Этнические стереотипы поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:46, реферат

Краткое описание

Этнический стереотип, этнос, система этнических представлений, автостереотип, гетеростереотип, иерархия ценностей, межэтническое общение. Явление стереотипа относится к сфере междисциплинарных исследований, так как особенности формирования и функционирования стереотипов служат основой для их подразделения на классовые, идеологические, мировоззренческие, психологические, индивидуальные, массовые и др. Одним из проявлений этих разновидностей является этнический стереотип. В среде отечественных и зарубежных ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, не существует единства мнений относительно дефиниции данного явления.

Содержание

Введение
1. Понятие стереотипа
2. Этнический стереотип как феномен культуры
3. Атомарные и реляционные признаки
4. Продукты поведения
5. Наследственные и культурные детерминанты стереотипов поведения
6. Смысл стереотипного поведения
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Стереотипы поведения.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

Ввдение

    Этнический  стереотип, этнос, система этнических представлений, автостереотип, гетеростереотип, иерархия ценностей, межэтническое  общение. Явление стереотипа относится  к сфере междисциплинарных исследований, так как особенности формирования и функционирования стереотипов  служат основой для их подразделения  на классовые, идеологические, мировоззренческие, психологические, индивидуальные, массовые и др. Одним из проявлений этих разновидностей является этнический стереотип. В среде  отечественных и зарубежных ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, не существует единства мнений относительно дефиниции данного явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие стереотипа  

    Понятие «стереотип» (буквально «твердый отпечаток») широко используется в науках о поведении  живых систем. Однако феномены, обозначаемые этим словом в этологии, психологии и социогуманитарных науках, оказываются .сходными в основном лишь по внешней  форме.

    Стереотипы  в этологии отождествляются с  фиксированными моторными паттернами (фиксированными комплексами актов, фиксированными последовательностями действий) — выразительными унифицированными видоспецифичными движениями, которые  в значительной степени наследственно обусловлены.

    Стереотип в психологии (психофизиологии, бихевиоризме)—  но прежде всего динамический стереотип: фиксированный порядок осуществления  условнорефлекторных действий, который  формируется у индивида под влиянием факторов среды. Динамический стереотип не детерминирован генетически, а вырабатывается в результате деятельности коры головного мозга животных и человека. В целом, в психологии стереотип рассматривается как результат адаптивного поведения индивида.

    В социогуманитарных науках понятие  стереотипа не является основным, а  входит в более широкое семантическое  поле культурологических понятий «ритуал», «ритуализация», «традиция» и обусловлен ими. Представление о стереотипах как социально обусловленных формах ритуального поведения субъекта, носителя данной культуры, задается предметом исследования.

    Таким образом, одним термином обозначаются по крайней мере три понятия и  исследуются три различных по природе феномена, обладающих общностью  лишь по двум признакам (субъект и  форма поведения). Но проблема заключается  не столько в различении описываемых  форм поведения, сколько в выяснении  соотношения между ними. Поэтому  вопрос о природе — генетической или культурной — стереотипного поведения носит частный характер. Сопоставление же генетических (шире — наследственных) и культурных (социальных) детерминант стереотипного поведения животных и человека имеет принципиальное значение.

    Мне представляется необходимым предварить анализ этой проблемы двумя соображениями  методологического характера.  

    2. Этнический стереотип  как феномен культуры

    Изначально  значение термина «стереотип» наглядно раскрывается в этимологии слова: стерео- твердый и типос- отпечаток. Впервые  термин «социальный стереотип» ввел в употребление американский обществовед  Уильям Липпманн в 1922 г. при анализе  влияния знания о предмете на его  оценку и восприятие при непосредственном контакте. В работе «Общественное  мнение» он определяет стереотип  как «упорядоченные, схематичные, детерминированные  культурой «картинки» мира в «голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права». Он рассматривает  стереотип как явление, характерное  для обыденного сознания и «основанное на стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям и тем самым облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений». Переходя от общего явления (социальные стереотипы) к более частному (этнические стереотипы), нужно указать, что В.П. Трусов и А.С. Филиппов определяют этнические стереотипы так: это «обобщения о представителях различных этнических групп, характеризующиеся повышенной эмоциональной устойчивостью, но не всегда адекватно отражающие реальные черты стереотипизируемой группы. Причина образования стереотипов состоит в необходимости использовать в повседневном мышлении принцип «экономии усилий» для «овладения» большим количеством информации при одновременном стремлении к защите групповых ценностей».

    При определении этнического стереотипа Ю.В. Бромлей использует понятие  обыденного сознания, отмечая, что оно  обладает этнической спецификой.«Это прежде всего относится к так  называемым «значениям»-стереотипам, фиксирующим типичные для членов этноса понятия, знания, умения, нормы  поведения. Представляя «пограничную»  зону общественного знания (на его  обыденном уровне) и бытовой культуры, эти стереотипы выполняют важную функцию в воссоздании характерных  для каждого этноса свойств».

    Изучению  проблемы функционирования этностереотипов  в общественном и индивидуальном сознании посвящены труды Б.С. Ерасова  и И.С. Кона, анализ функционирования этнических стереотипов в духовной культуре в качестве стереотипов  поведения и общения проведен этнографом А.К. Байбуриным. По мнению А.К. Байбурина, этнические стереотипы являются неотъемлемой частью общественного  сознания и самосознания представителей этноса, проявляются в условиях контакта с представителями других этносов  и выполняют защитную функцию  по отношению к своеобразию духовной культуры. Этнические стереотипы поведения  закрепляют в сознании культурные традиции и привычки, характеризующие моноэтническую среду. Для подрастающего поколения  этностереотипы выступают в качестве средства скорейшего приобретения жизненного опыта, накладываясь на тот мир, который  старшее поколение воскрешает в  своей памяти посредством воспроизведения  культурного наследия этноса. Благодаря  этническим стереотипам, происходит сокращение восприятия в сознании, закрепляется как положительный, так и отрицательный  опыт людей, чем объясняется их схематичность, односторонность и категоричность».

    Д. Катц и К. Брейли утверждали: «стереотип – это устойчивое впечатление, которое  лишь в малой степени соответствует  фактам, которые оно пытается представить». Этнические стереотипы являются инструментами  передачи от поколения к поколению  социального и нравственного  опыта этноса, включая правила  поведения, обычаи, ритуалы, нормы и  ценности. Система этнических стереотипов  отражает определенные модели поведения, привычные для индивида механизмы  действий, базирующиеся на том, как  жили и поступали предки. Большинство  философских и этносоциологических  подходов к проблеме стереотипов  исходят из того, что в основе их формирования лежат системы этнических представлений. Этнические представления, возникающие на базе традиционных суждений, бытующих в общественном сознании этноса, являются продуктом социокультурной среды. Как наиболее устойчивые, обобщенные и эмоционально насыщенные образы-представления этнических групп этнические стереотипы складываются в практике межэтнических отношений, выступая одним из регуляторов межэтнического восприятия и поведения.

    Важными признаками этностереотипов являются:

    · образность, схематичность, упрощенность;

    · целостность, ярко выраженная оценочная  и ценностная окраска: отношение  к другому в виде симпатии или антипатии, которое определяет поведение при контакте с иной этнической группой;

    · символичность, иллюзорность, нагруженность  «ошибочным компонентом»;

    · субъективность.

    Схематичность и упрощенность этнических стереотипов  обусловлена тем, что, обобщая во многом похожие общественно-культурные явления, они соединяют их в единую категорию, сокращая до предельного  минимума количество отличительных  черт, которые характеризуют данное явление. Это связано с естественной потребностью человека классифицировать поступающую извне информацию, выделяя  наиболее существенные и яркие признаки, с целью упрощения процесса усвоения и оперирования полученными знаниями. Этнические стереотипы в определенной степени категоричны, они делят  мир на две противоположные категории: знакомое и незнакомое. При этом знакомое воспринимается как  нечто  положительное, незнакомое – как  враждебное и потому негативное. Таким  образом, этностереотип содержит в  себе как положительный, так и  отрицательный (негативный) оценочный  компонент. По своей природе этнический стереотип не может отвечать требованиям, предъявляемым истине, так как  он обобщает схожие явления посредством  сокращения их характеристик и нивелировки  различий. При этом происходит искажение  реальной действительности и утрата специфики каждого из отдельных  явлений. Этнические стереотипы формируются  не на основе личного опыта, а заимствуются у той этнической группы, к которой  принадлежит человек. При этом в  большинстве случаев не подвергается обсуждению степень его соответствия истине, так как стереотип является отражением оценки явления этносом, и человек, в стремлении соответствовать  установкам группы, строит стратегию  своего поведения, исходя из той оценки, которую дает явлению общность.

    Исходя  из вышеперечисленных характеристик, этностереотипы можно рассматривать  как представления, сформированные в этническом самосознании, схематично и выразительно передающие образ  того или иного явления и определяющие его место в иерархии ценностей, присущей данной этнической группе.

