной-летом).

Формирование цен на нефтепродукты происходит следующим образом: отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов увеличиваются компаниями перепродавцами на размер снабженческо-сбытовой наценки, а затем на размер торговой наценки при реализации продуктов в розницу. На уровень и динамику цен на нефтепродукты влияют монополизм в нефтяном секторе, налогообложение, динамика мировых цен на нефть. Вертикально интегрированные компании ориентированы на мировые рынки нефти и существующую там систему цен. При благоприятной мировой конъюнктуре импорт российской нефти увеличивается, что приводит к дефициту сырья на внутреннем рынке, росту отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. Вследствие этого на внутреннем рынке возрастают цены на нефтепродукты и возникает ситуация дефицита углеводородов. Фактический монополизм на рынке нефти порождает ценовую дискриминацию третьего типа, которая проявляется в том, что монополии, продукция которых оказалась высококонкурентной на мировом рынке, стремятся не только довести цены на внутреннем рынке до мировых, но и повысить их по сравнению с мировыми тем более, чем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке.

Поскольку спрос на нефтепродукты на региональных рынках неэластичен по цене, а в последние годы увеличивается из-за роста промышленного производства, то вертикально интегрированные нефтяные компании резко повышают цены на свою продукцию. Таким образом, необходимо ограничение со стороны государства темпов роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Уровень цен на энергоносители находится также под влиянием налогового бремени на организации ТЭК. Так, доля акциза в розничной цене автомобильного бензина АИ-76 составляет 17,1%, АИ-92 – 22%. Кроме этих налогов, в цене бензина перекладывается на покупателя налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и др. налоговые платежи, относящиеся к себестоимости продукции. Платежи НДПИ «привязаны» к мировым ценам на нефть, в связи с чем рост мировых цен на нефть сопровождается увеличением цен на топливо и электроэнергию на внутреннем рынке. К тому же, по мнению экспертов, НДПИ не стимулирует разработку новых месторождений и соблюдение технологических норм добычи. В результате резко упали разведанные запасы сырья. Поэтому необходимо комплексное изменение действующего механизма расчета НДПИ, введение поправочных коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности месторождений, возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Существуют затратные и рыночные методы расчета цены на нефтепродукты. Подробно рассмотрим затратный метод.

К затратным методам относятся метод затрат и агрегатный. Схематично затратный метод представлен на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Схематично затратный метод

 

Метод затрат предполагает последовательное определение и суммирование всех элементов цены: себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, торгово-сбытовой надбавки (скидки), налога с продаж. Цена при применении этого метода определяют по формуле:

 

Ц = С + П + НДС + Тн,                                                        

где Ц цена;

С себестоимость производства изделия;

П прибыль;

НДС налог на добавленную стоимость;

Тн торгово-сбытовая надбавка.

 

Таблица 1.4 – Исходные данные по ОАО «Лукойл»

Себестоимость (руб.)

6

Прибыль (руб.)

4

Акциз

3,9

НДС (18%)

2,45

 

Ц= 6+4+3,9+2,45=16,35 руб.,

где Ц – цена 1 литра бензина (АИ-92).

Ставка акциза на бензин в 2009 г. составляет 3992 руб. за 1 тонну.

Торговая надбавка 25% от цены изготовителя без НДС.

Тогда розничная цена составит:

Ц = 16,35+3,745 (торговая надбавка)=20,1 руб.

В соответствии со статьей 342 Налогового Кодекса налоговая ставка НДПИ составляет 419 руб. за 1 тонну добытой нефти.

Область применения агрегатного метода относительно невелика, поскольку для определения цены на готовую продукцию необходимо иметь цены на отдельные конструктивные элементы, что на практике бывает редко. Другими недостатками агрегатного метода являются: ошибки в ценах на отдельные конструктивные элементы, полностью воспроизводимые в цене готового изделия; отсутствие стимулирующего воздействия на повышение потребительских параметров изделия и экономию затрат на его производство.

 

 

1.3 Особенности  российского рынка нефти. Структура отрасли  и основные рынки сбыта российской нефти

 

Европейский союз располагает лишь 0,5% мировых запасов нефти, при этом потребляет 17,9% произведенной нефти , поэтому его зависимость от импорта неуклонно растет. Зависимость от импортируемой нефти в настоящее время равна 70%. Вторым важнейшим источником нефти для Европейского союза является РФ[5]. В настоящее время более 15% нефти ЕС получает из РФ. По сравнению с ЕС нефтяной баланс США является еще менее устойчивым. США располагают только 2,4% мировых запасов нефти , а потребляют 22,5% ее мирового производства . Экономика США в большой степени зависит от импорта энергоносителей. На сегодняшний день эта страна располагает запасами нефти, равными 30500 млн. баррелей , которые израсходует через 4-5 лет, если откажется от импорта. Запасы нефти соседних с США стран весьма существенны: у Мексики - 11900 млн. баррелей, что составляет 0,9% мировых. В целом  на двух американских континентах расположено около 15,4% глобальных запасов нефти .

В 2000 году производство нефти в РФ составило около 6178 тысяч баррелей в сутки, в 2009 году оно достигло 9886 тысяч баррелей в сутки . Около 75% запасов российской нефти расположено в Западной Сибири. Существенные запасы были обнаружены на севере европейской части РФ. Самыми крупными нефтяными компаниями России являются Роснефть, Лукойл, ТНК-BP, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, Татнефть, Славнефть, Башнефть[6].

Транспортировку нефти осуществляют предприятия двух компаний: "Транснефть" и "Транснефтепродукт"[7].

В РФ нефть добывают более 100 компаний, однако большая часть добычи находится под контролем десяти крупнейших вертикально интегрированных компаний.

В России также начали свою деятельность несколько иностранных нефтяных компаний. В 2001 году их объем производства достигал 6,5% российского. Основные иностранные игроки в российском бизнесе по добыче нефти: Mitsui, Agip, RD Shell, British Petroleum, Statoil, British Gas, TotalFinaElf, ChevronTexaco, Mitsubishi, Conoco, Neste Oy, ExxonMobil, Nirsk Hidro.

Сырая нефть составляет около 40% суммарного экспорта РФ[8]. Россия - один из ведущих операторов в мировом нефтяном бизнесе, т.к является вторым по величине чистым экспортером нефти (после Саудовской Аравии). Среди десяти самых крупных мировых экспортеров только РФ, Мексика и Норвегия не входят в ОПЕК. В 2000 году РФ экспортировала около 144,5  млн. тонн сырой нефти и 50 млн. тонн нефтепродуктов. С 2000 года величина экспорта начала расти, а в 2009 году составила около 246 млн. тонн .

Увеличение экспорта сырой нефти ограничивается техническими возможностями трубопроводов (так называемые "узкие места"). Однако главной проблемой нефтепродуктов российского производства является их низкое качество.

Большая часть нефти, произведенной в России, экспортируется за пределы постсоветского пространства . Так, объем нефти, поступающей в страны дальнего зарубежья, равен 85% от всей экспортируемой нефти. Основные страны-импортеры: Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания[9].

55% российской нефти экспортируется морским путем, 40% - через трубопровод "Дружба" и 5% - железнодорожными перевозками. Трубопровод "Дружба" имеет номинальную пропускную способность 60 миллионов тонн и пересекает соседнюю Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветки. Южная ветка пересекает север Украины, Венгрию, Словакию и заканчивается в Чехии. Северная ветка идет через Белоруссию в Польшу и Южная ветка имеет запас пропускной способности, в то время как северная загружена полностью[10].

РФ стремится соединить южную ветвь нефтепровода "Дружба" с трубопроводом "Adria". Это обеспечит прямой доступ к Адриатическому морю, где можно загружать танкеры в глубоководном порту Омисал. Глубина порта позволяет заходить туда танкерам водоизмещением до 500 тыс. тонн, что сделает экспорт нефти в США экономически целесообразным.

Еще одним преимуществом порта Омисал является маленькое расстояние до портов США. Альтернативой, которая может обеспечить более низкие издержки транспортировки экспортируемой нефти в США и Западную Европу, является строительство Мурманского порта.

Балтийская трубопроводная система (БТС) включает трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми) протяженностью 450 км, трубопроводы Ухта-Ярославль, Уса-Ухта, Ярославль-Кириши и Кириши-Приморск. Балтийская трубопроводная система принадлежит "Транснефти".

В 2001 году завершилось строительство трубопровода Суходольная - Родионовская протяженностью 250 км, который позволил российским компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала и не использовать ветку, проходящую по территории Украины. Пропускная способность нового трубопровода составляет от 16 до 25 миллионов тонн.

Строительство подводного нефтепровода через Татарский пролив до порта Де-Кастри протяженностью 250 км, по мнению оператора проекта "Сахалин-1" ExxonMobil, будет способствовать увеличению экспорта российской нефти в азиатские страны. Единственное слабое место проекта заключается в том, что порт Де-Кастри не является незамерзающим.

Экспорт нефти в Южную Корею, Японию, Тайвань планирует консорциум "Сахалин-2", который возглавляет RD Shell. Проект предполагает строительство нефтепровода через Сахалин к порту Пригородное протяженностью 800 км. Это позволит экспортировать нефть круглый год.

Крупнейший экспортный терминал РФ - порт Новороссийск (Черное море). Хотя порт является незамерзающим, проблемы здесь все же есть - это частые шторма. Так, в 2002 году он был закрыт 90 дней, т.е. около двух дней в неделю.

Для экспорта нефти из РФ большое значение имеют также порты на Балтийском море. Порт Вентспилс там традиционно является главным нефтяным терминалом. Но из-за быстрого развития Таллинского порта, к которому нефтепродукты можно транспортировать железнодорожным транспортом, порт Вентспилс сдает свои позиции.

Самым крупным балтийским нефтяным терминалом, находящимся на территории России, является Приморск. В 2009 году в порту Приморска было обслужено около 150 танкеров.

В 2001 году компания "Лукоил" открыла нефтяной терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. тонн.

ОПФ (основные производственные фонды) нефтяного комплекса РФ сильно изношены и являются устаревшими в технологическом плане. Так, в целом степень их износа составляет около 50%, а по некоторым компаниям достигла 65% (ТНК, Башнефть, ОНАКО, Татнефть, Самаранефтегаз).

В переработке износ основных производственных фондов составляет 55%. Доля полностью изношенных ОПФ, на которые не начисляется амортизация, составляет в нефтедобыче - 21%, в нефтепереработке - 39%. То есть в нефтепереработке ситуация хуже, чем в нефтедобыче (в том числе с экологической точки зрения).

В настоящее время средняя изношенность оборудования составила около 70%, а срок его службы превышает все допустимые пределы (более 30 лет), а глубина нефтепереработки равна 60-65%. Это происходит по причине финансирования нефтепереработки по остаточному принципу (все ресурсы направляются в нефтедобычу).

Разработка месторождений нефти также находится в сложном положении. Сейчас накоплено существенное количество простаивающих нефтяных скважин, нарушается баланс отбора жидкостей и закачки воды, потери попутного газа весьма значительны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Статистический анализ экспортных цен Российской Федерации и мировых экспортных цен на нефть

2.1 Анализ динамики мировых и Российских экспортных цен на нефть на основе данных таможенной статистики внешней торговли и статистики международной торговли

 

Как уже отмечалось ранее, экспорт сырьевых товаров играет важную роль в экономике Российской Федерации. Так же немаловажную роль играют цены, по которым эти товары, в частности, нефть продаются  как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ[11]. В таблице 2.1. приводятся данные, характеризующие объёмы экспорта сырой нефти (код ТН ВЭД 2709) и количество денежных средств, полученных от их продажи[12].

Таблица 2.1

Динамика экспорта нефти из РФ

 

 

 

Cырая нефть (код ТН ВЭД 2709)

Всего

в том числе:

в страны дальнего зарубежья

в страны СНГ

коли-
чество, млн. тонн

стои-
мость, млн. долл. США

коли-
чество, млн. тонн

стои-
мость, млн. долл. США

коли-
чество, млн. тонн

стои-
мость, млн. долл. США

2009 г.

247,5

100593,2

211,0

88650,9

36,5

11942,3

2010 г.*

250,7

135799,3

224,1

124889,4

26,6

10909,9

2011 г.*

244,5

181812,4

214,4

168199,5

30,0

13612,8

 

 

Проанализировав таблицу 2.1., можно утверждать, что происходит незначительное, но заметное увеличение экспорта, что, естественно, влечёт за собой  приток финансовых средств в федеральный бюджет Российской Федерации. Однако в 2011 г. наблюдалось снижение экспорта нефти, в связи с уменьшением ее экспорта в страны дальнего зарубежья.

