Cоциально-философские взгляды Монтескье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:17, реферат

Краткое описание

Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг.

Содержание

Введение
1. Литературное творчество Монтескье
2. Cоциально-философские взгляды Монтескье
2.1 Деизм
2.2 Теория познания
2.3 Об обществе и его законах
2.4 Учение о праве и государстве и о разделении власти
2.5 Монтескье и Россия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение 

1. Литературное творчество Монтескье

2. Cоциально-философские взгляды Монтескье

2.1 Деизм

2.2 Теория познания

2.3 Об обществе и его законах

2.4 Учение о праве и государстве и о разделении власти

2.5 Монтескье и Россия

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Просвещение как широкое  культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты  выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века, оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг.

 

 В социально-классовом  отношении французское Просвещение  представляло собой идеологическую  подготовку Великой Французской  революции. Подавляющее большинство  просветителей были идеологами  буржуазии, которая в качестве  экономически наиболее сильного  и политически наиболее зрелого  класса в составе “третьего  сословия” возглавила борьбу  угнетенных и эксплуатируемых  масс против феодально-абсолютического строя.

 

 Одним из первых  по времени деятелей французского  Просвещения был Шарль Монтескье.  Написанные им “Персидские письма”  (1721) и “Рассуждения о причинах  величия и падения римлян”(1734) с восторгом читались и перечитывались  современниками. “Дух законов”(1748) поставил Монтескье в ряд крупнейших  политических и юридических умов  не только Франции, но и всего  мира. В “Рассуждениях” Монтескье  идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести  сочетается у Монтескье с идеалами  старинного римского республиканизма,  противоположного деспотизму власти  императоров. За восхвалением  доблести римских землевладельческих  родов проглядывает явное осуждение  Монтескье французского абсолютизма,  измельчания нравов французского  общества. В “Духе законов” Монтескье  развил общее учение о зависимости  юридических норм государства  и общежития от законов, определяемых  типом государственного строя  - республиканским, монархическим  или деспотическим.

 

 В детальной разработке  учения о законах общежития  Монтескье не связывает себя  целиком натуралистическими абстракциями. Его задача юридическая, и решается  она на широкой основе сопоставлений  политического строя и законодательства  Англии и Франции с республиканским  и императорским Римом. Монтескье  - первый ученый, применивший сравнительный  метод при изучении вопросов  права и философии права.

 

 Сравнительный метод  доставил Монтескье материал  для обоснования его взгляда  на главнейшие типы государственного  устройства, на условия их процветания  и упадка. Из того или иного  определенным образом толкуемого  им принципа - аристократической  республики, демократической республики, монархии, деспотии - Монтескье выводит  наиболее целесообразные при  данном строе законы и нормы  государственного устройства, виды  и пределы полномочий властей  и т.д. В это юридическое  исследование вторгается, однако, мощная  струя натуралистических взглядов  на причины общественных явлений.  Сама возможность существования  различных типов государственного  устройства объясняется у Монтескье  не социально-историческими условиями  возникновения государств различного  типа. Она выводится из соответствия  между образом правления и  физическими свойствами страны, ее пространственным протяжением,  ее климатом и лишь затем  из образа жизни народа, из  его главных занятий, из степени  его материального благосостояния, из его религиозных взглядов, нравов и т.д.

 

 Во всех типах правления  Монтескье исследует условия,  при которых они выполняют  свое назначение - обеспечивают личную  свободу, и условия, при которых  они вырождаются в деспотизм.

 

 Основная гарантия  свободы - учреждения, сдерживающие  и ограничивающие произвол. В  демократии движущей силой и  условием процветания Монтескье  признавал доблесть, т.е. любовь  к республике, преданность каждого  лица к общегосударственному  делу.

 

 Вразрез с учением  Гоббса Монтескье провозгласил  первым законом естественного  права не “войну всех против  всех”, а мир.

 

 Для общества, вышедшего  из первоначального, “естественного”  состояния, основным принципом  международного права Монтескье  считал закон, согласно которому  народы должны в состоянии  мира делать друг другу как  можно больше добра, а в состоянии  войны - как можно меньше зла.

 

 

  1. Литературное творчество Монтескье

 

В “Персидских письмах” Монтескье осмеял деспотические  формы абсолютизма во Франции, прежде всего за то, что в ней плохо  живется крестьянам и ремесленникам, а аз их счёт благоденствуют господствующие классы: “Чтобы один человек жил  наслаждаясь, нужно чтобы сотня  других работала без отдыха”. Эти  мысли перекликались с лозунгами  плебейских движений 17 века, однако сам  Монтескье не делал непосредственных революционных выводов из своей  критики феодализма. Он видел спасение для Франции в конституционной  монархии по английскому образу.

 

 Большое прогрессивное  значение имела философско – историческая работа Монтескье “Размышления о причинах величина и падения римлян “. В ней автор пытается доказать на примере Римской империи, что только там, где граждане свободны и независимы, где господствуют республиканские нравы, общество в состоящих успешно развиваться. В странах, где граждане отказываются от свободомыслия и становятся на путь рабства, государство теряет свое величие и, в конечном счёте, терпит поражение от внутренних и внешних врагов.

 

 Из книги следовал  прямой политический вывод: народ  Франции должен навсегда покончить  с королевским деспотизмом и  феодально – сословными отношениями . В этой же книге нашли отражение исторические взгляды Монтескье . Он отказывается от теологического понимания истории, выдвигает положение об объективной закономерности исторического процесса.

 

 Венцом всех научных  и литературных трудов Монтескье  было произведение “ О духе  законов “, над которым он  работал 20 лет. Этот труд состоит  из 31 книги по 20 и более глав. Здесь  Монтескье критикует феодально – религиозный подход к обществу и его закономерностям, разоблачает феодально – сословную монархию, выступает против реакционных династических войн.

 

 Деспотизм провозглашался  типом власти, противоречащим природе  человека. Бесправному и беззащитному  состоянию гражданина при деспотической  власти противопоставлены гарантии  строгой законности и личной  безопасности. В учении о наказании  он проводит твердое различие  между действием и образом  мыслей. Он настаивает на том,  что наказанию подлежит только  совершенное человеком действие, а не мысли, расходящиеся с  существующими верованиями или  установлениями. Карать за образ  мыслей - значит уничтожать всякие  гарантии свободы. Жестокости  и бессмысленности фанатизма  Монтескье противопоставляет принцип  полной веротерпимости. Он возвышает  свой голос против отвратительной  практики пыток. Одним из первых он выступает в защиту негров и требует запрещения рабовладения.

 

 Основной методологической  посылкой автора является положение : “ Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей “.

 

 

 

 

  1. Некоторые социально-философские взгляды Монтескье

 

2.1 Деизм

Монтескье не поднялся до прямого  отрицания религии. Он был одним  из ранних представителей деизма, учения, которое хотя и признавало бога в  качестве творца вселенной, но утверждало, что бог не вмешивается в дела природы. Деисты выступали в защиту просвещения, отвергали церковную  веру в чудеса. С позиций деизма Монтескье боролся против схоластики, деизм был для него орудием  пропаганды свободомыслия и передовых  научных знаний. Объявляя бога творцом  природы, он подчёркивает, что божество само действует по “неизбежным” законам, которые неизменны и не зависят  от произвола.

 

 Монтескье категорически  выступает против признаваемого  теологами понятия “чуда”. Он  утверждает, что бог не в состоянии  нарушить естественный ход вещей,  управлять миром помимо законов,  ему присущих. Он приходит к  выводу, что природа, будучи созданием  бога, уже не может быть уничтожена  его усилиями, - существование мира  будет бесконечным.

 

 Деизм Монтескье свидетельствовал  об ограниченности философского  мировоззрения просветителей по  сравнению с атеистическим мировоззрением  наиболее радикальных французских  материалистов.

 

 Не отрицая существования  бога, Монтескье немало сделал  для критики религии, и особенно  католицизма. Он не ограничивался  критикой духовенства и церковной  организации, но пытается критиковать  религиозное мировоззрение по  существу. Вопросы религии не  имеют никакого отношения к  науке. Только разум, наука  могут помочь человеку познать  объективный материальный мир,  содействовать улучшению жизни.  Отсюда он делает вывод: наука  не должна быть служанкой религии.  Религия обращается не к уму,  а к сердцу.

 

 Монтескье принимает  религию лишь как средство  государственного управления. Как  и Вольтер, он считает, что  если бога нет, то его следует  выдумать, ибо вера в бога содействует  установлению порядка.

 

 С точки зрения Монтескье,  важно, чтобы религия умеряла  и смягчала деспотизм, улучшала  нравы подданных и правителей.

 

 Он приходит к еретической  по тому времени мысли: не  следует насильственно вмешиваться  в верования людей. Этот призыв  к равноправию всех религий  был брошен в стране, где безраздельно  господствовала католическая церковь,  где продолжала действовать инквизиция, насильственно подавлявшая всех  инаковерующих, не говоря уже  об атеистах, отсюда ясна прогрессивная  роль высказываний Монтескье  о религии. Церковь не имеет права претендовать на светскую власть - это не что иное, как идея отделения церкви от государства. Религия допустима, если она не противоречит государственным законам, не мешает гражданам выполнять общественный долг. Каждый человек в праве верить в бога на свой манер, в праве отрицать любые религиозные догмы, и власть не должна наказывать людей за их мировоззрение. Монтескье выступает в этом вопросе как идейный предшественник французской буржуазной революции, как просветитель, требующий свободы совести.

 

 Деисты превращали  бога в конституционного монарха,  который царствует, но не управляет,  стоит во главе Вселенной, но  не вмешивается в дела, причём  не вмешивается не потому, что  не желает, а потому, что не  может. Этим они признавали  объективное и независимое существование  материи.

 

 Монтескье оспаривает  Платона как объективного идеалиста  за предвзятый, от “мира идей”  подход к Вселенной. “Принципы  свои я вывел не из своих  предрассудков, а из самой природы  вещей”, заявляет Монтескье, солидаризируясь  с римским философом Лукрецием  Каром, последователем материалистической линии Демокрита-Эпикура.

 

 И люди и животные  подчиняются законам, которые  не ими созданы, то есть объективным  законам природы. В качестве  разумных существ люди создают  в обществе искусственные законы. Но законы природы - законы  особого рода. Их никто не в  состоянии изменить по своему  произволу.

 

 Подчиняя бога закономерностям  природы, он наносил удар по  религиозному учению о целенаправленности  всех явлений природы, якобы  реализующих некоторую божественную  цель.

 

2.2 Теория познания

 

Признав первичность материи  и вторичность сознания, установив  объективную связь явлений, Монтескье  поставил вопрос о том, каким путём  и насколько верно познаёт  человек материальный мир, его окружающий.

 

 В 18 веке среди церковных  деятелей была широко распространена  объективно-идеалистическая теория  познания Платона. Он утверждал,  что в человеке находится вечная  душа, когда-то пребывавшая в потустороннем  мире. Поэтому, если человек что-то  знает, то это означает не  что иное, как воспоминания его  души о пребывании в сверхчувственном  мире. Знание - это воспоминание. Что  касается конкретных вещей и  явлений материального мира, то  мы не можем сказать о них  ничего определённого.

 

 Монтескье отрицал  эти религиозно-идеалистические  догмы. Он строил свою гносеологию  на признании объективного существования  природы. Действуя на человека, природа вызывает в его сознании  различные представления о действительности. Знание идёт извне, от природных  вещей и явлений к человеку  как части природы.

 

 Признавая огромную  роль опыта, Монтескье доказывал,  что без разума, без рациональной  обработки чувственных знаний  невозможно познать действительность. Он прямо возражал против теории  врождённых идей, против учения  об априорном, то есть независимом  от опыта характере знаний. Сначала  человек ощущает только свои  непосредственные нужды, затем  приучается к выводам и обобщениям. Познание - процесс. Человек наталкивается  на ряд трудностей, которые постепенно  преодолеваются. Познавая, люди улавливают  причинную связь явлений и  на этом основании предугадывают  события.

Информация о работе Cоциально-философские взгляды Монтескье