    В сознании человека прочно закрепилась  привычка придавать той или иной этнической группе какие-либо характерные  черты, приписывать определенные качества: хитрость, агрессивность, общительность, наивность, подлость и др., что часто  становится основой для различного рода поговорок и анекдотов. Среди  причин, объясняющих повседневную распространенность этнических стереотипов, следует упомянуть  готовность характеризовать большие  этнические группы недифференцированными и пристрастными признаками, причем такая категоризация остается устойчивой в течение длительного периода времени. Однако было бы неверно утверждать, что данный этнос обладает лишь для него характерными чертами. Каждая этническая группа обладает всем спектром «характерологических качеств», особенность заключается в степени их проявлениия. Стереотипный образ включает в себя лишь наиболее яркие, экзотичные и непривычные черты, которые удалось выделить при знакомстве с явлением. Это порождает упрощенные схемы, помогающие индивиду ориентироваться в социальном пространстве, идентифицировать себя с этнической общностью и установить определенные взаимоотношения с иноэтничными группами.

    Источником  стереотипа об ином этносе может быть либо мимолетный контакт, либо информация, полученная из СМИ, литературы (вторичные  источники), зафиксированная в сознании этноса. По мнению А.К. Байбурина, «механизм  стереотипизации основан, во-первых, на хранении, передаче и аккумуляции  социокультурной информации, во-вторых, на отборе наиболее значимых фрагментов в условиях постоянного обновления. Существенное влияние на формирование стереотипа оказывает операция сравнения, сопоставления себя с другим объектом, определение того, насколько свойства собственного этноса отличаются от другого. Стереотипизация наиболее значимой информации позволяет не только осуществлять отбор, но и сохранять ее рабочий  объем».

    Каждому этносу свойственны определенные достоинства  и недостатки, которые могут поразному  трактоваться другими этническими  группами. В содержании этнических стереотипов могут присутствовать предписания к действию в отношении  представителей данного этноса. Этнические стереотипы принято подразделять на автостереотипы (этнические стереотипы о себе) и гетеростереотипы (этнические стереотипы о других). Автостереотипы – это набор представлений, оценок и суждений этнической общности о  самой себе. Информация о своем  прошлом, языке и культуре находит  отражение в легендах, художественных произведениях, а также в прессе. Как правило, по отношению к собственной  этнической группе формируются положительные  характеристики и чувства; наблюдается  тенденция если не к преувеличению  значения достижений и исторической роли своего этноса, то, по крайней мере, к акцентированию внимания на событиях и качествах, характеризующих этнос  с лучшей, героической стороны, и  предания забвению тех, которые в  какой-либо мере дискредитируют этнос. Гетеростереотипы, т.е. оценочные суждения о других этносах, могут быть положительными или отрицательными в зависимости  от исторического и личного опыта  взаимодействия данных этносов. Нужно  отметить, что у всех отношений  стереотипизации поведения существует единая основа. Даже определяя другую этническую группу, этнос по принципу бинарной оппозиции имеет в виду самого себя, свои собственные характеристики, свои «границы в поведенческом континууме». Если «они»– бездельники, то «мы» –  почти наверняка трудолюбивые, если «они» – подлые, то «мы» – скорее всего честные и т.д.

    Этнические  стереотипы, функционирующие в общественном и индивидуальном сознании, имеют  разный механизм возникновения, закрепления  и проявления, в соответствии с  которым их можно разделить на две группы. По свидетельству С.В. Гладких, первая группа стереотипов (этнические стереотипы поведения) формировались  на протяжении многих столетий; они  перешли в ранг мифологизированных и являются устойчивыми, не поддающимися культурным изменениям (например, этностереотипы Лаоса, Тайваня, Японии). Вторая группа стереотипов (этнические стереотипы мышления) формируется стихийно в процессе межкультурной коммуникации, этнических столкновений, с помощью средств  массовой коммуникации;они являются подвижными, изменчивым. Стереотипы первой группы выработаны и проверены на практике не одним поколением предков, представляют собой жестко фиксированные  образования, не подвергающиеся влиянию  внешних воздействий. Те привычки, модели поведения, характерные реакции  и взгляды, которые были усвоены  в детстве, являются основой для  формирования этнических стереотипов  поведения, которые потом проявляются  в предпочтениях, начиная от приема пищи и заканчивая отношением к другому  этносу.

Информация о работе Этнические стереотипы поведения