Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Социологическое мировоззрение Э.Дюркгейма сформировалось под влиянием Конта, а также Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ревунье. Постулируя научный характер социологии, он стремился внедрить в ней рациональные принципы и методы естественных наук.
Главный принцип методологии Дюркгейма заключен в его знаменитом афоризме: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи", — что означало установку на изучение социальных явлений не путем интроспекции (явной и скрытой), а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………….
4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………….
7
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………………………….
10
Заключение…………………………………………………………………..... 11
Список используемой литературы………………………………………….. 12

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Что такое парадигма в социологической  интерпретации? Какие парадигмы  можно выделить в социологии?

Социологическая парадигма – это система наиболее общих, исходных и важных оснований  достаточно признанной социологической  теории, 
определяющая ее концептуально-методологический подход к постановке и 
решению социальных задач.

Социология, как свидетельствуют ее история  и особенно современность, – это  не монопарадигмальная, а полипарадигмальная наука. Ее развитие связано с постоянным возникновением, обоснованием, расширением  влияния одних парадигм, опровержением  и падением других, их противоборством  и сменой. Многообразие социологических  парадигм не исключает возможности  и их группировки.

Одна  и та же парадигма может лежать в основе не одной, а ряда теорий, и разрабатываться представителями  нескольких социологических школ. Социологическая  школа – это более или менее  крупная и признанная группа социологов, исследующая общество на основе выработанных ею исследовательских традиций и  в соответствующих институциональных  рамках. Яркими примерами здесь могут  служить Чикагская школа эмпирической социологии при Чикагском университете и Дюркгеймовская (Французская) социологическая  школа, сложившаяся вокруг основанного  Э.Дюркгеймом журнала «Социологический ежегодник». От социологических школ нередко отличают направления в  социологии, объединяющие тех социологов, которые разрабатывают определенную идентичную проблематику и/или имеют  общие мировоззренческие позиции (например, конфликтологическое, позитивистское, антропологическое, психологическое, гуманистическое направления в  социологии). 

 

Заключение

Э.Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Э.Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию.

Важное значение в социологии Дюркгейма  имела трактовка общества как  преимущественно нравственной реальности. Как и для О.Kонта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

 

 

 

Список используемой литературы

1.Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2.Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин). Питер, 2007.

3.Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, проспект, 2004

4.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд. М., Библионика, 2006.

5.Социология. Курс лекций. Учебное пособие./ Ю.Г. Волков (и д.р.), изд. 2е, Ростов Н/Д, Феникс, 2006.

6.Смелзер Н. Социология. М., Феникс, 1994.

7.Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

8.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

9.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

10.Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.


Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества