Выборочное наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Все эти положительные качества привили к широкому применению метода выборочного наблюдения. В нынешних условиях организации производственной и торговой деятельности данный метод как способ проверки качества продукции применяется большинством предприятий и организаций, также ни одно предприятие системы Потребкооперации не обходится без выборочного метода наблюдения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....4
1 Выборочное наблюдение…………………………………………..…..............5
1.1 Понятие выборочного наблюдения …………………………………………5
1.2 Понятие ошибки выборки…………………………………………………….8
1.3 Принципы образования выборочных совокупностей.……………………..11
2.Практические задачи………………… ……………………………..…………..15
2.1. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения................15
2.2. Выявление и измерение сезонных колебаний………………………....……22
2.3. Статистика себестоимости перевозок грузов и пассажиров…………..…...29
2.4. Индексы и их применение…………………………………………………....39
Заключение…………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………………………………......48

Вложенные файлы: 1 файл

статистика курсовик.docx

— 682.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рис. 6 - График сезонной волны

 

 

Вывод: построив график сезонной волны и проведя  данные расчеты, можно проанализировать сезонную неравномерность:

А) наиболее ярко она выражена в период с августа по октябрь, максимальное значение приходится на сентябрь 124,5%  ,

Б) спад для всех трех лет наблюдается в период с января по март и с ноября по декабрь, минимальное значение составляет 88%.

На основе полученных данных можно дать следующие  рекомендации предприятию:

  1. На сезонные работы производить набор наемных рабочих;
  2. В соответствии с загруженностью предприятия работой распределять отпуска рабочих;
  3. При необходимости увеличивать количество смен;
  4. В моменты наиболее сильного отклонения сезонной волны заняться ТО, ТР, техосмотром подвижного состава;
  5. В моменты наибольшего отклонения сезонной волны можно производить сдачу ПС в аренду;

В периоды, когда у предприятия  минимальный объем перевозок, возможно получение дополнительных доходов (сдавать площади в аренду –  стоянки, ремонт, мойка, СТО), то есть заниматься дополнительными видами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.3 Статистика себестоимости перевозок грузов и пассажиров

 

 Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость перевозок грузов и пассажиров есть стоимостной показатель эффективности  деятельности автомобильного предприятия.

На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте она определяется как отношение  величины эксплуатационных расходов транспортного  предприятия к величине приведенной  продукции. Показатель себестоимости перевозок определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок - как величину эксплуатационных расходов по перевозкам пассажиров, приходящихся в среднем на 1 пассажиро-километр пассажирооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются: по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, - 1 ткм, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, - 1 автомобиле-чае, по пассажирским автобусным перевозкам - 1 пассажиро-километр. Себестоимость перекачки единицы продукции определяется: на нефтепроводном транспорте - 1 ткм за 1 т перекачанного нефтегруза, на газопроводном - 1 тыс. м3 газа.

Себестоимость перевозок может быть снижена  за счет устранения нерациональных перевозок  грузов, уменьшения коэффициента порожнего  пробега подвижного состава, увеличения коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава и т.п.

Изучение  изменения себестоимости продукции  дает возможность вскрыть резервы  и выявить недостатки в организации  производственного процесса.

Задача  3

По имеющимся  статистическим данным о затратах по статьям себестоимости и величине грузооборота (см.  таблица 4) за этот период сделать анализ себестоимости  продукции, АТП, для чего определить плановую и фактическую себестоимости, индексы себестоимости, а также  плановую сумму затрат на фактический  объем работ, структуру себестоимости, индексы затрат, процент изменения  затрат, экономию или перерасход по статьям себестоимости и в  целом по сумме затрат. Расчеты  представить в табличной форме. Изобразить графически с помощью  секторных и столбиковых диаграмм результаты: затраты по статьям себестоимости  в динамике по приведенным  периодам, структуру себестоимости и экономию ( перерасход ) по статьям. Сформулировать  выводы.

 

Таблица 12. Данные о затратах по статьям  себестоимости (тыс. руб.) и грузооборот

(тыс. ткм.) АТП по периодам 

Показатель

Базисный период

Отчетный период

план

факт 

ФОТ с отчислениями в соц.фонды

          854,6

        854,2

        852,2

Затраты на автомобильное топливо

          316,8

        315,6

        310,9

Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы

            22,5

          22,4

          21,7

Износ и ремонт шин

          130,8

         130,1

        130,8

Амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ

257,8

         258,3

        259,9

Ремонтный фонд

150,9

         148,9

        149,6

Общехозяйственные расходы

240,9

         240,8

        240,5

Грузооборот , тыс.ткм.

1140,0

1135,0

      1120,0

Итого экспл.затраты:

1974,3

       1970,3

1965,6


 

Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

 

Себестоимость грузовых перевозок определяется по формуле

 

Z =З/Р   (руб),                                                      (17)

 

где Z – себестоимость 1 ткм , руб./т. 

      З – общая сумма затрат , тыс. руб.,

      Р – общий объем гузооборота , тыс. ткм.

 

Определим эксплуатационные затраты :

За базисный период:

Зэкспл.о = 1974,3 тыс.руб.

За отчетный плановый период:

Зэкспл.пл = 1970,3 тыс.руб

За отчетный фактический период:

Зэкспл1 = 1965,6 тыс.руб

Определить  себестоимость :

За базисный период:

Z0=1,73 ткм , руб./т. 

За отчетный  плановый период:

Zпл =1,74 ткм , руб./т. 

За отчетный фактический период:

Z1 = 1,75 ткм , руб./т. 