 

Рассмотрим динамику мировых и Российских экспортных цен на нефть за 2010-2011 (по август) гг. в таблице 2.2

Таблица 2.2

Изменение средних фактических экспортных цен Российской Федерации и мировых цен на нефть

 

 

Средняя фактическая экспортная 
цена Российской Федерации

Мировая цена
на нефть "Юралс"

долларов
за тонну

в % к декабрю 
предыдущего 
года

долларов
за тонну

в % к декабрю 
предыдущего 
года

2010г.

Январь

521,2

102,4

554,2

103,0

Февраль

508,4

99,9

531,0

98,7

Март

522,5

102,7

560,0

104,1

Апрель

548,7

107,8

602,4

112,0

Май

559,0

109,9

535,5

99,6

Июнь

522,8

102,8

542,0

100,8

Июль

530,2

104,2

541,4

100,7

Август

535,0

105,1

552,4

102,7

Сентябрь

535,6

105,3

565,0

105,0

Октябрь

560,6

110,2

595,2

110,7

Ноябрь

584,6

114,9

616,0

114,5

Декабрь

609,9

119,9

653,4

121,5

2011г.

Январь

654,0

107,2

685,0

104,8

Февраль

669,1

109,7

739,8

113,2

Март

729,9

119,7

812,1

124,3

Апрель

790,7

129,6

871,9

133,4

Май

798,7

131,0

813,7

124,5

Июнь

785,0

128,7

815,5

124,8

Июль

783,8

128,5

841,6

128,8

Август

778,6

127,7

799,3

122,3

Сентябрь

769,5

126,2

814,0

124,6

Октябрь

766,1

125,6

791,2

121,1

Ноябрь

764,3

125,3

807,7

123,6

 

Проведя анализ таблицы 2.2 можно сделать вывод, что в период 2010-2011 гг. средняя мировая цена на нефть "Юралс" абсолютно всегда превышает средние фактические экспортные цены на нефть РФ. В ноябре 2011г. средняя фактическая экспортная цена на нефть составила 764,3 доллара США за 1 тонну (99,8% к октябрю 2011г.). Цена мирового рынка на нефть "Юралс" составляла 807,7 доллара США за 1 тонну (102,1% к октябрю 2011г.).

Также прослеживается зависимость Российских цен на нефть от мировых. Если мировая цена на нефть растёт, то котировки акций российских нефтяных компаний, а заодно с ними и Российские цены на нефть также растут. Если мировая цена на нефть падает, то котировки, а соответственно и цены тоже падают. Поэтому динамика мировых индексов и цен на нефть останутся доминирующими факторами для российского рынка в ближайшее время.

Также в период с 2010-2011 гг. прослеживается устойчивая тенденция роста цен на нефть как Российских, так и мировых. Механика этого процесса такова. Нефть является важнейшим экспортным товаром России. Выручка от её реализации на мировом рынке подпитывает не только бюджеты нефтяных компаний, но и государственный бюджет. Поэтому рост цен на нефть приводит к росту доходов корпораций и к росту доходов государственного бюджета. А эти обстоятельства являются очень сильными положительными факторами. Не следует также сбрасывать со счетов следующее обстоятельство. Если после уплаты налогов нефтяная компания решит продать на валютном рынке часть выручки и получить рубли, то при отсутствии адекватного рублёвого предложения Центральный банк будет вынужден эти самые рубли эмитировать, что приведёт к увеличению денежной массы

По рисунку 2 рассмотрим изменение цен и вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в Российской Федерации.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рисунок 2 – Изменение цен и вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в России[13]

 

Самые низкие таможенные пошлины в Российской Федерации действовали в июле 2010 года и составляли 250 долл. за тонну при практически равномерном уровне фактических экспортных цен и средних мировых цен на нефть. В последующем анализе наблюдается постепенный рост вывозных таможенных пошлин в России, и максимальный размер  составлял в июне 2011 года 450 долл. за тонну. Также наблюдается постепенный рост средних фактических экспортных цен и средних мировых цен на нефть.

 

 

2.2 Исследование основных факторов, влияющих на изменение цен на нефть

 

 

Нефтяные кризисы 1970-х годов создали угрозу стабильности миро­вой экономики, что и побудило развитые страны к освоению методик динамичного управления кризисом на макроуровне главным образом по трем активам, одним из которых являлась нефть. Это целый набор действий, периодически реализуемый ими в производ­ственной, торговой, финансовой, военно-политической и законодатель­ной сферах. Хотя развитые страны в той или иной мере являются импортерами нефти, их интересы могут существенно различаться по объему импорта, масштабам нефтепереработки, структуре и объему потребления, текущим значениям обменных курсов и др[14].

