Cоциально-философские взгляды Монтескье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:17, реферат

Краткое описание

Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг.

Содержание

Введение
1. Литературное творчество Монтескье
2. Cоциально-философские взгляды Монтескье
2.1 Деизм
2.2 Теория познания
2.3 Об обществе и его законах
2.4 Учение о праве и государстве и о разделении власти
2.5 Монтескье и Россия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

 

 Монтескье половинчато демонстрирует специфику социальной жизни, расходясь и с физиократами и со своим же географизмом, отмечая специфику социальной жизни по сравнению с естественной средой.

 

 Монтескье - “Законы  очень тесно связаны с теми  способами, которыми различные  народы добывают себе средства  к жизни”.

 

 Монтескье приложил  руку к разработке теории меркантилизма,  где главное внимание уделяется  торговле, обращению, а не производству. Он считает, что источником  прибыли является продажа товара  по более высокой цене. Отсюда  внимание Монтескье к внешней  торговле, её активному балансу.  Выступая с апологией внешней  торговли, он видит в ней могучий  фактор общения народов. Естественное  действие торговли - склонять людей  к миру. Между торгующими народами  устанавливаются взаимная зависимость,  заинтересованность, дружба.

 

 Монтескье видит и  отрицательные стороны торговли. Купцы заражаются духом торгашества,  ценят корыстные интересы выше  общественных. “В странах, где людей воодушевляет только дух торговли, все их дела и даже моральные добродетели становятся предметом торга. Малейшие вещи, даже те, которых требует человеколюбие, там делаются или доставляются за деньги.”

 

 Наряду с признанием  роли торговли, Монтескье уделяет  серьёзное внимание развитию  промышленности. Его интересуют  технические изобретения, повышающие  производительность. Он предлагает  поощрять развитие промышленности  государственными премиями земледельцам  и ремесленникам. При всей ограниченности  экономических взглядов Монтескье  они были направлены против  феодальной замкнутости, ставили  целью развитие торговли и  промышленности.

 

2.5 Монтескье и Россия

 

Многие представители  французской общественной мысли 18 века, в особенности просветители, c большим  интересом относились к русскому народу, его истории и культуре. Вольтер и Дидро надеялись  найти в русской императрице  Екатерине просвещённую государыню, которая произведёт необходимые  реформы “сверху”, без революции  “снизу”, которой опасались даже самые радикальные философы 18 столетия.

 

 В “Персидских письмах”  Монтескье характеризует русского  государя как неограниченного  властителя над жизнью и имуществом  своих подданных. Вместе с тем  Монтескье в книге “О духе  законов” высоко ценит патриотизм  русского народа, доказанный в  войне со шведами, выносливость  русских солдат, их настойчивость,  твёрдость духа при поражении,  их умение в конечном счёте добиваться победы.

 

 Будучи верен своему  географизму, Монтескье рассматривал холодный русский климат и обширные территории в числе главных причин возникновения самодержавия.

 

 Монтескье заявляет, деспотический  режим и интересы прогрессивного развития экономики находятся в глубоком противоречии. Россия прежде всего нуждается в торговле, а торговля требует денежных операций. Однако эти операции наталкиваются на деспотические законы, воспрещающие денежные отношения с иностранными государствами.

 

 Русский народ состоит  из крепостных, фактически являющихся  рабами, и из духовенства и  дворянства, являющихся политическими  рабами царя. Стране не хватает прежде всего третьего сословия, которое должно состоять из ремесленников и купцов. Монтескье говорил о необходимости изменения экономического и политического строя, отмены крепостничества, уничтожения несправедливых законов и поощрения деятельности третьего сословия. Его социально-политическая программа для России в ряде решающих вопросов совпадает с его программой политических реформ во Франции.

 

 В России Монтескье  приобрёл большую популярность. Представители господствующей дворянской  идеологии, включая императрицу  Екатерину, пытались использовать  непоследовательность Монтескье,  его монархические идеи для  укрепления крепостнического государства.  Передовые деятели русского народа, начиная с Радищева, и заканчивая  революционными демократами, одобрили  передовые просветительские идеи

 

 Монтескье, его смелую  борьбу против абсолютизма, его  критику церковно-схоластического  мировоззрения.

 

 Монтескье предстал  пред русским читателем как  талантливый обличитель феодально-крепостнического  строя, как глубокий мыслитель  и выдающийся учёный, открывший  новую страницу в истории социологической  мысли. Горячая вера Монтескье  в общее благоденствие, его  искренняя и благородная ненависть  к феодальному абсолютизму делали  Монтескье любимцем антикрепостнических  русских писателей и публицистов,  всех, кто мечтал о благоденствии  народа и ненавидел дворянско-аристократическую  верхушку.

 

 Императрица, стремившаяся  прослыть просвещённой государыней,  объявляла себя сторонницей Монтескье.  Используя в интересах деспотической  формы правления географизм Монтескье: “Никакая другая власть на таком пространстве не может действовать и была бы не только вредна, но прямо разорительна для граждан”.

 

 

 Заключение

 

Многие из античных, средневековых  и более поздних социологов выводили общественные законы, исходя из того или  иного абстрактно – логического  постулата, а не из “самой природы  вещей“, то есть не из реального исторического  процесса.

 

 Попытки Монтескье  понять соотношение между объективными  закономерностями природы и общества  и законами, создаваемыми людьми, особый интерес к материальным  условиям жизни общества имеют  глубоко прогрессивный характер.

 

 

Список литературы

 

Кузнецов В. Н., Мееровский Б.В., Грязнов А. Ф. “Западно-европейская

философия 18 века” Москва: “Высшая школа”, 1986.

Нарский И. С. ”Западно-европейская философия 17 века” Москва: “Высшая

Школа”, 1974.

Волгин В. “Развитие общественной мысли во Франции 18 века.” Москва, “Высшая школа”, 1958


Информация о работе Cоциально-философские взгляды Монтескье