 

Таблица 13 Себестоимость транспортной работы

 

Показатель

Базисный период

Отчетный период

план

факт

Себестоимость , руб./ткм

      1,73

           1,74

           1,75

Грузооборот , тыс. ткм

1140,00

     1135,00

      1120,00


 

Вывод: анализируя полученные расчеты себестоимости  единицы продукции АТП, можно  увидеть зависимость грузооборота от себестоимости продукции: при  возрастании себестоимости продукции  грузооборот снижается. Себестоимость  в базисном и отчетном периоде  изменилась не значительно, грузооборот  по сравнению с базисным годом  уменьшился.

Можно также  сказать о том, что повышение  себестоимости является выражением перерасхода живого и овеществленного  труда, что, в свою очередь, обеспечивает повышение уровня тарифов и тем  самым препятствует созданию условий  для снижения себестоимости продукции  других отраслей экономики  и для  расширения сферы их обслуживания транспортом.

Индекс планового  задания по снижению себестоимости  определяется индексом:

= Z /Z ,                                                     (18)

 

где   Z – себестоимость планового периода;

         Z – себестоимость базисного периода.

 

Изменение фактической себестоимости по сравнению  с планом определяется индексом

 

  = Z /Z ,                                             (19)               

где Z – фактическая себестоимость.

Фактически  изменение себестоимости по сравнению  с базисным периодом определяется индексом динамики.

 

= Z /Z ,                                                  (20)

Общая сумма  фактической экономии Э по сравнению с базисным периодом вычисляется по формуле:

 

Э = ( Z – Z )*Р (тыс. руб.),                                 (21)

 

где  Р – фактический грузооборот.

 

Э

= ( 1,75-1,73 )*1140=22,8 тыс. руб

 

Эта сумма  состоит из трех частей:

  • плановой экономии от снижения себестоимости Э тыс. руб.
  • сверхплановой экономии (или перерасхода)- (Э ) за счет сверхпланового изменения себестоимости;
  • сверхплановой экономии (или перерасхода)- (Э ) за счет сверхпланового изменения объема грузооборота:

 

Э = Э + Э + Э .                                          (22)

 

Плановая  экономия от снижения себестоимости  определяется по формуле

 

Э = (Z -Z )*Р   (тыс. руб.),                             (23)

 

где Р - плановый грузооборот.

Э

= (1,74-1,73)*1130=11,30 тыс. руб

 

Сверхплановая экономия за счет сверхпланового изменения  себестоимости

Э = (Z - Z )*Р .                                          (24)

 

Э

= (1,75-1,74)*1120=11,2. тыс. руб

 

Сверхплановая экономия /или перерасход/ за счет сверхпланового изменения объема грузооборота определяется по формуле:

 

       (тыс. руб.).                                (25)

 

 Э = (1,75-1,73)*(1135-1120)=0,3 тыс. руб

 

 

Вывод: Общая  сумма фактической экономии по сравнению  с базисным периодом не изменилась. Проверили суммарную фактическую  экономию через три части, и они  равны.

 

Выявление, влияние отдельных факторов по измерение себестоимости перевозок

 

Выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости  необходимо начать с изучения структуры  себестоимости, определения относительного и абсолютного изменения расхода  по каждой статье. Плановая и отчетная  сумма расходов, несопоставимы, т.к. соответствуют разным объемам грузооборота. Для обеспечения их сопоставимости необходимо  определить сумму плановых затрат на фактический грузооборот, путем умножения пл. суммы расхода  на индекс грузооборота.      

= З * i ,                                                   (26)

 тыс.  руб.

 

 

где  i - индекс выполнения плана по грузообороту.

 

i = Р / Р ,                                                  (27)

 

Расчет  выполняется по всем статьям себестоимости, кроме статьи «общехозяйственные расходы» - это постоянные расходы и их величина не зависит от объема транспортной работы.

Структуру себестоимости определяем по формуле:

= / *100;                                       (28)

                        = )*100;                                       (29)

 

Ii   = З ,                                              (30)

 

где i – номер статьи себестоимости

Процент изменения затрат:

 Ii = *100 – 100.                                        (31)

 

  Экономию (перерасход) определить по формуле:

 

Э = З – З .                                          (32)    

Таблица 14. Себестоимость  грузовых перевозок

 

 

 

Статья

себестоимости

Сумма затрат,

тыс. руб.

Структура себестоимости, %

Индекс затрат

% изменения затрат

Экономия (перерасход), тыс.руб.

 

План

На фактический объем работ

План

Факт

План 

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ФТО с отчислениями в соц. фонды

 

854,2

 

842,8

 

852,2

 

43,4

 

43,6

 

0,997

 

-0,3

 

-2

Затраты на автомобильное топливо

 

315,6

 

311,4

 

310,9

 

16,0

 

15,9

 

0,985

 

-1,5

 

-4,7

Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы

 

 

22,4

 

 

22,1

 

 

21,7

 

 

1,1

 

 

1,1

0

 

0,968

 

 

-3,2

 

 

-0,7

Износ и ремонт шин 

130,1

128,3

130,8

6,6

6,7

1,005

0,5

0,7

Амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ

 

258,3

 

254,8

 

259,9

 

13,1

1

13,3

1

1,006

 

0,6

 

1,6

Ремонтный фонд

148,9

146,9

149,6

7,6

7,6

1,005

0,5

0,7

Общехозяйственные расходы

240,8

237,5

240,5

12,2

12,3

-

-

-

Всего

1970,3

1943,8

1956,6

100

100

-

-

-

Грузооборот, тыс. ткм.

1135

1135

1120

-

-

-

-

-

Информация о работе Выборочное наблюдение