Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Он доказывал, что общество - это реальность, которая обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Э. Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике.

Содержание

Введение 3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4
2. Основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества 9
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 13
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Социология контрольная.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)


Калужский филиал Всероссийского  заочного финансово – экономического института

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Социология» на тему:

 

«Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Борисова Екатерина  Николаевна

Специальность:

Менеджмент организации

Факультет: Менеджмент и  маркетинг, день

Зачётная книжка № 10ММД46277

Руководитель:

                                                                                             Нечаева Ольга Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга 2011г

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наиболее значительный представитель социологического позитивизма  конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина.

Э. Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как  профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.

Он доказывал, что общество - это реальность, которая обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Э. Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике.

Также он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Многие его последователи  участвовали в социалистическом движении. Вместе с тем Э. Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции.

Все более или менее  значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Скончался Э. Дюркгейм 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем  в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

1. Учение о методе  Э. Дюркгейма и концепция социального  факта. Особенности «социологизма»  Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином. Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма интересовало ее применение в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне.

Основное  значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах.

Социология стала в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.

Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

Основные принципы классической методологии:

1) Социальные явления  подчиняются законам, общим для  всей действительности. Нет никаких  специфических социальных законов.

2) Социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.

3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.

4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».

По существу, Дюркгейм дал новую  методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи  две особенности:

1) натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы;

2) социологизм — утверждение  специфичности и автономности  социальной реальности, ее превосходства  над индивидами.

В конкретной исследовательской практике социологизм означал:

- необходимость изучения «социального через социальное, объяснение всех социальных явлений социальной средой их существования».

- изучая общество, нужно пользоваться только социологическим способом.

Дюркгеймовская концепция  социологии основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма – доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой будет социальный факт. Для вычленения социологии необходимы две вещи:

- особый предмет,  отличающийся от предметов всех  других наук;

- предмет должен  быть доступен наблюдению и  должен поддаваться объяснению  подобно тому, как объяснимы и  наблюдаемы факты в области  других наук.

Это двойное  требование ведет к двум знаменитым формулам, в которых обычно резюмируется учение Дюркгейма: социальные факты следует рассматривать как вещи; отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на людей. 

Социология, как  считал Дюркгейм, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал  прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции.

Дюркгейм хотел  придать социологии статус самостоятельной  науки со своим специфическим  объектом, социальными фактами и  сравнительным эмпирическим методом. Поэтому социология Дюркгейма знаменует собой также и признание науки об обществе как академической дисциплины: «Дисциплина лишь тогда заслуживает наименования науки, когда у нее есть своя отграниченная область исследования. Ибо наука занимается одним предметом, реальностью».

По отношению  к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает  уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1885г.) Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науки.

 Первое правило  состоит в том, чтобы «рассматривать  социальные факты как вещи».  Это означает, что: 

- социальные факты внешни для индивидов;

- социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;

- устанавливаемые между двумя и множеством социальных фактов отношения причинности помогают формировать постоянные законы функционирования общества.

Второе правило состоит  в том, чтобы «систематически отмежевывать от всех врожденных идей». Это означает, что:

- социология прежде всего должна порвать со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

- она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит  в признании предмета  (первенства, приоритета) целого над составляющими  ее частями. Это означает признание  того, что:

- источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

- общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивид.

Дюркгейм убедительно  продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людей в своей книге «Самоубийство» («Suicide», 1897), которая стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. Здесь Дюркгейм осуществил кропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Более того, он применил статистические методы для исследования населения. С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими или психологическими факторами, Дюркгейм воспользовался правительственными статистическими отчетами. В качестве альтернативного объяснения он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Будучи социальным фактом, самоубийство поддается объяснению с помощью социальных факторов. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств у различных групп европейцев и обнаружил, что для некоторых групп характерен повышенный показатель. Среди протестантов самоубийства имеют место чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем те, кто состоит в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения. Кроме того, он обнаружил, что в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций, в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности. На основании полученных результатов Дюркгейм пришел к выводу, что различные показатели самоубийств являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы.

 

 

 

 

 

 

2. Основное содержание  социальной теории Эмиля Дюркгейма  – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества

В качестве связующей  категории между обществом и  ценностными представлениями Дюркгейм вводит понятие «солидарность»  (которое уже встречалось у  Конта) как взаимодействие индивидуальных психик. Это взаимодействие создает  систему общих ценностей и чувств, «коллективное сознание», которое несводимо к отдельным индивидам.

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного  состояния. Работа «О разделении общественного труда» была написана в 1893 году. В ней Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. В ее основание он положил понимание общества как самодостаточной, объективно существующей, независимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Дюркгейма. В признании первичности социальной организации он схож с Марксом. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.

Коллективное  сознание и возникающая как его  следствие солидарность отдельных  людей являются связующим средством, без которого не существует общественного  порядка. Однако его форма и действие определяются структурой общества. В просто структурированных, сегментарных обществах индивиды весьма похожи друг на друга и по своим представлениям, и по своей жизненной ситуации; и именно на этом сходстве основывается их солидарность; она является той «механикой», той действующей силой, которая поддерживает общественный порядок. Дюркгейм именует ее «механической солидарностью».

В отличие от этого специализация в обществах  с развитой системой разделения труда  обусловливает различия в обстоятельствах  жизни и сознании, которые не оказывают разрушительного воздействия, поскольку люди зависят друг от друга именно в силу своего различия. Как в организме с его различными функциями органов, так и в этих социумах общественное устройство основывается на разделении труда и кооперации, на функциональных связях. Дюркгейм именует его поэтому «органической солидарностью». Оба типа наличествуют в конкретных обществах в смешанной виде; однако в современных обществах превалируют элементы органической солидарности, а в примитивных, архаичных и традиционных обществах – элементы механической солидарности (табл. 1).

                                                                                                                 Таблица 1

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества