Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина.

Содержание

Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 7
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа вариант 3.docx

— 45.72 Кб (Скачать файл)

    Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

    Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, выполняет ту роль, которую некогда выполняло общественное сознание.

    В следствии все увеличивающейся  специализации труда индивиды вынуждены  обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

    Плодотворность  теории Э. Дюркгейма в том, что, пользуясь ею, можно более глубоко понять социально-политические процессы, происходящие в современном обществе. Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно должно склоняться к тоталитаризму.

    Демократия  – вершина общественного развития и вместе с тем самая сложная  форма социальной организации общества. Сложность заключается в том, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе. Его поведение становится многовариативным.

    Тоталитарное  общество держится на том, что все  люди, независимо от их желания, жестко выполняют одни и те же нормы. Для  каждой нормы предписан только один вариант ее соблюдения. В таком  обществе нет ошибок, отклонений, нескольких вариантов выполнения одного и того же действия. Человек должен знать  нормы и автоматически им следовать. В демократическом обществе граждане соблюдают нормы не автоматически, а осмысленно. Здесь допускается  множество вариантов поведения, наказываются не ошибки, а преступления, то есть умышленные попрания важных норм [4].

    В своей работе «О разделении общественного  труда» (1893)  Э. Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Э. Дюркгейма. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.[1, с. 175]

    Основное  значение в своей научной деятельности Э. Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают большое значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия (от греч. nomos - закон и отриц. частицы) - утрата норм, ценностей, морали, культуры (состояние безверия). Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах. Выход из состояния аномии, характерного для современного ему общества, Э. Дюркгейм видел в развитии новых социальных групп - профессиональных корпораций, и способных выполнить функцию нормативной регуляции и обеспечить индивидам чувство общности и защищенности.

    Последовательно проводя мысль о «коллективном  сознании» как источнике и  регуляторе общественной жизни и  общественного развития, Э. Дюркгейм распространяет ее и на происхождение философских категорий. По его мнению, логические категории - суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость. Он отмечал, что коллективные представления – продукт громадной кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт. В коллективных представлениях, по Э. Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и сложная, чем умственная жизнь индивида.

    Из  аналогии с организмом Э. Дюркгейм выводил также свои понятия «нормального типа» обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.

    Актуальный  характер имеет учение Э. Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений».

    Социальное  здоровье, по Э. Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Э. Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

  1. Что такое парадигма  в социологической  интерпретации? Какие  парадигмы можно  выделить в социологии?
 

    Paradeigma: (para - подле, возле, против, почти, deigma - образец, пример, проба) в переводе с греческого означает - то, что возле образца, но как бы вопреки ему, причем почти то же, что образец, но все же нечто иное и самодостаточное, одним словом - первообразец.

    Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является образцом для решения исследовательских задач. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Томас Кун (1922–1994). Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

    Преобладает точка зрения, что социология относится  к разряду “мультипарадигматических”  дисциплин, для которых характерно наличие не одной, а нескольких парадигм.

    Необходимо  также отметить, что наличие в  социологии нескольких парадигм также  подтверждает ее статус самостоятельной  науки. Все социологические парадигмы  можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные  общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

    Одной из самых распространенных среди  них является классификация российского  социолога Г. В. Осипова, который  выделял следующие группы социологических  парадигм:

    1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

    2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

    3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

    В западной социологической мысли  сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических  парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

    Парадигма социального конфликта. Основоположником считается Георг Зиммель. Конфликт - естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

    Теория  социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Суть заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер. Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

    Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием парадигмы является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

    Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с предыдущей (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

    Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Парадигма основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и, прежде всего, стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

    Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях  и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических  парадигмах уделяется межличностным  взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

    Вообще  необходимо отметить, что в современной  социологии очень ярко проявляется  тенденция к плюрализму различных  парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро  ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии  в социологии. Этот факт позволяет  говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Э. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Э. Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

    Э. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества