Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Социологическое мировоззрение Э.Дюркгейма сформировалось под влиянием Конта, а также Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ревунье. Постулируя научный характер социологии, он стремился внедрить в ней рациональные принципы и методы естественных наук.
Главный принцип методологии Дюркгейма заключен в его знаменитом афоризме: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи", — что означало установку на изучение социальных явлений не путем интроспекции (явной и скрытой), а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………….
4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………….
7
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………………………….
10
Заключение…………………………………………………………………..... 11
Список используемой литературы………………………………………….. 12

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

ФГОБУ ВПО 
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Социология»

на тему:

«Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества»

Вариант 3

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………….

 

4

2. Основное содержание социологической  теории Э. Дюркгейма – поиск  социальной солидарности. Нормальное  и патологическое в развитии  общества……………………………………………………………………….

 

 

7

3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………………………….

 

10

Заключение………………………………………………………………….....

11

Список используемой литературы…………………………………………..

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социологическое мировоззрение Э.Дюркгейма сформировалось под влиянием Конта, а также Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ревунье. Постулируя научный характер социологии, он стремился  внедрить в ней рациональные принципы и методы естественных наук.

Главный принцип методологии Дюркгейма  заключен в его знаменитом афоризме: "Социальные факты нужно рассматривать  как вещи", — что означало установку  на изучение социальных явлений не путем интроспекции (явной и скрытой), а извне, через их внешним образом  фиксируемые признаки, как это  происходит с изучением объектов природного мира.

Профессиональная  деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.

Выбрав  данную тему, я имею  возможность  более полно познакомиться с  французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Влияние его идей присутствует в  самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической  теории, до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее  значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской  социологической школы. В самых  разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

 

 

 

 

 

 

1. Учение о методе Э. Дюркгейма  и концепция социального факта.  Особенности «социологизма» Э.  Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) – великий французский  философ, социолог, профессор Бордоского (с 1887 г.) и Парижского (с 1902 г.) университетов, основатель и редактор журнала "L'Angeе sociologique" (с 1898 г.). Один из общепризнанных создателей социологии как науки.

Дюркгейм  был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская  национальная традиция, начало которой  положил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» , удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».

Важную  роль в формировании воззрений Дюркгейма  сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической  школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались  в полемике с концепциями английского  мыслителя. Однако в исследованиях  Дюркгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма 

и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером  французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма  к этнографическому материалу, в  значительной мере стимулировалась  работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.

Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он считая, что для его  понимания нужно исследовать  все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм  следующим образом: «Социализм - это  тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций  из диффузного состояния, в котором  они находятся, к организованному  состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее  полной социализации экономических  сил».

Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто  обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и  упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить  полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности  социологических воззрений французского ученого.

Для понимания  дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем  два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая  сторона социологизма», т. е. концепция  социальной реальности, выражена в  следующих базовых положениях.

1. Социальная  реальность включена в универсальный  природный порядок; она столь  же устойчива, основательна и  «реальная, как и другие виды  реальности, а потому, подобно последним,  она подчинена действию определенных  законов.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

3. Онтологическая  сторона «социологии» сводится  к признанию основательности  и автономии социальной реальности.

Таким образом, характерная онтологическая черта  «социологизма» - это «социальный  реализм», хотя у Дюркгейма он и  не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича.

Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и  симметричен ему.

Методологический  монизм Дюркгейма резко контрастировал с дуалистическими трактовками  научной методологии, противопоставлявшими «объяснение» и «понимание» (В. Дильтей), «номотетический» и «идеографический» (В. Виндельбанд), «генерализирующий» и  «индивидуализирующий» (Г. Риккерт) методы в естественных науках и науках о  культуре Эта тенденция, характерная  для немецкой философии того времени, в целом не была присуща Франции, где в социальных науках господствовали позитивистская методология и представление  о единстве научного знания.

Однако  «социологизм» Дюркгейма выходит  за рамки этого методологического  принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так  и объясняющих фактов. Социологический  способ объяснении провозглашается  единственно верным, исключающим  другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая  наука о социальных фактах, но и  как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые  различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику  и др.

Таковы  основные принципы «социологизма», посредством  которых Дюркгейм обосновывал необходимость  и возможность социологии как  самостоятельной науки.

 

 

 

 

2. Основное содержание социологической  теории Э. Дюркгейма – поиск  социальной солидарности. Нормальное  и патологическое в развитии  общества.

Тема  изучения природы и характера  социальной связи вообще является, пожалуй, центральной во всем научном  творчестве Э.Дюркгейма. К чему бы он ни обращался - к проблемам типологии  обществ или к выявлению социальных факторов, к изучению разделения труда  или раскрытию роли религии - везде  его постоянно занимает одно: что  заставляет людей сплачиваться воедино, притягиваться друг к другу, а  что разъединяет их? " Каждый знает, что мы любим того, кто похож  на нас, кто мыслит и чувствует, как  мы. Но не менее часто встречается  и противоположное явление. Часто  случается, что мы чувствуем влечение к людям, которые на нас непохожи, именно потому, что они непохожи на нас". Исходя из этого, он считает  необходимым различать две формы  социальной солидарности:

1. Механическая солидарность преобладает, по Э.Дюркгейму, в архаических или примитивных обществах. Это солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего - язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде изустных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Механической солидарностью легко управлять. При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным.

2. Органическая солидарность, складывающаяся в более развитых, продвинутых обществах, - это продукт дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь - чем дальше, тем сильнее - отличаются друг от друга по самым разным характеристикам. Однако именно вследствие этого они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись - обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к все более глубокой взаимозависимости, а значит, к все большему сцеплению этих "социальных частиц". Разделение труда здесь понимается не только как чисто экономическое, но, скорее, универсальное, всеобъемлющее социальное явление. Каждый из людей по отдельности несовершенен, дополняя же друг друга, они создают мощную интеграцию. Такой тип солидарности называется "органическим" по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают возможности для функционирования организма как целого. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь там, где доминирует органическая солидарность.

Эти понятия  он вводит в своей первой работе "Об общественном разделении труда  ", считая, что именно характер и  глубина разделения труда если не определяет, то довольно адекватно  отражает общий уровень развития общества и формирует тот или  иной господствующий тип социальной связи.

Актуальный характер имеет учение Э.Дюркгейма о различиях нормального  и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное  им положение о том, что важно  найти «объективный критерий, неотделимый  от самих фактов и позволяющий  нам научно различать здоровье от болезни, в разных разрядах социальных явлений».

Социальное здоровье, по Э.Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности  адаптироваться к условиям среды  и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь  общества может зародиться в любой  его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое  значение придает Э.Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы  социально здоровых и эффективных  стимулов деятельности и общения  людей.

Представляет  интерес анализ Э.Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности  людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого  человека. Социальная жизнь, по Э.Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного  существа», имеет общественную природу  и сущность. В силу самого факта  коллективного существования индивидов  они воздействуют друг на друга и  выступают как социально ориентированные  в своих действиях личности. При  этом они придерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Э.Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни.

Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Э.Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских  доктрин» и почти всегда опирается  на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет            Э.Дюркгейм, социология давно стала  самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим  делом. Труды самого Э.Дюркгейма  сыграли заметную роль в становлении  и развитии социологии как самостоятельной  науки.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества