Статистика товарных запасов и товарооборачиваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятию торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатка товаров, а также потери части прибыли. Так же предприятие должно отслеживать товарооборачиваемость своих товаров.

Содержание

Введение 3

1. Понятие товарных запасов и товарооборачиваемости. 4

2. Задачи статистики товаров, запасов и 7

товарооборачиваемости.

3. Система показателей. 11

4. Методы анализа состояния и изменения товарных запасов.15

5. Метод анализа товарооборачиваемости. 17

6. Задача 20

Заключение 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

 

                   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

                                          ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                 «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

                                                                   Курсовая работа

         на тему: «Статистика товарных запасов и товарооборачиваемости»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнила: студ-ка группы ТЭТ-209

                                                                                                    Шаршова В. С.

                                                                                                    Проверила: доцент, к. т.н.,

                                                                                                    Серебряная И. А. 

 

 

                                         

                                                                г. Ростов-на-Дону

                                                                         2012 год

 

 

                        Содержание

    Введение                                                                                       3

 1. Понятие товарных запасов и товарооборачиваемости.          4

 2. Задачи статистики товаров, запасов  и                                      7

товарооборачиваемости.

3. Система показателей.                                                                11

4. Методы анализа состояния и изменения товарных запасов.15

5. Метод анализа товарооборачиваемости.                                17

                 6. Задача                                                                         20

               Заключение                                                                        22

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           3

                Введение

      Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.

     Товарными  запасами называются предметы  потребления, находящиеся в сфере  товарного обращения, а, попросту  говоря, "запасным" считается товар,  ожидающий момента своей продажи.  После того, как товар оказывается  проданным, он переходит в сферу  потребления и перестает быть  товарным запасом. 

     Понятие “запас”  относится к наиболее древним  хозяйственным понятиям, поскольку  человек с доисторических времен  задумывался о целесообразном  уровне запасов. Попытки математического  решения этой проблемы относятся  к началу прошлого столетия. Однако  до сих пор проблема эффективного  управления запасами остается  весьма актуальной для большинства  предприятий, организаций, фирм.

     Управление  товарными запасами направленно  на повышение рентабельности  и скорости обращения вложенного  капитала. Оно предусматривает на  стадии формирования товарных  запасов - контроль уровня товарных  запасов и обоснования оптимального  объема заказов, на стадии реализации  товарных запасов – изменение  объемов и причин создания  товарных запасов и разработка  политики реализации сверхнормативных  товарных запасов.

     Актуальность  темы заключается в том, что  в условиях рыночной экономики  предприятию торговли необходимо  эффективно управлять товарными  запасами во избежание излишков  или недостатка товаров, а также потери части прибыли. Так же предприятие должно отслеживать товарооборачиваемость своих товаров.

                                                                                                                                   4        1. Понятие товарных запасов и товарооборачиваемости.

       Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети, на складах должно быть определенное количество товарных запасов.

     Понять природу  товарного запаса как экономической категории помогает понятие товара. Это товароматериально-вещественный и интеллектуальный продукт или услуга,  обладающие полезными потребительскими свойствами и предназначенные для продажи.

     Товар имеет  две конечные цели:

1)     Удовлетворить  потребность покупателя,

2)      Принести  прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу.     

     Товарные запасы  — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

    Пока товар не продан и находится в каналах сферы товарного обращения, а также ожидает момента продажи, он является товарным запасом. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.[1]

     Таким образом,  конечная цель товарного запаса - быть проданным. Товарный запас  перестает быть таковым в момент продажи, перехода из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и

                                                                                                                                           5

покупатель должны стремиться к тому, чтобы товарный запас как можно быстрее прошел путь по каналам рынка с момента его производства до момента продажи.

    Товарные запасы  образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

• время, необходимое для  транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;

• сезонные колебания в  производстве и потреблении товаров;

• несоответствие между  производственным и торговым ас­сортиментом товаров, что вызывает необходимость  подсорти­ровки, упаковки и подработки;

• особенности в территориальном  размещении производства;

• условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;

• звенность товародвижения;

• возможности хранения товара и др.

     Товарные запасы  выполняют определенные функции: 

-            обеспечивают непрерывность расширенного  производства и обращения, в  процессе которых происходят  их систематическое образование  и расходования;

-            удовлетворяют платежеспособный  спрос населения, поскольку являются  формой товарного предложения; 

-            характеризуют соотношения между  объемом и структурой спроса  и товарного предложения.

     В связи  со спецификой деятельности большая  часть финансовых средств торговой  организации аккумулирована в  товарных запасах, поэтому эффективное 

                                                                                                                                           6

управление товарными  запасами является приоритетной задачей  в экономике торговли.

     В соответствии  с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому  учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных  запасов», утвержденным Приказом  Минфина Российской Федерации  от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных  запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ  5/01), товары признаются частью  материально-производственных запасов.

     Товарные запасы  относятся к текущим материальным  активам, образуя оборотные средства  торговой организации. По степени  ликвидности – это медленно  реализуемые активы, поэтому эффективное  управление товарными запасами  позволит избежать иммобилизации  финансовых ресурсов и перенаправить  их на стратегическое развитие  торговой деятельности.

     Товарные запасы  при формировании, хранении и   реализации должны соответствовать  стандартам качества и быть  пригодными для употребления.

     Показатели измерения товарооборачиваемости. Основные факторы, влияющие на товарные запасы и товарооборачиваемость и их оптимизацию, определяющие их величину.[2]

       Время товарного обращения характеризуется товарооборачиваемостью.

       Товарооборачиваемость – это средний товарный запас за какой-либо период, выраженный в днях товарооборота за этот же период.

       Товарооборачиваемость характеризует уровень среднего товарного запаса и отражает среднее время, в течение которого товары находятся на предприятии с момента их закупки до момента реализации. Время реализации товаров является качественным показателем деятельности торгового предприятия и позволяет

 

                                                                                                                                    7

судить об эффективности  использования денежных средств, вложенных  в товарные запасы.

      Сокращение времени обращения товарных запасов способствует высвобождению средств, вложенных в товарные запасы. Однако это время товарного обращения зависит от действия многих факторов.

     К внешним факторам относятся реально существующие условия, которые не зависят от деятельности предприятия:

·        соотношение  товарного предложения и платежеспособного спроса населения;

·        уровень  цен на товары;

·        излишки  или недостатки товарной массы на рынке сверх нормальной потребности;

·        территориальной размещение производства и т. п.

    В условиях развития рынка потребительских товаров, расширения и усложнения их ассортимента, развития конкуренции ускорение товарооборачиваемости зависит от эффективности управления товарными запасами.[3]

 

           2. Задачи статистики товаров, запасов и товарооборачиваемости.

    Общая интегральная  задача статистики рынка заключается  в изучении закономерностей развития  рынка, выявлении и моделировании  его внутренних и внешних взаимосвязей  и на этой основе прогнозировании  его дальнейшего развития.

 

                                                                                                                                      8

      Функциональные задачи статистики рынка могут быть представлены в следующем порядке:

- сбор и обработка статистической информации;

- оценка и анализ конъюнктуры рынка;

- характеристика структуры рынка;

- оценка и анализ развития рынка;

- региональный анализ рынка;

- характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

         Эти задачи реализуются в ходе статистического исследования рынка в целом и конкретных рынков средств производства, предметов потребления и услуг. При этом выделяются оптовый и потребительский рынки. Статистика дифференцирует задачи исследования в соответствии со спецификой отдельных экономических категорий рынка и рыночных процессов, отраженных системой блок-показателей:

Информация о работе Статистика товарных запасов и товарооборачиваемости