Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:26, контрольная работа
Рассмотрение системы показателей статистики образования следует начать с интегрального показателя - уровня образования населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного образования.
Основным источником сведений об образовательном уровне населения являются сплошные и выборочные переписи населения. Учитывая важность этого показателя, Статистическая Комиссия ООН рекомендовала его для включения в число основных вопросов переписного листа при проведении переписей населения в 1999-2001 гг.
Теоретическая часть………………………………………………………………3
Практическая часть…………………………………………………………...…12
Список используемой литературы……………………………………………..25
В 1990/91 гг. наблюдался значительный прирост числа обучающихся в городах и поселках городского типа, однако за следующие 10 лет он значительно уменьшился. В период с 2000-го по 2005 гг. наблюдалось снижение числа обучающихся в городах и поселках городского типа. Начиная с 2006-го года отрицательная динамика стала сокращаться, а с 2010-го года наблюдается положительный прирост числа обучающихся в городах.
Что касается сельской местности, то здесь иная динамика: в 1990/91 гг. по сравнению с началом 80х численность обучающихся в сельской местности снизилась, в следующие 10 лет – выросла, в следующие 5 лет вновь последовало резкое снижение, а с 2006-го по 2012 гг. отрицательный прирост обучающихся в сельской местности сохраняется, но с каждым годом становится все меньше.
Рассчитаем темпы роста и прироста. Результаты расчётов представим в таблицах.
Таблица 3. - Расчет темпа роста
| 1980/81 | 1990/91 | 2000/01 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | |
| Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях | - | 103,14% | 98,28% | 75,92% | 94,65% | 95,76% | 97,51% | 99,03% | 99,63% | 100,63% | 100,43% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | 110,52% | 96,26% | 75,37% | 94,71% | 96,11% | 98,25% | 99,94% | 100,71% | 101,66% | 101,24% | 
| в сельской местности | - | 88,22% | 103,41% | 77,23% | 94,53% | 94,97% | 95,79% | 96,87% | 96,97% | 98,00% | 98,26% | 
| Из них численность обучающихся: | - | ||||||||||
| общеобpазовательных 
  учреждений (без вечерних (сменных) 
  общеобразовательных  | - | 115,25% | 98,45% | 75,52% | 94,56% | 95,83% | 97,58% | 99,21% | 99,89% | 100,89% | 100,62% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | 126,02% | 96,33% | 74,99% | 94,59% | 96,25% | 98,30% | 100,11% | 101,03% | 101,98% | 101,50% | 
| в сельской местности | - | 94,92% | 103,76% | 76,74% | 94,50% | 94,86% | 95,89% | 97,13% | 97,09% | 98,13% | 98,31% | 
| вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно | - | 20,29% | 91,78% | 92,92% | 95,29% | 96,00% | 95,34% | 92,54% | 90,28% | 89,85% | 91,44% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | 20,90% | 93,76% | 89,00% | 95,11% | 94,86% | 96,50% | 94,72% | 90,24% | 89,96% | 90,56% | 
| в сельской местности | - | 18,18% | 83,96% | 110,11% | 95,92% | 100,00% | 91,49% | 84,88% | 89,04% | 90,77% | 94,92% | 
| Численность учителей1) | - | 128,63% | 119,93% | 89,95% | 96,32% | 96,70% | 95,91% | 78,39% | 96,74% | 98,13% | 99,43% | 
Таблица 4. - Расчет темпа прироста
| 1980/81 | 1990/91 | 2000/01 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | |
| Численность обучающихся 
  в общеобразовательных  | - | 3,14% | -1,72% | -24,08% | -5,35% | -4,24% | -2,49% | -0,97% | -0,37% | 0,63% | 0,43% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | 10,52% | -3,74% | -24,63% | -5,29% | -3,89% | -1,75% | -0,06% | 0,71% | 1,66% | 1,24% | 
| в сельской местности | - | -11,78% | 3,41% | -22,77% | -5,47% | -5,03% | -4,21% | -3,13% | -3,03% | -2,00% | -1,74% | 
| Из них численность обучающихся: | - | ||||||||||
| общеобpазовательных 
  учреждений (без вечерних (сменных) 
  общеобразовательных  | - | 15,25% | -1,55% | -24,48% | -5,44% | -4,17% | -2,42% | -0,79% | -0,11% | 0,89% | 0,62% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | 26,02% | -3,67% | -25,01% | -5,41% | -3,75% | -1,70% | 0,11% | 1,03% | 1,98% | 1,50% | 
| в сельской местности | - | -5,08% | 3,76% | -23,26% | -5,50% | -5,14% | -4,11% | -2,87% | -2,91% | -1,87% | -1,69% | 
| вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно | - | -79,71% | -8,22% | -7,08% | -4,71% | -4,00% | -4,66% | -7,46% | -9,72% | -10,15% | -8,56% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | -79,10% | -6,24% | -11,00% | -4,89% | -5,14% | -3,50% | -5,28% | -9,76% | -10,04% | -9,44% | 
| в сельской местности | - | -81,82% | -16,04% | 10,11% | -4,08% | 0,00% | -8,51% | -15,12% | -10,96% | -9,23% | -5,08% | 
| Численность учителей1) | - | 28,63% | 19,93% | -10,05% | -3,68% | -3,30% | -4,09% | -21,61% | -3,26% | -1,87% | -0,57% | 
Также рассчитаем абсолютный прирост, темп роста, темп прироста базисным способом.
Таблица 5. - Расчет показателей базисным способом
| 1980/81 | 1990/91 | 2000/01 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | |
| Численность обучающихся 
  в общеобразовательных  | 20216 | 20851 | 20493 | 15559 | 14727 | 14103 | 13752 | 13619 | 13569 | 13654 | 13713 | 
| абсолютный прирост | - | 635 | 277 | -4657 | -5489 | -6113 | -6464 | -6597 | -6647 | -6562 | -6503 | 
| темп роста | - | 103% | 101% | 77% | 73% | 70% | 68% | 67% | 67% | 68% | 68% | 
| темп прироста | - | 3% | 1% | -23% | -27% | -30% | -32% | -33% | -33% | -32% | -32% | 
С 2000-го по 2005-й годы наблюдалось снижение численности обучающихся на 23-24% как в целом, так и отдельно в городской и сельской местности. Затем последовало сокращение отрицательной динамики, которое для общей и городской численности в 2010-м году приняла положительный характер. Для сельской местности темп прироста остаётся отрицательным, но также постепенно сокращается. Поскольку темп прироста численности обучающихся в сельской местности отрицательный, то общий темп прироста отстаёт от прироста обучающихся в городах.
3. 
Расчёт средних показателей 
Определим средние показатели динамики для того чтобы оценить как изменилась численность обучающихся в целом за 30 лет. Рассчитаем средний абсолютный прирост и средний темп роста и прироста.
Таблица 5. - Расчёт средних показателей динамики
| Средний абсолютный прирост | Средний темп роста | Средний темп прироста | |
| Численность обучающихся 
  в общеобразовательных  | -650,3 | 96,19% | -3,81% | 
| в том числе: | |||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | -347,9 | 97,07% | -2,93% | 
| в сельской местности | -302,4 | 94,16% | -5,84% | 
| Из них численность обучающихся: | |||
| общеобpазовательных 
  учреждений (без вечерних (сменных) 
  общеобразовательных  | -419,3 | 97,32% | -2,68% | 
| в том числе: | |||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | -169,6 | 98,42% | -1,58% | 
| в сельской местности | -249,7 | 94,88% | -5,12% | 
| вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно | -231,1 | 79,71% | -20,29% | 
| в том числе: | |||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | -178,4 | 79,88% | -20,12% | 
| в сельской местности | -52,7 | 79,11% | -20,89% | 
| Численность учителей1) | -9,4 | 99,14% | -0,86% | 
Средние показатели динамики указывают на то, что по абсолютно всем группам число обучающихся за последние 30 лет уменьшилось. В среднем в год уменьшение происходило на 650,3 тыс. обучающихся или на 3,81%, в том числе в городах и поселках городского типа – уменьшение на 2,93%, а в сельской местности – на 5,84%; среди обучающихся дневной формы сокращение составило в среднем 2,68% в год, среди обучающихся на вечерней и заочной форме – в среднем сокращение на 20,29% в год.
Задача 2
| ЧИСЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 
  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ   | ||||||||
| 2009 | 2010 | 2011 | среднее | |||||
| численность преподавателей - всего | в том числе с высшим профессиональным образованием | численность преподавателей - всего | в том числе с высшим профессиональным образованием | численность преподавателей - всего | в том числе с высшим профессиональным образованием | численность преподавателей - всего | в том числе с высшим профессиональным образованием | |
| Все преподаватели | 34,2 | 30 | 29,3 | 25,8 | 24,8 | 22 | 29,4 | 25,9 | 
| в том числе: | ||||||||
| По общественным д. | 3,7 | 3,5 | 2,9 | 2,7 | 2,3 | 2,1 | 2,9 | 2,7 | 
| по общеобразовательным д. | 14 | 13,3 | 12,3 | 11,7 | 10,8 | 10,3 | 12,3 | 11,7 | 
| По общетехническим д. | 12,2 | 9,9 | 10,4 | 8,4 | 8,6 | 7 | 10,4 | 8,4 | 
| физического воспитания | 4,3 | 3,3 | 3,7 | 3 | 3 | 2,6 | 3,6 | 2,9 | 
1. 
Анализ структуры 
Общую численность преподавателей в каждом году и в каждой группе примем за 100% и рассчитаем долю обучающихся для каждой группы в общем числе. Сведём расчёты в таблицу 6.