Этническая идентификация в этнопсихологической перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:30, статья

Краткое описание

То есть, многие феномены, изучаемые данной дисциплиной, являются объектом изучения многих наук: в частности: социологией, этнологией, политологией, психологией, антропологией. Если говорить об этнической идентификации, то наиболее интересным взглядом на этот феномен является взгляд этнопсихологов. Поскольку идентификация, как социальная, так и этническая, являются феноменами присущими человеку и проявляют себя как на социальном, так и на индивидуальном уровне, постольку это явление очень плотно исследуется психологами и социальными психологами. Однако специфика научной дисциплины накладывает отпечаток на способ рассмотрения данной проблематики.

Вложенные файлы: 1 файл

Этническая идентификация в этнопсихологической перспективе.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Этническая  идентификация в этнопсихологической  перспективе

Этносоциология, как и многие теории среднего уровня находятся в "промежуточном" состоянии. То есть, многие феномены, изучаемые  данной дисциплиной, являются объектом изучения многих наук: в частности: социологией, этнологией, политологией, психологией, антропологией. Если говорить об этнической идентификации, то наиболее интересным взглядом на этот феномен является взгляд этнопсихологов. Поскольку идентификация, как социальная, так и этническая, являются феноменами присущими человеку и проявляют себя как на социальном, так и на индивидуальном уровне, постольку это явление очень плотно исследуется психологами и социальными психологами. Однако специфика научной дисциплины накладывает отпечаток на способ рассмотрения данной проблематики.

Этапы становления  этнической идентичности

В психологии, в  отличие от социологии, этническая идентичность рассматривается не только по своим социальным проявлениям, рассматривается  ещё и становление этнической идентичности.

Сам термин идентификация  пришел в социологию из психологии, в которой впервые его применил Фрейд для обозначения процесса и результата эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом, идеалом.

В социально-психологической, а затем и в социологической, литературе термин приобрел более широкое значение. Там идентификация рассматривается как один из механизмов социализации личности, посредством которой усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит индивид.

Т. Стефаненко в своей  монографии "Этнопсихология" приводит следующий пример, демонстрирующие  неоднозначность функционирования этнической идентичности:

"Девочка  из семьи русских эмигрантов  в США очень быстро начинает говорить по-английски, хорошо учится и служит переводчиком для старших членов семьи. Она все больше времени проводит со своими американскими друзьями и гордится тем, что она американка. Но девочка взрослеет, и ей хочется каким-то образом проявить свою индивидуальность. Она находит такую возможность в демонстрации своей культурной отличительности, "русскости", подчеркивании того, что она "русская американка"".

Чтобы ответить на вопрос, каким образом и когда  ребенок начинает считать себя представителем того или иного этноса, с точки зрения психологии, необходимо рассмотреть этапы становления этнической идентичности, принятые в психологии.

Этапы становления этнической идентичности принято соотносить с  этапами развития личности.

Одним из первых классификацию этапов развития этнической идентичности предложил швейцарский ученый Ж. Пиаже. Основой для составления периодизации послужили его исследования 1951-го года. Поскольку "развитие этнической идентичности ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием "Родина", а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях". Таким образом, основываясь на соотношении когнитивных образов "родины" и "других стран" Пиаже выделяет три этапа:

1) 6-7 лет. В этом возрасте  ребенок приобретает первые –  фрагментарные и несистематичные  знания о своей этнической  принадлежности. Наиболее значимыми  для него являются семья и  непосредственное социальное окружение,  а не страна или этническая  группа;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык;

3) в младшем подростковом  возрасте (10-11 лет) этническая идентичность  формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [см. 65 с. 218].

Дальнейшие исследования этнической идентичности позволили  дать более полную информацию о процессе протекания процесса этнической идентификации. Исследования показали, что этническая идентичность впервые проявляется в 3-4 года, основанная на различении антропологических признаков представителей этнических групп, таких как цвет кожи, цвет волос. Однако в полном объеме, осознанно, идентичность проявляет себя в младшем подростковом возрасте, когда происходит осознанное различение своего этноса от другого.

Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления  этнической идентичности обусловлена  постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. "Первоначально она (этническая идентичность) основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию".

Необходимо иметь в  виду, что идентичность может иметь  как негативный, так и позитивный эмоциональный фон. Однако показано, что более взрослые дети проявляют большую вариативность конформного поведения. Вполне возможно, что они имеют представление о социально желательных ответах. Вопрос о том, что этническая идентичность может носить определенный эмоциональный окрас, важен. Однако каким бы не было эмоциональное восприятие, этническая идентичность проходит несколько этапов от диффузно размытой до реально реализованной, а результатом этого процесса является формирование в подростковом возрасте "эмоционально-оценочного сознания" принадлежности к этнической общности. Этническая идентичность не есть статичное образование, она изменяется со временем: человек может переосмыслить роль этнической принадлежности в своей жизни. Поэтому формирование этнической идентичности не прекращается в подростковом возрасте. Поскольку идентичность образование динамическое, то существует несколько стратегий поддержания своей этнической идентичности.

Проблематику социальной идентичности разрабатывали социальные психологи Г.Тэджфел и Дж. Тернер. Теория социальной идентичности Тэджфела, как утверждает Агеев [см. 4, с220], укладывается в шести постулатах:

1. Социальная  идентичность складывается из тех аспектов образа "Я", которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.

2. Индивиды стремятся  к сохранению или повышению  своей самооценки, т.е. стремятся  к положительному образу себя.

3. Социальные  группы (или категории) и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.

4. Оценка собственной  группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.

Из этих постулатов выводится ряд следствий.

- а) Индивиды  стремятся к достижению или  к сохранению позитивной социальной  идентичности.

- б) Позитивная  социальная идентичность основана  на благоприятных сравнениях  ингруппы и несколькими релевантными аутгруппами.

- в) Члены  группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других  групп.

- г) Существует  по меньшей мере три класса  переменных, которые оказывают влияние  на межгрупповую дифференциацию  в конкретных социальных ситуациях:

1) индивиды должны осознавать принадлежность к группе как один из аспектов своей личности, субъективно идентифицировать себя с релевантной группой; 2) социальная ситуация должна быть такой, чтоб имели место межгрупповые сравнения, которые дают возможность выбора и оценивания релевантных качеств; 3) ингруппы не сравнивают себя с каждой мысленно доступной аутгруппой (аутгруппа должна восприниматься как релевантная для сравнения).

5. Цель дифференциации - сохранить  или достигнуть превосходства  над аутгруппой по некоторым параметрам

6. Когда социальная идентичность  не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть  группу, к которой в данный  момент принадлежат, и присоединиться  к более высоко оцениваемой  ими группе, либо сделать так,  чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

 

Исходя из этого, можно описать следующие стратегии  сохранения этнической идентичности, которые укладываются в принцип  стратегии социального творчества, которая может принимать различные  формы:

- поиск новых  оснований для сравнения

- выбора для сравнения  ещё менее успешных или ещё  более слабых групп

- негативная этническая  идентичность (этот способ формирования  этнической идентичности формируется  в случае, когда нет возможности  избежать дискриминации собственной  этнической группы со стороны большинства; и, тем не менее, эту стратегию можно рассматривать как позитивный результат этнической идентичности, поскольку обеспечивается единство этнической групп).

Компоненты  этнической идентичности

В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента:

- когнитивный  (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков),

- аффективный (чувство  принадлежности к группе, оценка  ее качеств, отношение к членству  в ней).

Л.М. Дробижева  выделяет ещё и поведенческий  компонент. В данном случае поведенческий компонент этнической идентичности понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, "построение системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях".

Если по поводу того, что основными компонентами этнической идентичности считаются когнитивный и аффективные элементы споров не возникает, то по поводу того, что считать составными частями этих компонент ведутся дискуссии.

В состав когнитивного компонента вводится множество различных  составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. [см. 65, с 211]. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются: 1) этническая осведомленность, и 2) этническое самоназвание.

Как уже отмечалось, основой  этнической идентичности является умение индивида различать "чужих" и "своих". Это различение возможно только в том случае, если индивид будет обладать необходимым объемом знаний о признаках своей и чужих этнических групп, основываясь на которых он и будет проводить разграничения. Это могут быть как элементы материальной культуры народа, так и элементы духовной культуры, так и исторические факты, так и антропологические признаки.

Развитие этнической идентичности происходило таким образом, что  вначале основанием для дифференциации на "своих" и "чужих" служило так называемое горизонтальное родство, то есть превалирование понимания социальной действительности в настоящем времени, это родство по крови и по браку. Далее форма этнической идентичности начинает трансформироваться в осознание общности происхождения, о чем свидетельствует множество мифов об общем предке, или предках, у большинства народов. Дальнейшее развитие приводило к увеличению общностей и на смену осознания общности происхождения приходит территориальное понимание этничности. С появлением печатного станка книги и писания становятся общедоступными. Огромную роль в жизни человека начинает играть язык. Где-то к XVIII веку сложились многие европейские общности, поэтому основными этнодифференцирующими признаками становятся этнокультура и этноязык. Причем не обязательно постоянное использование родного языка в речи, гораздо большее значение имеет символическое значение языка. Так, многие представители "нерусских" представителей не знают родного языка, что не мешает им чувствовать принадлежность к своему народу.

"Аффективный компонент  этнической идентичности, отражающий  отношение к собственной этнической  общности, проявляется в этнических  аттитюдах. Позитивные аттитюды  включают удовлетворенность членством  в этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа…Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных".

Таким образом, в психологии принято выделять два компонента этнической идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой - аффективный, эмоциональную. Причем, в каком то смысле, аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется на когнитивном компоненте.

Информация о работе Этническая идентификация в этнопсихологической перспективе