В отличие от добычи потребление более неравномерно и в основ­ном приходится на развитые страны, которые имеют некоторые важные особенности. Так, в структуре американского ВВП доля услуг очень высока, а промышленное производство не превышает 30%. Рост цены сырой нефти при такой доле промышленности слабо влияет на кон­курентоспособность американских товаров. В последние годы США тратят на импорт нефти более 50 млрд. долл. Географические масштабы, невысокие налоги на топливо и самый крупный оборонный комплекс во многом определяют доминирование США в мировом потреблении нефти. Рост военных расходов и реа­лизация программы противоракетной обороны в ближайшие годы увеличат потребности этой страны в нефти и нефтепродуктах.

Хотя страны ЕС и Япония также вошли в постиндустриаль­ную эру своего развития, но в них доля промышленного производ­ства выше, чем в США. Для континентальной Европы, Японии и других стран обменные курсы валют играют важную роль, так как нефть на мировом рынке в основном номинирована в американских долларах. В принципе, при «дорогом» евро страны ЕС может устра­ивать высокая цена на нефть, а для Японии высокая цена приемлема даже при «обычном» курсе с учетом ее стабильного положительно­го внешнеторгового сальдо главным образом благодаря торговле с США.

В энергобалансе стран-потребителей нефть занимает ведущее место, поэтому они заинтересованы в управляемости нефтяного рын­ка, под которой подразумевается прежде всего предсказуемость цен. Для стран-потребителей, имеющих свою нефть, это понятие несколько шире с учетом интересов собственных нефтяников. Рассмотрим факторы, которые могут  в различной степени влиять на цену нефти на мировых рынках.

Биржевая торговля сортами нефти, добываемыми западны­ми нефтяными компаниями, в некотором смысле определяет цены на остальные сорта. Существующие в мире многообразные сорта нефти различаются по плотности, составу примесей и др., следова­тельно, она не является унифицированным товаром. Крупнейшие неф­тяные биржевые площадки расположены в двух мировых финансо­вых центрах - Лондоне (IPE) и Нью-Йорке (NYMEX). На IPE тор­гуется североморская смесь Brent, а на NYMEX - Light Sweet. Ос­новной смесью в Нью-Йорке является WTI, которая удовлетворяет параметрам плотности и сернистости Light Sweet. В настоящее вре­мя именно биржевое ценообразование играет важнейшую роль на неф­тяном рынке[15]. Прочие сорта нефти через систему скидок и премии привязаны к Brent и Light Sweet. Принимая во внимание запасы нефти в Северном море, можно считать, что максимум добычи Brent пройден и ее доля в мировой добыче будет монотонно сокращаться. Невзирая на наличие у стран-экспортеров собственной «корзины» сортов (арифметическое среднее семи сортов, производимых страна­ми OPEC), их стоимость во многом зависит от биржевых цен. Не­однородные свойства нефти создают условия для искажения меха­низма справедливого ценообразования.

Политика высокой цены на нефтепродукты. Проведение та­кой политики дает возможность правительствам стран  Европы и Японии оказывать влияние на энергетические предпочтения бизнеса и граждан, стимулируя, по существу, разработку программ энергосбе­режения и энергозамещения. Основным аргументом стран ЕС яв-
ляется политика установления высоких цен па нефтепродукты, преж­де всего на бензин. Они практически не имеют собственных природ­ных полезных ископаемых за исключением угля, а запасы Великобри­тании относительно невелики. В свое время страны-экспортеры про­тестовали против такой политики, которая дает Европе значительные поступления в казну, создает условия для энергосбережения (поло- жительный экологический эффект) и субституции нефтепродуктов (прежде всего газом), для обеспечения новыми технологическими разработками в области энергетики (долгосрочная выгода). Через занижение цены доступного (налоговые льготы) и завышение цены недоступного сырья (повышение налогов) можно видоизменять струк­туру энергопотребления.

Формирование значительных по размерам стратегических и коммерческих резервов. Энергетическая ситуация, в которой оказались страны континентальной Европы и Япония из-за недостаточного их обеспечения стратегическими и коммерческими резервами, более слож­ная, чем в США. Так, по правилам ЕС, каждый участник этой организа­ции обязан иметь резервы, покрывающие три месяца нормального по­требления. Как коммерческие, так и государственные нефтяные резер­вы являются прямым механизмом влияния на цену. Они формируются путем покупок нефти на рынке. Стратегические резервы создаются правительствами в расчете на экстренные нужды, в частности, на обо­рону (вероятнее всего, эти страны оптимизируют сумму стратегичес­ких и коммерческих резервов). В Европе сейчас рассматривается воп­рос о правилах формирования и управления нефтяными резервами по аналогии с золотовалютными резервами центральных банков. При­нято считать, что резервы нефти - одна из ключевых характеристик ценообразования. В случае чрезвычайной ситуации на рынке государ­ство либо продает нефть, либо дает ее в долг коммерческим структурам.

Формирование спотового и срочного нефтяных рынков с по­следующим влиянием через них на цены. Если до первой половины 1970-х годов преобладали долгосрочные контракты, то затем усили­лась ориентация на краткосрочные сделки с учетом спот-цены. По сути, в этот период начал формироваться спотовый рынок. Изменение структу­ры сделок в пользу краткосрочных договоренностей в большинстве случаев усиливает конкуренцию между производителями нефти, конечно, при условии, что число продавцов велико и объем предлагаемой  ими нефти достаточен для рынка.  Тридцать лет назад такие условия не соблюдались. Рост числа продавцов стал отмечаться со второй половины 1970-х годов, когда западные нефтяные компании открыли и начали эксплуатировать месторождения в Северном море и на Аляске, невзи­рая на дороговизну добываемой здесь нефти. Надо отметить, что именно в начале 1980-х годов правительства ряда западных стран приступили к дерегуляции национальных энергетических рынков. Формирование спотового рынка, в том числе и на нефть, было частью этой политики.

Первые биржевые торги по фьючерсным контрактам на нефть были проведены в 1983 г. в Нью-Йорке. Сформированный за послед­ние двадцать лет срочный нефтяной рынок обеспечивает более устойчивое экономическое развитие передовых стран. За этот период рынок производных нефтяных инструментов многократно вырос. Не без оснований можно предположить наличие связи и взаимного вли­яния спотового и срочного биржевых рынков, а также биржевого и внебиржевого рынков. Следует отметить, что большая амплитуда ко­лебаний спотовых и фьючерсных цен свидетельствует о наличии огромного числа спекулянтов.

Помимо спотового и срочного биржевых рынков существует и внебиржевой рынок, об оборотах которого мало известно, причем наличие высоких рисков по этим операциям предполагает участие в качестве гаранта крупных финансовых институтов. В их числе осо­бенно выделяются банки Morgan Stanley и Goldman Sachs, активно работающие с производными инструментами на нефть (опционы, свопы и др.).

Военно-политическое давление со стороны США. До 1950-х годов доминирующей военной державой на Ближнем Востоке была Великобритания, хотя американские компании уже имели значи­тельный вес в концессионной добыче. В дальнейшем роль лидера перешла к США. Национализация нефтяных отраслей в арабских странах проходила по разным сценариям. В Саудовской Аравии американские компании сохранили влияние и поставщика нефти. Пребывание военного контингента в  ряде стран OPEC обеспечивает их внутреннюю стабильность, так же им принадлежит право транспортировки сырья к местам переработки.

Что касается Российской Федерации, то здесь и объём экспортируемой нефти, и цена, по которой нефть продаётся за границу, устанавливается Правительством РФ (то есть государством), но, естественно, цены экспортируемой российской нефти тесно связаны с ценами нефти на мировых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нефть является одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машинотехнических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Политические события в России и ее отношения с другими странами, в том числе ранее входившими в состав Советского Союза, нельзя рассматривать без увязки с проблемами топливно-энергетического комплекса. Сегодня Россия осознает, что мировой нефтяной кризис, снижение мировых цен на нефть касается ее самым непосредственным образом, чем в основном и объясняются происходящие в настоящее время политические игры, включая и правительственный кризис.

Однако у российского нефтегазового комплекса есть объективные положительные причины для дальнейшего развития. По прогнозам экспертов предложение нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд промышленно развитых стран перейдет на дешевое газовое топливо, к тому же на подходе разработка уже открытых крупных месторождений (в частности на российском Севере). Будет расти международная конкуренция в сфере экспорта и транспортировки. В этих условиях возникает необходимость выработать оптимизированную экспортную стратегию. Основным ориентиром энергетической дипломатии России стран является тезис о том, что наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранении роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика энергетического сырья.

Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является значительное повышение его эффективности путем изменения структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и созданию необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России

Экспортная политика России должна содействовать интеграции отечественной экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой - возможности широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для нужд экспорта.

По мере структурной перестройки российской экономики для ее топливно-энергетического комплекса открываются новые потенциальные возможности на мировом рынке и в системе мирового сотрудничества. После акционирования предприятий ТЭК обеспечение максимально возможной  эффективности реализации жидких углеводородов становится не только общегосударственной задачей, но и проблемой, которую, ради обеспечения собственных интересов, должна решать каждая из новых компаний нефтяной промышленности России.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативные акты:

1.      Таможенный кодекс Таможенного союза – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010.

2.      ФЗ от 21.03.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изменениями от 07.12.2011.)

3.      Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 132 «Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2001 N 845)

4.      Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2003 № 494-р «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования»

5.      Приказ ФТС от 01.02.2005 № 70 «О таможенном контроле нефти, перемещаемой через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом» (с изменениями от 27.05.2009.)

Учебные пособия и периодический материал

6. Воронина Н.В., «Прогноз динамики мировых цен на нефть», Российский внешнеэкономический вестник, 2011;

7. Дуброва Т.А., «Статистические методы прогнозирования: учебное пособие для вузов»,  - Москва.: ЮНИТИ, 2006 г;

8. Журин А.Г., Богословский И.Г. «Таможенная энциклопедия», издательство «Тирекс», С.-Петербург, 2006 г;

9. Иванов А.С., «Современное состояние мирового и российского нефтегазового комплекса», Внешнеэкономический бюллетень, 2008 г, №11;

10. Кокурин Д, «Участники мирового рынка нефти», Вопросы экономики, 2007 г, №9.

11. Поштакова Г.А., Таможенная статистика: учебное пособие, -  Владивосток: РИО РТА; ВФ РТА; 2005 г;

Интернет-ресурсы

13. Минэкономразвития России: www.economy.gov.ru

14. Центральный Банк России: www.cbr.ru

15. Международное энергетическое агентство (МЭА) World Energy Outlook: www.worldenergyoutlook.org

 

 

2

 


[1] Иванов А.С., «Современное состояние мирового и российского нефтегазового комплекса», Внешнеэкономический бюллетень, 2011 г;

[2] Международное энергетическое агентство (МЭА) World Energy Outlook, годовой отчет 2011 г.

[3] Кокурин Д, «Участники мирового рынка нефти», Вопросы экономики, 2003 г, №9. с.23

[4] Кокурин Д, «Участники мирового рынка нефти», Вопросы экономики, 2003 г, №9. с.25

[5] Гурвич Е. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса /Гурвич Е.// Вопросы экономики–2010.

[6] Информационно-аналитический портал «Нефть России»// http://www.oilru.com/

[7] Официальный сайт Министерства энергетики РФ// http://minenergo.gov.ru/

[8] Официальный сайт Министерства энергетики РФ// http://minenergo.gov.ru/

[9] Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе/А.И.Шмаров – Москва: Изд-во: Москва, 2000. – с.53

[10] Керимов М.З. Трубопроводы нефти и газа/ М.З. Керимов –Москва: Изд-во: Наука, 2002. – с.88

[11] Воронина Н.В., «Прогноз динамики мировых цен на нефть», Российский внешнеэкономический вестник, 2007, № 4 с. 28

[12] Оценка Центрального Банка России (Дата последнего обновления: 26 марта 2012 года.)

*Учтена сырая нефть, экспортированная в государства - члены Таможенного союза.

[13] По данным Минэкономразвития России (2010-2011гг.), www.economy.gov.ru

[14] Дуброва Т.А., «Статистические методы прогнозирования: учебное пособие для вузов»,  - Москва.: ЮНИТИ, 2006 г с. 116

[15] Воронина Н.В., «Прогноз динамики мировых цен на нефть», Российский внешнеэкономический вестник

Информация о работе Статистический анализ экспортных цен РФ и мировых экспортных цен на нефть на основе данных таможенной статистики внешней торговли и стати