Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:26, контрольная работа
Рассмотрение системы показателей статистики образования следует начать с интегрального показателя - уровня образования населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного образования.
Основным источником сведений об образовательном уровне населения являются сплошные и выборочные переписи населения. Учитывая важность этого показателя, Статистическая Комиссия ООН рекомендовала его для включения в число основных вопросов переписного листа при проведении переписей населения в 1999-2001 гг.
Теоретическая часть………………………………………………………………3
Практическая часть…………………………………………………………...…12
Список используемой литературы……………………………………………..25
Статистическая отчетность предусматривает получение данных об абитуриентах, движении численности студентов и причинах выбытия, их обеспеченности общежитиями, составе по возрасту и полу.
Материально-техническая база представлена показателями общей площади зданий, в том числе учебной, общежитии, жилых домов; количеством посадочных мест в предприятиях общественного питания учебных заведений и общежитии.
Высшее образование
По данным Министерства образования количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн.640 тыс.. Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование получили уже 1 млн.151 тыс.
Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше.
В результате увеличения 
числа выпускников значительно 
Профессиональное образование
Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.
Система профессионального образования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек).
Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск - Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.
Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:
- число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;
- результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;
- распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;
- численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.
К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся:
- численность их;
- распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;
- численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.
Показатели 
материально-технического обеспечения 
учебных заведений характеризую
- наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;
- обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;
обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.
В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2 млн. студентов; 47 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн. и 251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксируют незначительные структурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистов за последнее десятилетие XX в. в России.
В целом по учебным заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное - в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения.
Практическая часть
Задача 1
| ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 
  И УЧИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ 
  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ   | |||||||||||
| 1980/81 | 1990/91 | 2000/01 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | |
| Численность обучающихся 
  в общеобразовательных  | 20216 | 20851 | 20493 | 15559 | 14727 | 14103 | 13752 | 13619 | 13569 | 13654 | 13713 | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | 13525 | 14948 | 14389 | 10845 | 10271 | 9871 | 9698 | 9692 | 9761 | 9923 | 10046 | 
| в сельской местности | 6691 | 5903 | 6104 | 4714 | 4456 | 4232 | 4054 | 3927 | 3808 | 3732 | 3667 | 
| Из них численность обучающихся: | |||||||||||
| общеобpазовательных 
  учреждений (без вечерних (сменных) 
  общеобразовательных  | 17638 | 20328 | 20013 | 15113 | 14291 | 13695 | 13363 | 13258 | 13244 | 13362 | 13445 | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | 11531 | 14531 | 13998 | 10497 | 9929 | 9557 | 9395 | 9405 | 9502 | 9690 | 9835 | 
| в сельской местности | 6107 | 5797 | 6015 | 4616 | 4362 | 4138 | 3968 | 3854 | 3742 | 3672 | 3610 | 
| вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно | 2578 | 523 | 480 | 446 | 425 | 408 | 389 | 360 | 325 | 292 | 267 | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | 1995 | 417 | 391 | 348 | 331 | 314 | 303 | 287 | 259 | 233 | 211 | 
| в сельской местности | 583 | 106 | 89 | 98 | 94 | 94 | 86 | 73 | 65 | 59 | 56 | 
| Численность учителей1) | 1135 | 1460 | 1751 | 1575 | 1517 | 1467 | 1407 | 1103 | 1067 | 1047 | 1041 | 
| 1) С 2009/10 учебного года - без руководящих работников и внешних совместителей. | |||||||||||
1. Анализ структуры обучающихся и структурных изменений
Общую численность обучающихся в каждом году примем за 100% и рассчитаем долю обучающихся для каждой группы в общем числе. Сведём расчёты в таблицу 1.
Таблица 1. Доля 
обучающихся в государственных 
и муниципальных 
| 1980/81 | 1990/91 | 2000/01 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | |
| Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | 66,90% | 71,69% | 70,21% | 69,70% | 69,74% | 69,99% | 70,52% | 71,17% | 71,94% | 72,67% | 73,26% | 
| в сельской местности | 33,10% | 28,31% | 29,79% | 30,30% | 30,26% | 30,01% | 29,48% | 28,83% | 28,06% | 27,33% | 26,74% | 
| Из них численность обучающихся: | |||||||||||
| общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) | 87,25% | 97,49% | 97,66% | 97,13% | 97,04% | 97,11% | 97,17% | 97,35% | 97,60% | 97,86% | 98,05% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | 57,04% | 69,69% | 68,31% | 67,47% | 67,42% | 67,77% | 68,32% | 69,06% | 70,03% | 70,97% | 71,72% | 
| в сельской местности | 30,21% | 27,80% | 29,35% | 29,67% | 29,62% | 29,34% | 28,85% | 28,30% | 27,58% | 26,89% | 26,33% | 
| вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно | 12,75% | 2,51% | 2,34% | 2,87% | 2,89% | 2,89% | 2,83% | 2,64% | 2,40% | 2,14% | 1,95% | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | 9,87% | 2,00% | 1,91% | 2,24% | 2,25% | 2,23% | 2,20% | 2,11% | 1,91% | 1,71% | 1,54% | 
| в сельской местности | 2,88% | 0,51% | 0,43% | 0,63% | 0,64% | 0,67% | 0,63% | 0,54% | 0,48% | 0,43% | 0,41% | 
| Численность учителей1) | 5,61% | 7,00% | 8,54% | 10,12% | 10,30% | 10,40% | 10,23% | 8,10% | 7,86% | 7,67% | 7,59% | 
Доля обучающихся в городах и поселках городского типа в 2012-13 уч. году увечилилась по сравнению с 1980-81 гг. Резкий прирост наблюдался с 1980 по 1990-й гг., затем с 1990-х по 2000-е наблюдалось снижение доли обучающихся в городах, а затем их доля вновь стала возрастать. Доля обучающихся в сельской местности изменялась противоположным образом.
По сравнению с 1980-81 гг. доля обучающихся общеобразовательных учреждений, не считая вечерников и заочников, непрерывно увеличивается, а обучающихся в вечерних общеобразовательных учреждениях – наоборот, уменьшается. Нарушение динамики наблюдалось в 2005-2008 гг., когда доля обучающихся в вечерних учреждениях вновь стала возрастать, однако прирост был незначительным и вскоре он вновь пошёл на спад.
2. 
Анализ динамики числа 
Для анализа динамики числа обучающихся используем темпы роста и абсолютные приросты численности. Результаты расчётов представим в таблицах .
Таблица 2. - Расчет абсолютного прироста
| 1980/81 | 1990/91 | 2000/01 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | |
| Численность обучающихся 
  в общеобразовательных  | - | 635 | -358 | -4934 | -832 | -624 | -351 | -133 | -50 | 85 | 59 | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | 1423 | -559 | -3544 | -574 | -400 | -173 | -6 | 69 | 162 | 123 | 
| в сельской местности | - | -788 | 201 | -1390 | -258 | -224 | -178 | -127 | -119 | -76 | -65 | 
| Из них численность обучающихся: | - | ||||||||||
| общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) | - | 2690 | -315 | -4900 | -822 | -596 | -332 | -105 | -14 | 118 | 83 | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | 3000 | -533 | -3501 | -568 | -372 | -162 | 10 | 97 | 188 | 145 | 
| в сельской местности | - | -310 | 218 | -1399 | -254 | -224 | -170 | -114 | -112 | -70 | -62 | 
| вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно | - | -2055 | -43 | -34 | -21 | -17 | -19 | -29 | -35 | -33 | -25 | 
| в том числе: | |||||||||||
| в гоpодах и поселках гоpодского типа | - | -1578 | -26 | -43 | -17 | -17 | -11 | -16 | -28 | -26 | -22 | 
| в сельской местности | - | -477 | -17 | 9 | -4 | 0 | -8 | -13 | -8 | -6 | -3 | 
| Численность учителей1) | - | 325 | 291 | -176 | -58 | -50 | -60 | -304 | -36 | -20 | -6 |