Этническая эдентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы можно выделить:
Исследовать понятия этничность, идентичность и составного понятия этническая идентичность.
Исследовать причины перехода от осознания своей этнической идентичности к этническим конфликтам.
Исследовать этнические конфликты в России на примере «Манежки».

Вложенные файлы: 1 файл

этническая идентичность_И-100_ЧухланцевН.Н..docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Этническая идентичность. Данная проблема получила свое развитие примерно в середине XX века, и тем самым характеризуется малой изученностью как зарубежным, так и отечественным научным сообществом. И является значимым аспектом в развитии России как многонациональной страны.

Являясь достаточной молодой, данная проблема подвергается активному  изучению. И с каждым годом количество монографий по этой проблематике возрастает. Одними из авторов работ по этой проблеме в исторической антропологии являются:

- Хотинец В. Ю. Этническое  самосознание.1

В предлагаемой монографии рассматривается этническое самосознание человека, изучение которого, безусловно, является актуальным и перспективным  направлением развития отечественной  этнопсихологии. В данном издании впервые в российской психологии наиболее полно представлены результаты теоретических и эмпирических исследований этнического самосознания.

- Крысько В. Г. Этническая  психология.2

Этнопсихология изучает  своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных  этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных  наук. В монографии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллективах.

- Тишков В.А Очерки  теории и политики этничности  в России.3

Сборник научных статей и  очерков В. А. Тишкова освещает природу  и политическую роль этнического  фактора и национализма в России, проблемы антропологии власти и управления в многоэтничном обществе. На основе новейших теоретических подходов делается историко-культурный анализ ряда этнических конфликтов (ошского, осетино-ингушского и войны в Чечне), а также  формулируются предложения по стратегии  и механизмам национальной политики, включая вопросы предотвращения и разрешения конфликтов и гражданского нацие-строительства.

Задачами данной курсовой работы можно выделить:

  1. Исследовать понятия этничность, идентичность и составного понятия этническая идентичность.
  2. Исследовать причины перехода от осознания своей этнической идентичности к этническим конфликтам.
  3. Исследовать этнические конфликты в России на примере «Манежки».

Во время анализа и  проведения исследования были привлечены следующие источники:

-Письменные

А) Новая философская энциклопедия4

Б)Социальные опросы и интервью5  

Глава 1.

Определение понятий этничность, идентичность и составного понятия этническая идентичность.

До недавних пор понятие  идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках  и журнальных публикациях, этого  понятия не найти даже в последних  изданиях психологических словарей. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической  печати, однако по-прежнему для большинства  читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный  категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание  человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать  основную потребность и найти  свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.

«Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства)».6

Но термин этническая идентичность состоит из двух отдельных терминов, каждый из которых требует отдельного изучения.

Этничность – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация). Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от др., обладающих иными параметрами тех же характеристик. Но среди научного сообщества также нет единства в подходе к определению феномена этничности, но есть некоторые свойственные общностям характеристики, которые позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой. К числу таких характеристик относятся:

  1. наличие разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, наличие единого языка, общих черт материальной и духовной культуры;
  2. политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, напр., государственность, которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе;
  3. чувство отличительности, т.е. осознание членами группы своей принадлежности к ней, и основанные на этом формы солидарности и совместные действия.

Этничность формируется  и существует в контексте того социального опыта и процессов, с которыми связаны люди. Некоторые  участники этих процессов идентифицируются другими как члены определенной этнической группы. С внутригрупповой  точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от других групп, даже если они в культурном отношении очень близки. В последнее время выделяют три основных подхода к пониманию этничности: эссенциалистский (примордиалистский - одно из научных направлений в этнологии, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками. Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях.), инструменталистский и конструктивистский.

Первый подход предполагает, что «этническая идентификация (в русифицированном варианте – «национальная принадлежность») основана на глубоких и основополагающих связях с определенной группой или культурой, а значит, и на существовании реальных, осязаемых основ этой идентификации, которые могут рассматриваться или как преимущественно биологические, или как культурно-исторические факторы. Осознание групповой принадлежности как бы заложено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции. В крайней форме этот подход рассматривает этничность в категориях социальной биологии как расширенную форму родственного отбора и связи, как изначальный инстинктивный импульс.

Культурный вариант примордиализма рассматривает этничность как, прежде всего разделяемую членами группы общность, которой присущи объективные единые характеристики: территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение и даже психический склад. Некоторые полагают, что этническая общность имеет первичное значение как социальный архетип и ее игнорирование в социологии и политике является глубоким заблуждения. «Этничность – это социальная форма групповой лояльности и экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность»7. На основе «этнических корней» создается целая генеалогия современных наций. Для групповых этнических категоризаций широко используются историко-лингвистические классификации, историко-археологические и физико-антропологические реконструкции, которые привязываются к современной номенклатуре этнических групп и к их историческому и пространственному картографированию.

Более современные подходы  в рамках этой традиции признают субъективную природу этничности, как и любой  др. формы групповой социальной идентичности, только обращенной в прошлое и  оформленной в современном бытовании  через культурно-языковые характеристики. Эти характеристики устанавливаются  через географическое расселение и  историю той или иной группы. В  свою очередь культурный багаж и  его преемственность позволяют  находить личное и социальное значение человеческого существования и  дают ответ, почему индивид ведет  себя и действует в соответствии с определенной традицией. Культурно-языковая или психокультурная интерпретация этничности в рамках примордиализма также рассматривает этническую идентичность как неотъемлемую психологическую часть «Я», а ее изменение как неестественное и навязанное человеку. Подобные взгляды на этичность широко распространены в обществах, где этнокультурным различиям придается особая значимость вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построения государственности на этнической основе. В рамках этого подхода выполнены основные труды в отечественной этнографии. Остаются его авторитетные сторонники и в зарубежной науке.

В то же время социальное значение этничности включает помимо эмоциональных моментов также и  рационально-инструменталистские ориентации. Этичность, обычно пребывающая в  латентном («спящем») состоянии, мобилизуется и используется для повышения  социальной мобильности данной этнической группы, преодоления конкуренции, доминирования  и социального контроля со стороны  др. групп, оказания взаимных услуг  и солидарного поведения внутри группы, продвижения своих политических позиций и пр. Инструменталистский  подход с его интеллектуальными корнями в социологическом функционализме рассматривает этичность как результат политических мифов, создаваемых и манипулируемых культурными элитами в их стремлении к привилегиям и власти. Этичность возникает в динамике соперничества элит в рамках, определяемых политическими и экономическими реальностями. Иногда функционализм обретает психологическую окраску, и тогда манифестации этничности объясняются как средство восстановления утраченной коллективной гордости или как терапия от нанесенных травм.

«Идентичность – категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самим себе» целостностей»8.

Идентичность есть не свойство (т.е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия. В строгом смысле слова идентичность может быть атрибутирована только индивидами, поскольку только индивиды обладают качеством субъектности и, соответственно, способны относить или не относить к себе определенные значения. Поэтому  термин идентичность для  групп применим лишь в переносном, метафорическом смысле. Например, начиная с середины 80-х гг. в политологии стало общепринятым говорить о субъектах международных отношений как о конкурирующих друг с другом «идентичностях» («исламской», «христианской», «западной», «восточной», «евразийской» и т.д.). Однако на деле такие образования не представляют собой устойчивых единств, а распадаются на множество более мелких – в конечном счете, на индивидов, которые только и могут идентифицировать себя в качестве членов той или иной группы. Идентичность делится на два вида:

  1. Индивидуальная, подразумевающая собой совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности.
  2. социальная идентичность – результат идентификации (отождествления) индивида с ожиданиями и нормами его социальной среды.

В зависимости от того, что  выступает основанием идентификации (профессиональная или этническая группа, регион, политическое движение и т.д.) можно выделить различные типы социальной идентичности: профессиональная (шахтер, инженер, врач, спортсмен и т.д.), этническая (баварец, каталонец, татарин, фламандец  и т.д.), региональная (сибиряк, техасец, северянин, дальневосточник и т.д.), политическая (коммунист, демократ, националист, либерал и т.д.). Место этнической идентичности в структуре личности может меняться. В одних условиях она не играет существенной роли или  вообще не выражена (этнический индифферентизм), в др. выступает на первый план или  даже доминирует, вытесняя иные идентификации  индивида. Процессуальный и ситуативный  характер этнической идентичности особенно очевиден в ситуации большого города. Самоидентификация индивидов с  той или иной этнической группой  зависит от целого ряда обстоятельств (наличие ярко выраженных «других», возможности социальной интеграции, политические и правовые нормы, действующие  в данном сообществе по отношению  к культурным меньшинствам и т.д.). В любом случае, однако, активизация  этнической идентичности связана не с «пробуждением» некой дремавшей  в глубине индивидуального сознания способности, а с наличием ситуации, обусловливающей определенный тип  поведения (в частности, коллективную солидарность по этническому признаку). Решающим в проявлении этнической идентичности (этничности)выступает, не набор «вещественных» признаков (фенотипические характеристики, язык, культурные особенности, религия), а то значение, которым эти признаки нагружаются в процессе социальной коммуникации. Этническая идентичность складывается не столько в результате внешнего определения (приписывания), сколько в результате самоопределения, самосознания индивида. В повседневности часто совмещают понятия этническая идентичность и национальная идентичность, но на самом деле это не одно и тоже. Самосознание индивидов в качестве членов определенного этноса может формироваться на сверхэтнической основе (индийцы, канадцы, австралийцы, филиппинцы, швейцарцы, индонезийцы, бельгийцы, американцы и др.). Национальная идентичность предполагает самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) сообществом. Поскольку большинство современных государств являются полиэтническими, гражданско-политическое и культурное измерение национальной идентичности имеет приоритет над ее этническим измерением.

Информация о работе Этническая эдентичность