Статистика инфляции и цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Российская экономика в настоящее время характеризуется новым качеством развития ценовых процессов на потребительском рынке. Это связано с ростом его социальной и региональной дифференциации, ассортиментной насыщенности, разнообразием ценовой политики предприятий, ростом требований потребителей к соотношению цены и качества, изменением структуры потребления. За последние годы в структуре расходов потребителей выросла доля непродовольственных товаров и услуг, усилилась дифференциация населения по уровню доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Основные понятия:
1.1. Статистика инфляции и цен…………………………………………………..5
1.2. Виды, группировки и классификаторы………………………………………9
1.3. Методы расчета показателей
1.3.1. Методы расчета и анализа индексов цен……………………………..10 1.3.2. Методы оценки уровня и динамики инфляции…………………….15
Глава 2. Расчеты показателей:
2.1. Расчет и анализ индексов цен……………………………………………….17
2.2. Расчёт и анализ индексов цен на нефтепродукты…………..……………...19
2.3. Потребительские цены……………………………………………………....23
2.3.1. Расчет средневзвешенной цены и индекса цен на товар………………...28
2.3.2. Индекс цен производителей товаров и услуг…………………………….30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….....36

Вложенные файлы: 1 файл

СтатистикА.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

 

«Статистика»

на тему:

“Статистика инфляции и цен”

 

 

Выполнил:

студент 2 курса, группы

13214

дневного отделения,

специальности «Антикризисное управление»

Ирапилова Анжелика Альбертовна

Проверил: Матвеев В.А.

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Нижний Новгород

2012 г. 

 

Содержание: статистика инфляции и цен.

Введение………………………………………………………………………….....3

 

Глава 1. Основные понятия:

1.1. Статистика инфляции и цен…………………………………………………..5

1.2. Виды, группировки и классификаторы………………………………………9

1.3. Методы расчета показателей

1.3.1. Методы   расчета   и  анализа  индексов цен……………………………..10                                           1.3.2. Методы   оценки   уровня   и   динамики  инфляции…………………….15

Глава 2. Расчеты показателей:

2.1. Расчет и анализ индексов цен……………………………………………….17

2.2. Расчёт и анализ индексов цен на нефтепродукты…………..……………...19

2.3. Потребительские цены……………………………………………………....23

2.3.1. Расчет средневзвешенной  цены и индекса цен на товар………………...28                                                                              

2.3.2. Индекс цен производителей товаров и услуг…………………………….30                                             

Заключение………………………………………………………………………..34

Список литературы…………………………………………………………….....36

Приложение…………………………………………………………………..…...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.; Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, все охватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов.

Но в каждой стране инфляция имеет свои особенности, поэтому она исследуется экономистами многих стран мира, однако это обстоятельство не снижает актуальность этой темы, как в настоящее время, так и в последующем.

Деньги - один из основных феноменов экономической жизни - выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированная денежная система нарушает кругооборот доходов и расходов, парализует жизненную силу общества, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости и цен.

Российская экономика в настоящее время характеризуется новым качеством развития ценовых процессов на потребительском рынке. Это связано с ростом его социальной и региональной дифференциации, ассортиментной насыщенности, разнообразием ценовой политики предприятий, ростом требований потребителей к соотношению цены и качества, изменением структуры потребления. За последние годы в структуре расходов потребителей выросла доля непродовольственных товаров и услуг, усилилась дифференциация населения по уровню доходов. По оценке экспертов и данным Роспатента отмечен семикратный за десять лет рост товарных групп, двадцатикратный рост количества марок в каждой группе. По мере изменения структуры общества и потребления меняется роль и структура потребительской цены, растет необходимость ее дифференциации, усиливается разнонаправленность ее влияния на конкурентоспособность продукции, увеличивается степень воздействия на всю ценообразующую цепочку, на уровень и качество жизни, в особенности, малодоходной части населения, расширяется спектр действующих на потребительскую цену факторов. 

Глава 1. Основные понятия

1.1. Статистика инфляции и цен.

     Цена - это многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены  часто ведёт за собой серьёзнейшие  социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано всё общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы. Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

     Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Нужно отметить, что на государственном уровне изучением статистики цен занимается самостоятельная служба, но на данное время сложились ещё и альтернативные службы статистики цен.Статистика изучает закономерности ценообразования и изменения цен, опираясь на современную экономическую теорию. Как известно, существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит, и цены. Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) определяет сущность цены как денежную форму стоимости товара, создаваемой общественно необходимым рабочим временем. Теория предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк) трактует цену как продукт субъективных со стороны покупателя и продавца определений стоимости, где общая стоимость благ, участвующих в производстве, регулируется предельной полезностью конечного продукта. Известны также другие теории стоимости, сочетающие эти две противоположные точки зрения (например, неоклассическая теория А. Маршала, признающая равную роль издержек и полезности в формировании цены).

     Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

1) индикатор, отражающий  политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень  конкурентности на рынке и  т.д.);

2) маркетинговый  регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

     Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

     Отечественное ценообразование в своем развитии прошло несколько этапов, тесно связанных с экономическим развитием страны.

     Основной вид цен дореволюционного периода - свободно калькулируемые цены. В условиях командно-административной экономики на основную массу товаров назначались государственные прейскуранты цен.

     Розничные цены формировались с учетом взаимозаменяемости товаров (по аналогу). Оптовая цена промышленности определялась вычитанием из розничной цены твердо установленных сбытовой скидки (дохода оптового посредника) и торговой скидки (дохода торгов, в чьем подчинении находились магазины).

     Оптовая цена предприятия состояла из себестоимости продукции и норматива прибыли предприятия. Буфером, соединяющим расчеты производства и торговли, служили налог с оборота, акциз или дотации государства.

     Основные недостатки планового ценообразования - многоступенчатость системы согласования цен, затратный механизм ценообразования, отсутствие или запоздалая реакция на изменение спроса, невозможность охватить большое разнообразие товаров, предотвратить вымывание дешевых товаров под видом обновления ассортимента, искусственное сдерживание цен, усиливающее дефицит товаров и др., не позволяли цене в полной мере выполнять важную функцию регулятора производства и потребления.

     В условиях плановой экономики кроме государственного планового ценообразования существовало и рыночное - на колхозном и неофициальном “черном" рынке. Уровень цен рыночной торговли устанавливался в соответствии с издержками производителей, соотношением спроса и предложения, уровнем цен монополиста (государства).

В розничном товарообороте в целом по стране доля колхозного рынка была незначительной (1-3%), но цены его в большинстве городов (за исключением наиболее крупных) сильно влияли на средний уровень розничных цен (например, на мясо) вследствие острого дефицита продуктов по твердым государственным ценам. В конце 80-х годов переплаты населения за товары, купленные на “черном" рынке, составляли несколько миллиардов рублей ежегодно и увеличивались за год в 2-3 раза.

     Кроме цен, контролируемых государством, в переходный к рынку период появились и другие разновидности розничных цен - цены коммерческих магазинов, кооперативов, цены на товары, изготовленные частниками. С 01.01.92 г. практически все цены, за исключением цен на стратегические товары, отпущены правительством “на свободу". Либерализация цен означало право продавца и в первую очередь производителя назначать свою цену. Невозможность государственных магазинов самостоятельно назначать цену продажи при фиксированном размере торговой накидки (15-25% к цене, по которой магазин закупает товар у поставщика) привела к заинтересованности обеих сторон в росте цен.

     В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения.

Наряду с таким понятием как цена в плотной взаимосвязи находится и понятие инфляции.

     Инфляция - это повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

     Инфляция - представляет собой переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и рост цен. [4].

 

1.2. Виды, группировки и классификаторы

Виды цен:

    • Оптовая (называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.)
    • Розничная (цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи.)
    • Закупочная (цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.)

Виды инфляции:

    • Ползучая (ежегодные темпы прироста цен составляют 5-10%)
    • Галопирующая (среднегодовые темпы прироста цен находятся в диапазоне от 10 до 50%, иногда - до 100%)
    • Гиперинфляция (ежегодные темпы прироста цен превышают 100%, могут достигать и 1000% в год.)

При расчете цен используют интервальную группировку. 

1.3. Методы расчета показателей.

1.3.1. Методы   расчета   и  анализа  индексов цен.

Индекс потребительских цен.

Основным назначением индекса является оценка динамики цен на потребительские товары.

Система ИПЦ, рассчитываемых в России, включает:

  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного (базового) полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью (по структуре потребления семей по данным бюджетных обследований);
  • ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, характеризующие изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов. Для каждой группы населения (например, пенсионеров) могут исчисляться групповые индексы цен;
  • индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;
  • ИПЦ, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов;
  • сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.

Информация о работе Статистика инфляции и цен